Внутренняя и внешняя согласованность
Использование сетки при работе над макетом позволяет добиться единообразия без ущерба для непротиворечивости. |
Поскольку веб-сайты часто разрабатываются неправильно (частями, под влиянием сиюминутных приоритетов, в отрыве от прочей дизайнерской работы в компании), для них
Характерны проблемы с согласованностью визуального дизайна. Эти проблемы принимают две формы:
• Во-первых, внутренние противоречия, возникающие из-за применения разных подходов к дизайну различных частей сайта.
• Во-вторых, внешние противоречия, при которых сайт отражает иной подход к дизайну по сравнению с остальной продукцией компании.
Ключ к удачному решению проблем внутренней согласованности кроется в понимании компоновки сайта. Определите, какие элементы дизайна вновь и вновь возникают в различных контекстах, сопутствуя проблемам дизайна интерфейса, навигации и информационного дизайна сайта. Убрав соответствующий элемент дизайна из этих контекстов до его разработки, вы ясно увидите локальную проблему, которую следует решить, и не будете отвлекаться на глобальные проблемы, вызванные контекстом. Вместо того чтобы снова и снова переделывать один и тот же элемент, вы можете изучить его изолированно, разработать один раз и затем использовать повсюду на сайте.
Очевидно, чтобы такой подход работал, мы все равно должны проверить наш элемент в различных контекстах, в которых он появляется. Возможно, большая круглая кнопка «СТОП» хорошо подходит для страницы подтверждения платежа, но будет отнюдь не так уместна на переполненной элементами странице, где уточняются характеристики продукта. Оптимальный подход состоит в том, чтобы изолировать каждый элемент дизайна, спроектировать его, протестировать в различных контекстах, а затем при необходимости переработать.
Хотя многие элементы дизайна будут созданы изолированно друг от друга, работать они все же должны совместно. Удачный дизайн - это не просто собрание отдельных, пусть даже хорошо спроектированных, объектов. Эти объекты должны образовать систему, работающую как непротиворечивое единое целое.
Проблемы внешней согласованности часто имеют историческую подоплеку: многие веб-сайты начинали свое существование в корпоративных IT-отделах, сотрудники которых, как правило, имели смутное представление о корпоративных стандартах визуального дизайна (и к тому же зачастую располагали очень ограниченным доступом к ним). На заре развития Сети это усугублялось серьезными техническими ограничениями, которые новая информационная среда накладывала на дизайн. Отделы маркетинга, привыкшие к практически безграничным возможностям печатных и радиотрансляционных средств передачи информации, открещивались от веб-дизайна как от примитивного средства, на которое жалко тратить ресурсы. Отделы IT, предоставленные самим себе, приспособились к ограничениям нового средства передачи информации и постепенно выработали собственные стандарты дизайна.
Однако в наши дни в большинстве компаний отделы маркетинга непосредственно контролируют внешний вид вебсайта компании. Кроме того, успехи технологии и современные изощренные методы реализации позволяют вебсайтам в большей степени походить на своих печатных и телевизионных собратьев. В результате сайты, коренным образом отличающиеся по внешнему виду от остальной продукции своих владельцев, встречаются все реже.
Мы по-прежнему не в состоянии достичь в веб-дизайне всего того, что возможно в других средствах передачи информации. Тем не менее мы сильно выиграем, если корпоративные стили для Сети и для офлайновых материалов будут максимально согласованными. Это не означает, что они должны быть абсолютно одинаковыми, - они просто должны производить одинаковый эффект.
Стремясь к согласованности дизайна в разных средствах передачи информации, вы создадите у вашей аудитории (клиентов, потенциальных клиентов, акционеров, сотрудников, случайных посетителей) целостное впечатление о вашем бренде. Согласованность идентичности бренда сказывается на дизайне вашего сайта на всех уровнях - от навигаци-
Онных элементов, появляющихся на каждой странице, до маленькой кнопки, встречающейся лишь однажды.
Использование на веб-сайте стиля, отличного от того, который представлен в других информационных средах, не просто отрицательно влияет на мнение аудитории о сайте. Оно сказывается на мнении о компании в целом. Люди положительно реагируют на компании с четко определенной идентичностью. Непоследовательный визуальный стиль подрывает ясность образа вашей компании и оставляет у аудитории впечатление, что фирма сама еще не до конца поняла, что она из себя представляет.