Веб-дизайн

Соглашения и метафора

Привычки и рефлексы лежат в основе нашего взаимодей­ствия с окружающим миром. В самом деле, если бы мы не умели превращать значительную часть своих действий в рефлексы, мы успевали бы за день гораздо меньше. Представьте на минутку, что вождение машины по-преж­нему вызывает у вас те же трудности, что и в первый раз! Наше умение водить машину, готовить еду или пользо­ваться компьютером и при этом не погружаться в эти заня­тия с головой возникает как результат выработки большо­го количества мелких рефлексов.

Соглашения позволяют нам использовать эти рефлексы в различных обстоятельствах. У меня была машина, с ко­торой у моих друзей всегда возникали проблемы. Когда кто-нибудь из них садился за руль, он первым делом вклю­чал дворники. И вовсе не потому, что считал лобовое стек­ло грязным (хотя иногда оно, конечно, действительно бы­ло грязным), а потому, что пытался включить фары. Рас­положение ручек управления в моей машине не соответст­вовало соглашениям, к которым все привыкли.

Телефоны - еще один хороший пример важности соглаше­ний. Время от времени изготовители экспериментировали с расположением кнопок на аппарате, отходя от принятого стандарта 4x3. Они пытались расположить кнопки в два ряда по шесть штук или в три ряда по четыре. Периодиче­ски появляются модели с круговым расположением кно­пок, но это происходит все реже, по мере того как их дис­ковые предшественники скрываются в тумане технологи­ческого забвения.

Казалось бы, расположение кнопок на телефоне не должно играть большую роль, но на самом деле оно весьма важно. Если мы измерим время, которое тратит человек, пытаясь разобраться с расположением кнопок на нестандартном аппарате, выяснится, что оно составляет примерно три се­кунды на звонок. Вроде бы немного, но для звонящего это не просто потерянное время - эти три секунды заполнены отрицательными эмоциями, потому что задача, обычно ре­шаемая на рефлекторном уровне, стала невыносимо мед­ленной из-за того, что из-под ног пользователя выбили почву соглашений.

Более того, матрица кнопок 4x3 настолько укоренилась, что стала стандартом для других устройств с кнопками, не имеющих никакого отношения к телефонам, например для микроволновых печей или пультов дистанционного управления телевизорами и видеомагнитофонами. (Инте­ресно, что телефонная клавиатура не является единствен­ным стандартом в этой области. Десятиклавишный стан­дарт первых электронных калькуляторов, в котором ряды кнопок идут в порядке, обратном порядку на телефоне, сей­час можно увидеть на компьютерных клавиатурах, у бан­коматов, кассовых аппаратов и специализированных уст­ройств для ввода данных, например в складских системах. Поскольку в обоих стандартах принята матрица 4x3, лю­дям сравнительно легко адаптироваться к любому из них, хотя наличие единого стандарта было бы идеальным вари­антом.)

Сказанное не означает, что решение любой задачи в про­цессе разработки интерфейса состоит в слепом следовании принятым соглашениям. Вы просто должны осторожно от­носиться к любому отступлению от соглашений и предпри­нимать его только тогда, когда это дает ощутимую выгоду. Чтобы обеспечить успешный опыт взаимодействия, вам потребуются явно сформулированные основания для лю­бого принимаемого решения.

Создание интерфейса, не противоречащего тем интерфей­сам, к которым привыкли ваши пользователи, - важная задача, однако еще важнее создать внутренне согласован­ный интерфейс. Достичь отсутствия внутренних противо­речий вам помогут концептуальные модели функций ва­шего сайта. Две функции, имеющие одну и ту же концеп­туальную модель, вероятнее всего, будут предъявлять сходные требования к интерфейсу. Применение одинако­вых соглашений в обоих местах позволит пользователю, знакомому с одной функциональностью, быстро адаптиро­ваться к другой.

Даже когда концептуальные модели функций различны, идеи, лежащие в основе нескольких моделей, должны все­гда восприниматься сходным (если не идентичным) обра­зом. Такие понятия, как «начать», «завершить», «вернуть­ся», «сохранить», встречаются в самых разных контекстах. Непротиворечивая их интерпретация позволяет пользова­телям применять знания, полученные при работе с другими частями системы, и достигать целей быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Как и в случае с концептуальными моделями, на которых строится проектирование взаимодействия, вы не должны поддаваться искушению построить сайт на наборе метафор. Метафоры, применяемые для выражения функциональ­ных возможностей вашего сайта могут быть остроумными и забавными, но они никогда не дают того эффекта, кото­рого вам хотелось бы достичь. По правде говоря, часто они не дают вообще никакого эффекта.

Порой у вас может возникнуть желание подогнать интер­фейс какой-то функции под интерфейс ее аналога из реаль­ного мира. (Вспомним навигацию на сайте Slate, где пользо­ватель «переворачивал» страницы аналогично страницам реального журнала.) Большинство интерфейсов и средств навигации в реальном мире подвержены влиянию различ­ных ограничений, обусловленных законами физики, свой­ствами материалов и т. п. В Сети подобных ограничений крайне мало.

Проведение аналогий между возможностями вашего сайта и реалиями из жизненного опыта ваших пользователей может показаться хорошим способом разъяснить им, как следует обращаться с этими возможностями. Однако такой подход чаще затуманивает сущность некоторой функции сайта, нежели раскрывает ее. Даже если для вас связь ме­жду возможностью и ее метафорическим представлением прозрачна, она всего лишь одна из возможных ассоциа­ций, которые могут возникнуть в головах ваших пользова­телей (особенно если они живут в иной культурной среде, нежели вы). Что означает эта маленькая пиктограмма те­лефона? Я могу позвонить по телефону с этого сайта? Про­верить голосовую почту? Оплатить телефонный счет?

Конечно, контент вашего сайта должен обеспечить пользо­вателей определенным контекстом, который поможет им до­гадаться, какие функциональные возможности сайта пред­ставлены теми или иными метафорами. Однако чем разно­образнее контент и шире спектр возможностей вашего сай­та, тем менее надежными будут такие догадки, и какая-то часть пользовательской аудитории обязательно сделает не­верное предположение. Будет лучше (и проще), если вы во­обще не станете полагаться на догадливость пользователей.

Избегая метафор, вы реально уменьшите умственную на­грузку на посетителя, пытающегося сориентироваться на вашем сайте и воспользоваться его функциональностью. Пиктограмма телефонной книги, обозначающая список телефонных номеров, возможно, и сработает, но картинка с изображением кафе для обозначения сетевого чата может породить проблемы.

Веб-дизайн

ІТ Компанії у Вінниці: Розквіт технологій у Серці України

Вінниця, як одне з культурних та історичних серць України, не тільки служить плацдармом для туристичних подорожей, але й стає центром технологічного розвитку. IT компанії Вінниці відіграють ключову роль у створенні …

Поисковая оптимизация сайта

Существует мнение, что достаточно просто сделать сайт и все люди (потенциальная аудитория) сразу начнут его видеть и будут заходить на него, совершать покупки, делать заказы и т. д. Это, мягко …

Почтовые клиенты

Почтовые клиенты - это программы для доставки, отправки и хранения почты на своем или локальных сетевых компьютерах. Раньше были более актуальны, чем сейчас - низкая скорость и ограниченность интернет, поэтому …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.