Соглашения и метафора
Соглашения позволяют нам использовать эти рефлексы в различных обстоятельствах. У меня была машина, с которой у моих друзей всегда возникали проблемы. Когда кто-нибудь из них садился за руль, он первым делом включал дворники. И вовсе не потому, что считал лобовое стекло грязным (хотя иногда оно, конечно, действительно было грязным), а потому, что пытался включить фары. Расположение ручек управления в моей машине не соответствовало соглашениям, к которым все привыкли.
Телефоны - еще один хороший пример важности соглашений. Время от времени изготовители экспериментировали с расположением кнопок на аппарате, отходя от принятого стандарта 4x3. Они пытались расположить кнопки в два ряда по шесть штук или в три ряда по четыре. Периодически появляются модели с круговым расположением кнопок, но это происходит все реже, по мере того как их дисковые предшественники скрываются в тумане технологического забвения.
Казалось бы, расположение кнопок на телефоне не должно играть большую роль, но на самом деле оно весьма важно. Если мы измерим время, которое тратит человек, пытаясь разобраться с расположением кнопок на нестандартном аппарате, выяснится, что оно составляет примерно три секунды на звонок. Вроде бы немного, но для звонящего это не просто потерянное время - эти три секунды заполнены отрицательными эмоциями, потому что задача, обычно решаемая на рефлекторном уровне, стала невыносимо медленной из-за того, что из-под ног пользователя выбили почву соглашений.
Более того, матрица кнопок 4x3 настолько укоренилась, что стала стандартом для других устройств с кнопками, не имеющих никакого отношения к телефонам, например для микроволновых печей или пультов дистанционного управления телевизорами и видеомагнитофонами. (Интересно, что телефонная клавиатура не является единственным стандартом в этой области. Десятиклавишный стандарт первых электронных калькуляторов, в котором ряды кнопок идут в порядке, обратном порядку на телефоне, сейчас можно увидеть на компьютерных клавиатурах, у банкоматов, кассовых аппаратов и специализированных устройств для ввода данных, например в складских системах. Поскольку в обоих стандартах принята матрица 4x3, людям сравнительно легко адаптироваться к любому из них, хотя наличие единого стандарта было бы идеальным вариантом.)
Сказанное не означает, что решение любой задачи в процессе разработки интерфейса состоит в слепом следовании принятым соглашениям. Вы просто должны осторожно относиться к любому отступлению от соглашений и предпринимать его только тогда, когда это дает ощутимую выгоду. Чтобы обеспечить успешный опыт взаимодействия, вам потребуются явно сформулированные основания для любого принимаемого решения.
Создание интерфейса, не противоречащего тем интерфейсам, к которым привыкли ваши пользователи, - важная задача, однако еще важнее создать внутренне согласованный интерфейс. Достичь отсутствия внутренних противоречий вам помогут концептуальные модели функций вашего сайта. Две функции, имеющие одну и ту же концептуальную модель, вероятнее всего, будут предъявлять сходные требования к интерфейсу. Применение одинаковых соглашений в обоих местах позволит пользователю, знакомому с одной функциональностью, быстро адаптироваться к другой.
Даже когда концептуальные модели функций различны, идеи, лежащие в основе нескольких моделей, должны всегда восприниматься сходным (если не идентичным) образом. Такие понятия, как «начать», «завершить», «вернуться», «сохранить», встречаются в самых разных контекстах. Непротиворечивая их интерпретация позволяет пользователям применять знания, полученные при работе с другими частями системы, и достигать целей быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Как и в случае с концептуальными моделями, на которых строится проектирование взаимодействия, вы не должны поддаваться искушению построить сайт на наборе метафор. Метафоры, применяемые для выражения функциональных возможностей вашего сайта могут быть остроумными и забавными, но они никогда не дают того эффекта, которого вам хотелось бы достичь. По правде говоря, часто они не дают вообще никакого эффекта.
Порой у вас может возникнуть желание подогнать интерфейс какой-то функции под интерфейс ее аналога из реального мира. (Вспомним навигацию на сайте Slate, где пользователь «переворачивал» страницы аналогично страницам реального журнала.) Большинство интерфейсов и средств навигации в реальном мире подвержены влиянию различных ограничений, обусловленных законами физики, свойствами материалов и т. п. В Сети подобных ограничений крайне мало.
Проведение аналогий между возможностями вашего сайта и реалиями из жизненного опыта ваших пользователей может показаться хорошим способом разъяснить им, как следует обращаться с этими возможностями. Однако такой подход чаще затуманивает сущность некоторой функции сайта, нежели раскрывает ее. Даже если для вас связь между возможностью и ее метафорическим представлением прозрачна, она всего лишь одна из возможных ассоциаций, которые могут возникнуть в головах ваших пользователей (особенно если они живут в иной культурной среде, нежели вы). Что означает эта маленькая пиктограмма телефона? Я могу позвонить по телефону с этого сайта? Проверить голосовую почту? Оплатить телефонный счет?
Конечно, контент вашего сайта должен обеспечить пользователей определенным контекстом, который поможет им догадаться, какие функциональные возможности сайта представлены теми или иными метафорами. Однако чем разнообразнее контент и шире спектр возможностей вашего сайта, тем менее надежными будут такие догадки, и какая-то часть пользовательской аудитории обязательно сделает неверное предположение. Будет лучше (и проще), если вы вообще не станете полагаться на догадливость пользователей.
Избегая метафор, вы реально уменьшите умственную нагрузку на посетителя, пытающегося сориентироваться на вашем сайте и воспользоваться его функциональностью. Пиктограмма телефонной книги, обозначающая список телефонных номеров, возможно, и сработает, но картинка с изображением кафе для обозначения сетевого чата может породить проблемы.