Сегментация пользовательской аудитории
Всю массу пользовательских потребностей можно разбить на обозримые части путем сегментации пользовательской аудитории. Мы делим нашу аудиторию на группы (сегменты), состоящие из пользователей со сходными ключевыми характеристиками. Способов сегментирования аудитории существует почти столько же, сколько видов пользователей, но все же имеется пара общепринятых подходов.
Исследователи рынка обычно делят аудиторию на сегменты по демографическим критериям - полу, возрасту, образовательному уровню, семейному положению, доходу и т. п. Эти демографические профили могут быть довольно общими («мужчины от 18 до 49 лет») или весьма конкретными («незамужние женщины со средним специальным образованием в возрасте от 25 до 34 лет с годовым доходом 50 тысяч долларов и выше»).
Демографический подход не является единственным при классификации пользователей. Психографические профили описывают взгляды пользователей и то, как они воспринимают окружающий мир в целом или конкретную тему вашего сайта. Зачастую психография сильно коррелирует с демографией: люди из одной возрастной группы, живущие в одной местности и имеющие одинаковый уровень доходов, нередко обладают сходными воззрениями. Однако документирование психографических профилей ваших пользователей позволит вам узнать то, чего не скажет демография.
При разработке веб-сайтов существует еще один важный момент - отношение пользователей к современным технологиям и к самой Всемирной паутине. Сколько часов в неделю проводят ваши пользователи в Интернете? Являются ли компьютеры частью их повседневной жизни? Нравится
ли им пользоваться техническими устройствами? Стремятся ли они все время иметь самую последнюю модель или покупают компьютер раз в пять лет? Технофобы и опытные пользователи смотрят на веб-сайты совершенно разными глазами, но проектировщики должны приспосабливаться и к тем, и к другим. Ответы на подобные вопросы помогут нам в этом.
|
Сегментация пользовательской аудитории помогает лучше понять потребности пользователей за счет разбиения аудитории на группы людей с общими потребностями.
|
|
Кроме представления о том, насколько пользователи знакомы с современными технологиями и как чувствуют себя в их окружении, нам нужно понимание того, насколько они разбираются в предмете или теме сайта. Процесс продажи кухонных принадлежностей молодой хозяйке происходит иначе, чем продажа их профессиональному повару. Приложение для торговли акциями, ориентированное на новичков фондового рынка, должно работать иначе, чем приложение для опытных инвесторов.
Проведя некоторые исследования групп ваших пользователей, вы, возможно, пересмотрите сегменты, с которыми работаете. Например, если вы исследуете сегмент, включающий женщин со средним специальным образованием в возрасте от 25 до 34 лет, вы можете обнаружить отличия в потребностях возрастной группы от 30 до 34 лет от потребностей группы 25-29 лет. Если разница значительна, вы, вероятно, захотите разбить первоначальную группу от 25 до 34 лет на две. С другой стороны, если вдруг окажется, что группа от 18 до 24 лет во многом схожа с группой от 25 до 34, их можно будет объединить. Определение сегментов аудитории - только средство для раскрытия потребностей пользователей. На практике вам нужно столько сегментов, сколько имеется различных групп пользовательских потребностей.
Есть еще одна важная причина для определения сегментов пользовательской аудитории. Иногда потребности разных групп пользователей не просто различны, а прямо противоположны. Вернемся к примеру с приложением для торговли акциями. Новичкам, скорее всего, следует предложить программу, разбивающую процедуру покупки на простые шаги. Экспертам же подобный подход лишь соз-
Даст помехи - им нужен монолитный интерфейс, предоставляющий быстрый доступ к широкому набору функций.
Очевидно, мы не сможем одним решением удовлетворить потребности обеих групп пользователей. Здесь перед нами возникает выбор: либо сосредоточиться на одном сегменте аудитории и исключить другой, либо предоставить пользователям два разных способа решения одной задачи. Какой бы подход мы ни выбрали, это стратегическое решение скажется на всех наших последующих решениях в отношении опыта взаимодействия.