Сбор требований
Бывают требования, которые касаются сайта в целом. Одним из распространенных примеров являются требования, связанные с брендингом. Другой пример - технические требования (например, поддерживаемые броузеры и операционные системы).
Есть требования, затрагивающие только какую-то отдельную возможность. В большинстве случаев разработчики, говоря о требованиях, подразумевают краткое описание определенной возможности, которой должен обладать конечный продукт.
Самым надежным источником требований всегда будут ваши пользователи. Лучший способ узнать, чего они хотят, - это просто спросить их. Приемы исследования пользовательской аудитории, упомянутые в главе 3, способны помочь вам лучше понять, какие функциональные возможности нужны пользователям вашего сайта.
Независимо от того, получены ли требования к продукту от заинтересованных сторон, находящихся внутри вашей организации, или собраны непосредственно с помощью пользователей, все добытые вами сведения подразделяются на три категории. Первая и самая очевидная - явно высказанные пользователями пожелания. Бывает, что пользователи предлагают бесспорно удачные идеи, которые реализуются в конечном продукте.
Иногда пожелания пользователей сами по себе не являются хорошими идеями, но дают ключ к требованиям второго типа - тому, что пользователи хотят на самом деле. Нередко человек, испытывающий проблемы при обращении с каким-то товаром или при выполнении какого-либо процесса, придумывает решение, позволяющее избавиться от этих проблем. Иногда такое решение невозможно реализовать; иногда оно касается скорее симптома, чем болезни. Тем не менее исследование этих предложений может привести вас к совершенно иным требованиям, решающим реальную проблему.
Третий тип требований, получаемых в процессе сбора, - это те возможности, о необходимости которых пользователи не подозревали. Когда люди обсуждают с вами новые требования к продукту и стратегические цели, иногда им в голову приходят великолепные мысли, которые просто не возникали ни у кого при рутинном сопровождении сайта. Этому нередко способствуют мозговые штурмы, во время которых участники могут высказаться и всесторонне исследовать возможности, открываемые проектом.
По иронии судьбы люди, глубже других вовлеченные в создание сайта или работу с ним, подчас наименее способны к поиску новых направлений его развития. По этой причине сеансы мозгового штурма, в которых собираются вместе сотрудники разных отделов компании или представители разных групп пользователей, становятся очень эффективным инструментом, показывающим участникам возможности, о которых те прежде и не подозревали.
Если собрать в одной комнате инженера, сотрудника отдела по работе с клиентами и специалиста по маркетингу и предложить им обсудить веб-сайт, эта дискуссия может стать откровением для каждого. Когда люди сталкиваются с точкой зрения на сайт, отличающейся от привычной для них, и имеют возможность реагировать на нее, они начинают шире смотреть и на связанные с разработкой сайта проблемы, и на способы их решения.
Выработка требований часто сводится к поиску способов устранения препятствий. Предположим, один из ваших пользователей уже решил сделать покупку, но не определился окончательно, покупать ли ему именно ваш товар. Как ваш сайт сможет упростить для него процессы выбора и последующего приобретения вашего товара?
В главе 3 мы рассмотрели технику создания вымышленных пользователей, называемых персонажами, которая позволяет лучше понять потребности пользовательской аудитории. При выявлении требований к продукту мы можем снова прибегнуть к помощи персонажей, сочинив для наших героев маленькие рассказы, называемые сценариями. Сценарий - это короткое, простое описание того, как персонаж пытается удовлетворить какие-либо пользовательские потребности. Представив себе процедуру, через которую могли бы пройти наши пользователи, мы сможем выработать требования, соответствующие их желаниям.
Источником вдохновения могут послужить и наши конкуренты. Кто-то другой, занимающийся тем же бизнесом, почти наверняка пытается удовлетворить те же потребности пользователей и реализовать те же цели сайта. Нашел ли конкурент особо эффективный способ достижения какой-либо из стратегических целей? Как он разрешил противоречия, с которыми мы столкнулись?
Даже сайты, не являющиеся прямыми конкурентами, могут послужить плодотворным источником требований. На большинстве корпоративных сайтов, например, публикуется информация о вакансиях. Изучив, как оформляют такой контент компании за пределами нашей индустрии, мы, возможно, найдем подход, который даст нам преимущество перед прямым конкурентом.
Уровень детализации требований часто зависит от специфики набора возможностей проекта. Если цель проекта состоит в реализации одной очень сложной подсистемы, может потребоваться весьма высокая степень детализации, даже если набор возможностей подсистемы невелик по отношению ко всему проекту. И наоборот, широкомасштабный тематический сайт может содержать однородный контент, так что будет достаточно сформулировать лишь самые общие требования к этому контенту.