Распределение ролей в команде и процесс разработки
Вопросы стратегии касаются каждого, кто вовлечен в разработку опыта взаимодействия. Но несмотря на этот факт (или, возможно, как раз по этой причине) за формулировку стратегических целей зачастую не отвечает никто. Иногда специально для решения этих вопросов на проекты своих клиентов консалтинговые фирмы приглашают стратегов. Однако поскольку такая специфическая услуга стоит дорого, а стратеги ни за один элемент сайта непосредственно не отвечают, строчка «консультации по стратегии» вычеркивается из бюджета проекта в первую очередь.
Обычно стратеги беседуют с большим количеством сотрудников фирмы, чтобы получить всесторонний взгляд на цели сайта и потребности пользователей. Заинтересованные стороны - это сотрудники, участвующие в принятии ключевых решений и отвечающие за работу тех структур организации, на которые повлияет стратегия сайта. Например, если сайт разрабатывается, чтобы предоставить клиентам техническую поддержку, среди заинтересованных сторон должны быть представители отдела маркетинга, отдела по работе с клиентами и менеджеры продуктов. Многое зависит от формальной процедуры принятия решений, действующей в организации (и от неформальных отношений внутри нее).
Одна группа сотрудников при формулировании стратегии часто оказывается не у дел. Речь идет о рядовых членах - людях, ответственных за повседневную работу компании. А именно они, а не их менеджеры, обычно имеют более точное представление о том, что годится, а что нет. Они могут внести в формулировку стратегии гораздо больший вклад, чем руководство, особенно в том, что касается потребностей пользователей. Никто не знает проблемы клиентов лучше тех, кто ежедневно общается с ними. Просто удивительно, как редко отзывы клиентов доходят до коллектива, разрабатывающего продукт и нуждающегося в этих отзывах.
Цели сайта и потребности пользователей часто определяются в формальном документе под названием «Стратегия сайта» или «Общее представление о сайте». Иногда потребности пользователей документируются в отдельном отчете об исследовании пользовательской аудитории (хотя имеются определенные преимущества в том, чтобы вся информация находилась в одном месте). Этот документ - не просто список целей; в нем анализируется взаимосвязь между различными целями и их место в контексте деятельности организации. Цели и их анализ часто подкрепляются буквальными цитатами из бесед с заинтересованными сторонами, рядовыми сотрудниками и пользователями. Эти цитаты наглядно иллюстрируют вопросы стратегии проекта.
Когда речь идет о документировании стратегии, «больше» не всегда означает «лучше». Нет необходимости включать в документ все собранные данные и все цитаты, подтверждающие вашу точку зрения. Старайтесь написать лаконичный и конкретный документ. Помните, что многие из тех, кто будет его читать, просто не имеют времени и желания продираться через сотни страниц сопроводительных материалов. Гораздо важнее донести до них суть стратегии, нежели произвести впечатление объемом и многословием. Эффективный документ по стратегии не просто является руководством для команды, вовлеченной в проектирование опыта взаимодействия, - он позволяет заручиться поддержкой других структур организации.
Самое худшее, что вы можете сделать с документом о стратегии сайта, - ограничить доступ к нему членов команды. Этот документ создавался не для того, чтобы отправиться в архив, и отнюдь не только для горстки руководителей верхнего звена. Если вы хотите окупить усилия, затраченные на его создание, следует активно использовать его на протяжении всей работы над проектом. Все участники - дизайнеры, программисты, специалисты по информационной архитектуре, менеджеры проекта - нуждаются в документе о стратегии сайта, чтобы принимать обоснован-
Что читать дальше
Ные решения в своей работе. Такие документы часто содержат конфиденциальную информацию, но прятать их от команды, ответственной за реализацию стратегии, значит ограничить ее способность справиться с задачей.
Определение стратегии должно произойти в начале процесса разработки опыта взаимодействия, но это не означает, что стратегия должна быть высечена в камне, прежде чем работа над проектом продолжится. Хотя погоня за движущейся целью может привести к огромной трате времени и ресурсов (не говоря о внутреннем недовольстве в коллективе), стратегия может и должна развиваться и уточняться. При систематическом пересмотре она послужит постоянным источником вдохновения на протяжении всей разработки.