Ранжирование требований
На практике довольно редко удается найти взаимнооднозначное соответствие между стратегическими целями и требованиями к продукту. Иногда одно требование связано с несколькими целями, а иногда одна цель ассоциируется с несколькими различными требованиями.
Поскольку набор возможностей определяется на основе стратегии, нам придется оценить возможные требования с точки зрения их соответствия стратегическим целям (целям сайта и потребностям пользователей). В дополнение к этим соображениям при определении набора возможностей появляется еще одно: насколько трудоемким будет процесс реализации этих требований?
Некоторые возможности нельзя реализовать по технологическим причинам. Например, нет способа передавать по Сети запах продуктов, как бы сильно ни хотели этого пользователи. Другие возможности (особенно если речь идет о контенте) не реализуемы, потому что потребуют больше ресурсов, людских или денежных, нежели мы имеем в своем распоряжении. В некоторых случаях это вопрос времени: на реализацию возможности уйдет три месяца, а мы должны открыть сайт через два.
Иногда стратегическая цель определяет несколько требований (слева).
В других случаях одно требование может служить разным стратегическим целям (справа).
В случае ограничений по времени вы можете отложить реализацию возможности до следующей версии или до очередного этапа проекта. Если же ограничения связаны с недостатком ресурсов, то технологические или организационные изменения иногда (но, что важно, не всегда) могут сделать ресурсы менее дефицитными и позволят вам реализовать требуемую функцию. (Однако совершенно невозможные вещи останутся невозможными, увы.)
Возможности системы существуют не в вакууме. Даже элементы контента на веб-сайте обычно предполагают нали-
Чие функций, поддерживающих пользователя и информирующих его о том, как обращаться с полученным содержимым. Это неизбежно приводит к конфликтам возможностей. Чтобы создать внутренне согласованный, целостный продукт, потребуются компромиссы. Например, некоторые пользователи захотят, чтобы процесс размещения заказа состоял из одного шага, но морально устаревшие базы данных, с которыми сайту приходится иметь дело, не в состоянии принять всю информацию сразу. Следует ли оставить многошаговый процесс или все-таки переработать базу данных? Ответ зависит от ваших стратегических целей.
Внимательно отслеживайте предлагаемые возможности, которые свидетельствуют о стратегических изменениях, не очевидных на стадии создания документа «Общее представление о сайте». Любое предложение, не согласующееся со стратегией проекта, по определению выходит за границы набора возможностей. Однако если предложение укладывается в вышеизложенные ограничения и при этом кажется неплохой идеей, пусть даже и не попадающей в область возможностей, вы можете пересмотреть какие-то стратегические цели. При этом возврат к рассмотрению стратегии означает, что вы, скорее всего, слишком рано перешли к формулированию требований.
Если ваш документ «Стратегия сайта» или «Общее представление о сайте» задает четкую приоритетность ваших стратегических целей, эти приоритеты должны стать решающими факторами при определении относительных приоритетов предлагаемых возможностей. Впрочем, иногда сравнительная важность двух стратегических целей не очень ясна. В таких случаях решение о том, попадут ли соответствующие особенности системы в набор возможностей, слишком часто в конечном итоге определяется корпоративной политикой.
При обсуждении стратегии заинтересованные стороны обычно начинают разговор с идей, касающихся возможностей системы, а потом вынужденно возвращаются на более глубокий уровень стратегических факторов. Поскольку эти люди часто с трудом отделяют функциональность от стратегии, некоторые возможности оказываются «фаворитами» при формулировке требований к продукту. В результате сбор требований превращается в своего рода торговлю между заинтересованными сторонами.
Управлять такими переговорами бывает очень трудно. Лучшим способом разрешения конфликта заинтересованных сторон является апелляция к заданной на предыдущих этапах стратегии. Сосредоточьте внимание на стратегических целях, а не на предлагаемых способах их достижения. Если вы сумеете убедить менеджера, «зациклившегося» на какой-то возможности, что стратегическая цель, которой эта функция соответствует, может быть достигнута другими средствами, он перестанет считать, что интересами его группы пренебрегли. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Для разрешения конфликта важно демонстрировать заботу о потребностях заинтересованных сторон. Кто сказал, что «технарям» не требуется умение работать с людьми?