Принципиальная двойственность
Конечно, пятью элементами опыта взаимодействия все не ограничивается: как в любой специализированной области, здесь постепенно выработался свой лексикон. Новичку дисциплина «опыт взаимодействия» покажется довольно сложной. Ему то и дело будут попадаться похожие друг на друга термины: проектирование взаимодействия, информационный дизайн, информационная архитектура... Что они означают? Что-то осмысленное? Или это просто набор ничего не значащих модных словечек?
Время |
Ситуация осложняется тем, что специалисты по-разному употребляют одни и те же термины. Кто-то под «информационным дизайном» понимает то, что кому-то другому известно как «информационная архитектура». А в чем разница между «проектированием интерфейса» и «проектированием взаимодействия»? Есть ли она?
К счастью, опыт взаимодействия как дисциплина понемногу перестает напоминать вавилонское столпотворение. Обсуждение этих вопросов постепенно приобретает непротиворечивые формы. Однако чтобы понять сами термины, мы должны проследить их происхождение.
Когда Всемирная паутина только зарождалась, все сводилось к гипертексту. Люди могли создавать документы и связывать их ссылками с другими документами. Тим Бер - нерс-Ли (Tim Berners-Lee) изобрел Всемирную паутину, чтобы исследователи в области физики высоких энергий, живущие в разных странах, могли иметь доступ к работам друг друга и ссылаться на них. Он знал, что потенциал Всемирной паутины этим не исчерпывается, но тогда мало кто действительно понимал, как огромен этот потенциал.
Поначалу все ухватились за Всемирную паутину как за новое средство публикации работ. Однако по мере развития технологии и появления новых возможностей как у веб- броузеров, так и у веб-серверов облик Сети стал меняться. Будучи принятой широким интернет-сообществом, Всемирная паутина приобрела более сложный и устойчивый набор функциональных возможностей, позволявших вебсайтам не только распространять, но и собирать информацию и даже управлять ею. Возросшая интерактивность привела к тому, что интернет-сайты стали реагировать на вводимые пользователем данные почти так же, как традиционные приложения для настольных компьютеров.
С возникновением коммерческого интереса к Интернету эта функциональность «как у приложений» нашла широкое применение: электронная коммерция, форумы различных сообществ, онлайновые банковские услуги и т. п. При этом Сеть оставалась благодатной почвой для бесчисленных сайтов газет и журналов, пополнивших ряды «только электронных» изданий. Технология тем временем наступала на обоих фронтах - и сайты всех видов совершили переход от статических хранилищ редко обновляемой информации к динамическим, основанным на базах данных и непрерывно развивающимся.
В результате члены формирующегося сообщества специалистов в области опыта взаимодействия говорили на двух разных языках. Одна группа рассматривала любую задачу как задачу разработки приложения и применяла подходы, принятые в среде создателей традиционного программного обеспечения для настольных компьютеров и серверов (а эти подходы, в свою очередь, брали начало в общепринятой практике проектирования всех прочих изделий - от автомобилей до кроссовок). Другая группа мыслила о Всемирной паутине в терминах распространения и получения информации и применяла подходы, типичные для издательского дела и средств массовой информации.
Это и стало камнем преткновения. Прогресс практически остановился, поскольку сообщество не могло договориться даже о ключевых терминах. Ситуацию осложнял еще и тот факт, что многие веб-сайты нельзя было с уверенностью отнести ни к приложениям, ни к гипертекстовым информационным пространствам: они были гибридами с признаками обеих категорий.
Чтобы отразить эту принципиально двойственную природу Всемирной паутины, разделим все наши пять уровней на две части. Слева расположим элементы, характерные для Всемирной паутины как программного интерфейса, а справа разместим элементы, свойственные гипертекстовым информационным пространствам.
На «программной» половине мы будем говорить главным образом о задачах - о шагах некоего процесса и о том, что и как думают о выполнении этих шагов люди. Здесь мы смотрим на сайт как на инструмент или набор инструментов, необходимых пользователю для решения одной или нескольких задач.
На «гипертекстовой» половине нас интересует информация - какую информацию предлагает сайт и что она значит для наших пользователей. Создание гипертекста - это создание информационного пространства, в котором могут перемещаться пользователи.