Применение элементов
Очень мало сайтов оказываются целиком на одной стороне этой модели. В пределах одного уровня все элементы должны совместно работать на достижение целей этого уровня. Например, информационный дизайн, проектирование интерфейса и проектирование навигации в совокупности определяют компоновку сайта. Когда вы принимаете решение относительно одного элемента, оно неизбежно затронет и остальные элементы на этом уровне. Все элементы каждого уровня выполняют общую функцию (в данном случае определяют компоновку сайта), даже если они делают это по-разному.
Эта модель, расчерченная на аккуратные прямоугольники и плоскости, служит удобным инструментом при обсуждении проблем опыта взаимодействия. Однако в реальности границы между областями не такие четкие. Часто бывает трудно понять, какому из элементов следует уделить особое внимание для решения конкретной задачи, связанной с опытом взаимодействия. Поможет ли изменение визуального дизайна или надо спускаться на уровень ниже и перерабатывать навигацию? Некоторые задачи требуют работы сразу в нескольких областях, а другие, по-видимому, выходят за границы, очерченные этой моделью.
Зачастую то, как в компании распределены обязанности между сотрудниками, решающими вопросы опыта взаимодействия, еще больше запутывает ситуацию. В некоторых организациях вы встретите людей на должностях информационного архитектора или проектировщика интерфейсов - не воспринимайте такие названия буквально. Эти сотрудники, как правило, занимаются многими элементами взаимодействия пользователя с системой, не специализируясь лишь на том, который упомянут в названии должности. Нет необходимости иметь в команде специалиста по каждой из этих областей. Достаточно поставить дело так, чтобы за каждую область обязательно кто-нибудь отвечал.
В этой книге отсутствует подробное освещение двух дополнительных факторов, формирующих опыт взаимодействия. Первый - это контент. Старая (по меркам Всемирной паутины) поговорка гласит: «Контент - царь и бог Сети». Это абсолютно справедливо: единственное, что может предложить большинство сайтов, - это контент, который их посетители могли бы счесть ценным.
Пользователи заходят на сайты не для того, чтобы наслаждаться навигацией. Информация, которой вы обладаете (или которую вы получаете и обрабатываете с помощью имеющихся у вас ресурсов), играет огромную роль в формировании вашего сайта. Вернемся к примеру с книжным магазином. Предположим, мы решили показать пользователям изображения обложек всех книг, которыми торгуем.
Если мы добудем эти изображения, будет ли у нас способ организовать их в каталог, создать механизм поиска, обновлять каталог? А что если мы не сможем получить фотографии обложек? Эти и подобные им вопросы относительно контента очень существенны, если мы хотим обеспечить посетителей позитивным опытом взаимодействия с нашим сайтом.
В оставшейся части книги эти элементы рассматриваются более подробно, уровень за уровнем. Мы внимательно изучим некоторые инструменты и приемы, обычно используемые при создании каждого элемента. Мы увидим, чем различаются элементы разных уровней, что у них общего и как они влияют друг на друга, формируя опыт взаимодействия в целом.