Организационные принципы
Узлы в информационной структуре расположены в соответствии с организационными принципами. В основе своей организационные принципы являются критерием, по которому мы определяем, какие узлы должны быть объединены в группу, а какие останутся сами по себе. В различных областях и на различных уровнях сайта будут действовать разные организационные принципы.
Последовательная структура |
Например, в корпоративном информационном сайте в верхней части дерева могут быть расположены такие категории, как «клиенты», «бизнес» и «инвесторы». На этом уровне организационным принципом является аудитория, на которую рассчитан контент. На другом сайте категориями верхнего уровня будут, например, «Северная Америка», «Европа» и «Африка». Географический организационный принцип является одним из возможных подходов для удовлетворения потребностей глобальной пользовательской аудитории.
Вообще говоря, организационные принципы, которым вы следуете на верхних уровнях сайта, тесно связаны с целями сайта и потребностями пользователей. На более низких уровнях архитектуры применяемые вами организационные принципы в большей степени подвержены влиянию специфики контента и функциональности.
Например, сайты с новостным контентом обычно используют хронологический порядок в качестве основного организационного принципа. Своевременность является самым важным фактором для пользователя (который, в конце концов, посещает сайт с новостями ради текущих событий, а не для исторических изысканий), равно как и для создателей сайта (которые должны следить за своевременностью информационного наполнения, чтобы сохранять конкурентоспособность).
На следующем архитектурном уровне на первый план выходят факторы, более тесно связанные с контентом. Например, если сайт представляет новости спорта, его контент может быть разбит на такие категории, как «бейсбол», «теннис» и «хоккей», а сайт без узкой специализации будет иметь категории «международные новости», «национальные новости» и «местные новости».
Любой подборке информации - состоит ли она из двух, двухсот или двух тысяч элементов - присуща некоторая концептуальная структура, причем в действительности обычно даже не одна. В этом часть той проблемы, которую нам предстоит решить: создать структуру нетрудно - трудно создать подходящую структуру, соответствующую нашим целям и потребностям пользователей.
Предположим, наш сайт служит хранилищем информации об автомобилях. Одним из возможных организационных принципов является расположение информации в соответствии с весом автомобиля. Первое, что увидит пользователь на таком сайте, - это сведения о самом тяжелом автомобиле в нашей базе данных, затем идет второй по весу - и так далее до самого легкого.
Для сайта, ориентированного на покупателя, это, скорее всего, неверный способ организации информации. Большинство людей в повседневной жизни не интересуются весом автомобиля. Организация информации по производителю, модели или типу автомобиля будет более подходящей для такой аудитории. Зато если наши пользователи - профессионалы, занимающиеся транспортировкой машин через океан, то вес для них будет очень важным показателем. А вот тип двигателя и расход топлива с их точки зрения - куда менее важные характеристики автомобиля (если вообще стоящие внимания).
На языке библиотечного дела такие атрибуты называются фаcетами. Они способны предоставить простой и гибкий набор организационных принципов практически для любого контента. Однако, как демонстрирует предыдущий пример, применение неподходящих фасетов может приводить к худшим результатам, чем их полное отсутствие. Распространенное решение этой проблемы - позиционировать каждый мыслимый фасет как организационный принцип и предоставить пользователям возможность самим выбирать тот, который им важен.
К сожалению, за исключением тех случаев, когда вы имеете дело с примитивной информацией, имеющей лишь несколько фасетов, такой подход быстро превращает архитектуру в нечто громоздкое и неупорядоченное. Критериев сортировки так много, что пользователи уже ничего не могут найти. Не следует перекладывать на пользователя бремя сортировки по всем атрибутам и выбора самого важного. Если стратегия помогла нам понять, что именно нужно пользователю, а набор возможностей определил, какая информация удовлетворит эти потребности, то при создании структуры мы идентифицируем те конкретные аспекты этой информации, которые будут важнейшими с точки зрения пользователей. Успешным станет такой опыт взаимодействия, в котором ожидания пользователей предвидятся заранее.