Определение поверхности
На уровне компоновки мы работали преимущественно с организацией элементов. Дизайн интерфейса - это организация элементов, облегчающая взаимодействие, дизайн навигации - организация элементов, упрощающая передвижение по сайту, а информационный дизайн - организация элементов для донесения информации до пользователя.
Поднявшись на уровень поверхности, мы имеем дело с визуальным представлением логического порядка элементов, образующих компоновку сайта. Например, занимаясь информационным дизайном, мы задаем группировку и организацию информационных элементов страницы, а занимаясь визуальным дизайном, мы определяем, как эта организация будет представлена визуально.
Возможно, вы думаете, что визуальный дизайн целиком сводится к эстетической стороне дела. У каждого свой вкус и свои представления о том, что такое визуально привлекательный дизайн, поэтому за любыми доводами, касающимися дизайнерских решений, стоят личные предпочтения, верно? Конечно, чувство прекрасного у каждого свое, но это не означает, что решения по поводу визуального дизайна должны быть основаны на том, что кажется «классным» каждому из участников дискуссии.
Всемирная паутина как программный интерфейс
Всемирная паутина как гипертекстовое информационное пространство
Визууальныыйдизаайн |
Компоновка
Например, трансляция бренда посетителям является типичной стратегической целью веб-сайта. Идентичность бренда передается разными способами - и с помощью языка, которым вы пользуетесь, и с помощью опыта, который посетители приобретают при обращении к возможностям вашего сайта. Но одним из основных инструментов передачи идентичности бренда служит визуальный дизайн. Если ваш бренд тяготеет к технологичности и внушительности, то использование ярких красок и шрифта из комиксов вряд ли будет уместным. Это вопрос не только эстетики - это вопрос стратегии.
Один из самых простых способов оценить визуальный дизайн страницы - ответить на такие вопросы: Куда в первую очередь направляется взгляд? Какой элемент дизайна первым притягивает внимание пользователя? Направлено ли оно на что-то важное для стратегических целей сайта или первый объект, попадающий в поле зрения, отвлекает пользователя от его (или ваших) целей?
Исследователи применяют сложное оборудование, отслеживающее движение зрачков (eyetracking), когда хотят точно знать, на что смотрят испытуемые и как их взгляд перемещается по странице. Однако в целях оптимизации визуального дизайна страницы вы можете просто поспрашивать других людей или даже самого себя. Такой подход
Может дать не самые точные результаты и вряд ли сумеет отразить все те нюансы, которые можно выявить с помощью специального оборудования, но в большинстве случаев простого опроса будет вполне достаточно. Еще один способ поиска доминирующих элементов дизайна - посмотреть на страницу искоса или расфокусировав взгляд. Можно также прищуриться настолько, чтобы не видеть деталей, или отойти в другой конец комнаты и взглянуть на изображение оттуда.
Затем постарайтесь определить, куда направляется взгляд. Если в качестве испытуемого вы используете самого себя, обратите внимание на непроизвольные движения глаз. Не особенно задумывайтесь о том, на что вы смотрите, просто дайте взгляду естественно перемещаться по странице. Если испытуемым является кто-то другой, попросите его называть элементы страницы в том порядке, в каком они привлекают внимание.
Вы обнаружите, что, вообще говоря, движение глаз у разных людей происходит по практически одинаковым траекториям - ведь это движение бессознательно и инстинктивно. Когда кто-то сообщает вам, что его взгляд следует по нетипичной траектории, это, скорее всего, означает, что он не осознает действительное движение глаз или говорит вам то, что вы, по его мнению, хотите услышать (или и то, и другое сразу).
Если дизайн удачен, то траектория движения взгляда по странице обладает двумя важными характеристиками:
• Во-первых, она плавная. Когда люди говорят, что дизайн «тяжелый» или «громоздкий», они в действительности реагируют на тот факт, что дизайн не ведет их плавно по странице. Их взгляд перескакивает с одного элемента на другой, поскольку все элементы настойчиво требуют внимания.
• Во-вторых, она предлагает пользователю своего рода «экскурсию» по странице, раскрывая имеющиеся возможности, но не перегружая его подробностями. Есте-
Ственно, эти возможности должны соответствовать целям, стоящим перед пользователем, и задачам, которые он хочет решить. Что еще более важно, они не должны отвлекать пользователя от информации или функций, необходимых ему для достижения своих целей.
На визуально нейтральном макете (вверху слева) нет выделяющихся частей. Можно использовать контраст для ведения взгляда пользователя по странице (вверху справа) или привлечения его внимания к нескольким ключевым элементам (внизу слева). Злоупотребление этим приемом создает впечатление замусорен - ности (внизу справа).
Движение взгляда пользователя по странице не является случайным. Оно определяется сложным набором глубоко
Укоренившихся инстинктивных реакций на зрительные стимулы, общих для всех людей. К счастью для нас, дизайнеров, эти реакции поддаются нашему контролю: за столетия было выработано множество эффективных визуальных приемов для привлечения внимания и управления им.