Марафон и спринт
Подобно тому как нельзя отдавать на волю случая ни один аспект опыта взаимодействия, нельзя пускать на самотек и процесс разработки. Слишком много команд веб-разработчиков работают в состоянии непрерывного аврала. Любой проект воспринимается как реакция на некий грядущий кризис и в результате выбивается из графика, еще не начавшись.
Марафон - это забег на длинную дистанцию. Марафонцам требуется столько же энергии, сколько и спринтерам, но они расходуют ее совсем иначе. Успех в марафоне зависит от удачно выбранного темпа. При прочих равных у бегуна, знающего, когда ускориться, а когда сбавить темп, гораздо больше шансов на победу или хотя бы на то, что он добежит до финиша.
Спринтерская стратегия - бежать как можно быстрее от начала до конца - может показаться единственной разумной при участии в забеге. Кажется, что марафон надо бежать так, словно он является последовательностью коротких дистанций, но это ошибка. Одной из причин неудачи при таком подходе является ограниченная человеческая выносливость. Однако присутствует и еще один фактор: чтобы не выйти за пределы своей выносливости, марафонец непрерывно следит за своим состоянием, наблюдая, что у него получается, а что - нет, и соответственно регулирует темп бега.
Разработка веб-сайта редко представляет собой спринтерский забег. Гораздо чаще вы то быстро продвигаетесь вперед, строя прототипы и генерируя идеи, то замедляетесь, тестируя свою работу, проверяя согласованность отдельных частей и уточняя общую картину проекта. Некоторые задачи действительно необходимо решить как можно скорее, в то время как другие требуют более взвешенного подхода. Хороший марафонец знает, что есть что, - берите с него пример.
Продуманные, осознанные проектные решения потребуют много времени в краткосрочной перспективе, но сэкономят вам гораздо больше времени в перспективе долгосрочной. Дизайнеры и разработчики часто жалуются на недостаток внимания к стратегии, набору возможностей и структуре сайта в проектах, в которых они принимают участие. Я не раз был вовлечен в проекты, в которых эти элементы постоянно находились под угрозой исключения. Многие не одобряют деятельность, которая не дает на выходе законченные компоненты сайта в виде графики или фрагментов кода. Такая деятельность сворачивается в первую очередь, если проект начинает отставать от графика или выходит за рамки бюджета.
Однако эти виды работ были запланированы в проекте в первую очередь потому, что являлись подготовительными этапами для последующих задач. Когда они исключаются, при решении оставшихся в плане задач вы оказываетесь в ситуации дефицита информации о глобальном контексте проекта и как следствие теряете целостность видения.
Когда вы доберетесь до конца, вы получите продукт, который не соответствует ничьим ожиданиям. Вам не только не удалось решить изначальную задачу, но вы фактически создали новую проблему для себя, потому что теперь вашим следующим большим «проектом» будет исправление недостатков последнего проекта - и цикл начнется заново.
Когда вы смотрите на сайт извне (или впервые приступаете к разработке веб-сайта), ваше внимание легко привлекают элементы, относящиеся к верхним этажам пятиуровневой модели, - в ущерб элементам, расположенным ниже. Ирония судьбы, однако, состоит в том, что элементы, требую
щие больших усилий при восприятии, - стратегия, набор возможностей и структура сайта - играют важную роль в том, станет ли опыт взаимодействия в целом успешным или неудачным.
О о о о |
Только в том случае, если в вашей организации будут ответственные за каждый из пяти уровней, вы сможете решить все задачи, жизненно необходимые для создания успешного опыта взаимодействия. Неважно, как будет распределена ответственность среди сотрудников, - главное, чтобы ни один элемент опыта взаимодействия не остался без внимания.
Во многих случаях успехи на нижних уровнях обесцениваются неудачами на верхних. Проблемы визуального дизайна, например громоздкость макета или дисгармонирующие цвета, могут отвратить пользователей от сайта так быстро, что они не успеют оценить ваш прекрасный навигационный дизайн или дизайн взаимодействия. А плохо продуманный дизайн навигации превратит в напрасную трату времени всю вашу работу по созданию цельной и гибкой информационной архитектуры.
Аналогичным образом принятие правильных решений на верхних уровнях ничего не будет значить, если они опираются на неудачные решения на нижних уровнях. В истории Сети полно примеров сайтов, которые потерпели неудачу несмотря на внешнюю привлекательность, поскольку были абсолютно непригодными на практике. Концентрация на визуальном дизайне в ущерб другим элементам опыта взаимодействия привела многие начинания к провалу и заставила некоторые фирмы задуматься над тем, а зачем, собственно, они связались с этой Всемирной паутиной.
Так не должно быть. Если вы беретесь за свой веб-проект, помня обо всех элементах опыта взаимодействия, вы сможете создать сайт, который зачтется вам в актив, а не в пассив. Если опыт взаимодействия на вашем сайте является результатом осознанных, четко сформулированных решений, вы можете быть уверены, что он работает как на ваши стратегические цели, так и на потребности ваших пользователей.