Концептуальные модели
Собственное представление пользователей о поведении созданных нами интерактивных компонентов называется концептуальной моделью. Возьмем, например, элемент контента: что это - место, которое посещает пользователь, или объект, который пользователь получает? На разных сайтах применяются различные подходы. Знание концептуальной модели позволит вам принимать последовательные проектные решения. Неважно, будет ли элемент контента местом или объектом, - важно, чтобы сайт вел себя последовательно, а не представлял элемент местом и объектом попеременно.
Например, концептуальной моделью компонента «корзина с покупками» типичного коммерческого сайта является контейнер. Эта метафора влияет как на дизайн компонента, так и на используемый в интерфейсе язык. Контейнер содержит объекты, и поэтому мы «кладем покупки» в «корзину» или «вынимаем» их оттуда, а система должна предоставить функции, позволяющие это сделать.
Предположим, концептуальной моделью для этого компонента был бы другой аналог из реального мира - например, форма заказа по каталогу. Тогда система обеспечивала бы функцию «редактировать», которая заменила бы функции «положить» и «вынуть», типичные для традиционной корзины, а метафоре «оформить покупку» пришла бы на смену метафора «отправить заказ».
А также имеется альтернативная концептуальная модель, отвечающая потребностям пользователей.
Концептуальная модель может относиться к какому-то одному компоненту системы, а может охватывать всю систему в целом. Когда был запущен сайт Slate с новостями и комментариями, концептуальной моделью для него был обычный журнал. Сайт имел «обложку», а на каждой странице располагался ее номер и элементы интерфейса, позволявшие «переворачивать страницы». Время показало, что концептуальная модель реального журнала плохо переносится в онлайновую среду, и сайт Slate в конце концов отказался от этой концепции.
Вовсе не обязательно предъявлять наши концептуальные модели пользователям в явном виде. На практике это иногда не только не помогает пользователям, но запутывает их. Гораздо важнее, чтобы мы сами постоянно придерживались концептуальной модели на протяжении всего процесса проектирования взаимодействия. Понимание моделей, с которыми пользователи приходят на сайт (считают ли они его универсамом или каталогом), помогает нам выбрать концептуальную модель, которая будет работать наиболее эффективно. В идеальном случае нет необходимости сообщать пользователям, какой концептуальной модели мы следуем; они все поймут интуитивно по мере общения с сайтом, потому что его поведение будет соответствовать их ожиданиям.
Строить концептуальные модели на основе метафор, включающих в себя аналоги функций системы, взятые из реального мира, - очень удачный подход, но при этом важно не принимать метафоры слишком буквально. Раньше главная страница сайта авиакомпании Southwest Airlines содержала только изображение стойки для обслуживания клиентов со стопкой брошюр на одной стороне, телефоном на другой и т. п. В течение нескольких лет сайт служил наглядным примером концептуальной модели, зашедшей слишком далеко. Процедура бронирования билетов может быть аналогом телефонного звонка, но отсюда не следует,
Что система бронирования билетов должна быть представлена телефоном. По-видимому, авиакомпании надоело быть отрицательным примером, и сейчас ее сайт менее метафоричен и значительно более функционален. |
Старый сайт авиакомпании Southwest Airlines - классический пример концептуальной модели, слишком тесно связанной с объектами реального мира.
На обновленном сайте Southwest Airlines контент и функциональность стали более очевидными. |