Функциональность и контент
На уровне набора возможностей мы переходим от абстрактного вопроса «Зачем мы делаем этот сайт?», который задавали себе на уровне стратегии, к новому вопросу: «Что мы собираемся создать?».
Всемирная паутина как гипертекстовое информационное пространство Структура |
Фншцмнлаьмыю/ рбааияяг ляцффмяци / хкяттеяттуу Стратегия |
На уровне набора возможностей проявляется разделение Всемирной паутины на программные интерфейсы и гипертекстовые информационные пространства. На «программной» половине мы занимаемся функциональностью - тем, что составляет «перечень функций» программного продукта. На «гипертекстовой» половине мы имеем дело с контентом - традиционной сферой издательских и маркетинговых компаний.
Казалось бы, контент и функциональность не имеют ничего общего, но когда мы начинаем определять набор возможностей системы, оказывается, что с ними можно обращаться почти одинаково. Далее в этой главе я буду употреблять термин «возможность» для обозначения как программных функций, так и характеристик содержимого, предоставляемого пользователю.
При разработке программного обеспечения набор возможностей определяется в документах, содержащих требования к функциональности, или в функциональных спецификациях. В некоторых организациях эти термины обозначают два разных понятия: функциональные требования формулируются в начале проекта для описания того, что система должна будет делать, а спецификации создаются на заключительном этапе и описывают, что она делает в реальности. В других случаях спецификации разрабатываются вскоре после формулирования требований для уточнения деталей реализации. Однако, как правило, эти термины взаимозаменяемы. Некоторые люди пользуются термином «спецификации функциональных требований», чтобы охватить оба варианта. Я буду называть функциональными спецификациями собственно документ, а требованиями - его содержимое.
Язык этой главы по большей части является языком разработчиков программного обеспечения. Однако изложенное здесь в той же степени применимо и к контенту. При разработке контента определение требований часто не включается в формальную процедуру, типичную для разработки программ, однако основные принципы остаются теми же. Чтобы понять, какую информацию должен донести контент сайта, разработчику контента предстоит побеседовать с людьми или изучить исходные материалы, будь то база данных или коробка с газетными вырезками. Этот неформальный процесс сбора требований к контенту на самом деле не так уж радикально отличается от того, что делают разработчики, проводя мозговой штурм с участием
заинтересованных сторон и изучая имеющуюся документацию. Цели и подходы в обоих случаях одинаковы.
Редактор |
Литературным редактор |
Автор |
Пользователь |
Заинтересованная сторона |
Юрист |
Система управления контентом способна автоматизировать рабочий процесс подготовки контента и донесения его до пользователя. |
Функциональность, которая вам потребуется от системы управления контентом, зависит от природы самого контента. Нужно ли вам поддерживать несколько языков и различные форматы данных? Системе управления контентом предстоит обрабатывать все эти элементы. Должен ли каждый пресс-релиз визироваться шестью вице-президентами и юристом? Система управления контентом обязана поддерживать цепочку сбора резолюций как часть рабочего |
Требования к контенту часто имеют функциональный подтекст. В наше время для работы с наполнением сайта обычно применяются системы управления контентом (CMS - content management system). Такие системы бывают самыми разными - от очень больших и сложных, способных автоматически генерировать страницы на основе десятков различных источников информации, до предельно облегченных узкоспециализированных инструментов, предназначенных для максимально эффективного управления контентом какого-либо конкретного вида. Вы сами решаете, купить ли вам коммерческую систему, воспользоваться одной из множества систем с открытым исходным кодом или разработать собственную с нуля. В любом случае вам придется подстроить систему под нужды вашей организации и под контент вашего будущего сайта.
Процесса. Будут ли элементы содержимого сайта автоматически переупорядочиваться в соответствии с предпочтениями каждого пользователя? Система управления контентом должна уметь предоставлять данные в таком непростом режиме.
Функциональные требования со своей стороны влияют на контент. Потребуются ли инструкции на экране настроек? Как насчет сообщений об ошибках? Все это кто-то должен написать. Каждый раз, когда я вижу на веб-сайте сообщение типа «Исключение: передана пустая строка», я понимаю, что в готовом продукте остался текст предупреждения, вставленный кем-то из программистов в качестве заглушки, и произошло это потому, что в требования к контенту никто не добавил сообщения об ошибках. Огромное количество якобы высокотехнологичных проектов могло бы стать радикально лучше, если бы кто-нибудь из их разработчиков взял на себя труд пристально посмотреть на контент приложения.