Элементы опыта взаимодействия на практике
Элементы опыта взаимодействия сохраняют свою сущность независимо от размера сайта. Однако практическое применение идей, лежащих в основе этих элементов, иногда кажется трудновыполнимой задачей. Это не просто вопрос времени и ресурсов - нередко это вопрос образа мышления.
При взгляде на наши пять уровней - стратегия, набор возможностей, структура, компоновка и поверхность - может показаться, что их выстраивание требует огромного труда. Ведь если уделять столько внимания всем этим деталям, то на создание сайта уйдет несколько месяцев работы небольшой армии хорошо обученных специалистов, не так ли?
Вовсе не обязательно. Конечно, для определенных проектов в некоторых организациях приглашение команды квалифицированных разработчиков будет самым эффективным решением, потому что позволит передать кому-то ответственность за сайт, слишком сложный для разработки собственными силами. Кроме того, поскольку специалисты могут сосредоточиться исключительно на определенном аспекте опыта взаимодействия, они часто приносят с собой более глубокое понимание вопросов, непосредственно связанных со своей работой. Однако во многих случаях маленькие команды с ограниченными ресурсами способны достичь таких же результатов. Иногда группа всего из нескольких человек может получить более качественный продукт, чем большой коллектив.
Создание опыта взаимодействия - это нечто большее, чем просто решение огромного набора маленьких задач. Разница между удачным подходом и подходом, обреченным на провал, в действительности определяется двумя базовыми принципами:
• Необходимо понимать, какую проблему вы пытаетесь решить. Предположим, вы выяснили, что большая ли
ловая кнопка на домашней странице вызывает сложности у пользователей. Необходимо изменить ее размер и цвет (поверхность)? Или она неудачно расположена на странице (компоновка)? Или функция, которую представляет эта кнопка, работает не так, как ожидают пользователи (структура)?
• Необходимо осознавать последствия выбранного вами решения проблемы. Помните, что всегда существует риск возникновения «волнового эффекта», направленного вверх и вниз и вызванного вашим решением. Дизайн навигации, удовлетворительно работающий в одном разделе вашего сайта, может оказаться неподходящим для другой части архитектуры. У мастера выбора товара может быть оригинальный и передовой дизайн взаимодействия с пользователем, но понравится ли он тем вашим пользователям, которые с опаской относятся к высоким технологиям?
Такой подход к задаче проектирования опыта взаимодействия на вашем сайте кажется до боли очевидным, но вы удивитесь тому, как много мелких решений в процессе разработки опыта взаимодействия принимаются неосознанно. Принятие решений, касающихся опыта взаимодействия, по большей части проходит по одному из следующих сценариев:
• Мимикрический дизайн возникает, когда организация опыта взаимодействия следует соглашениям, принятым на других сайтах, в публикациях или приложениях, независимо от уместности этих соглашений для вашей аудитории (и вообще для Сети). Одним из примеров этого явления может служить широко распространенное и беспорядочное применение вкладок в качестве системы навигации в конце 90-х годов.
• Дизайн по указанию сверху отличается тем, что в основе решений в области опыта взаимодействия лежат личные предпочтения, а не потребности пользователей или цели сайта. Если оранжевый цвет доминирует в вашей палитре из-за того, что он нравится одному из вице-президентов фирмы, или если в качестве навигационных элементов применяются только раскрывающиеся списки, потому что их предпочитает ваш ведущий инженер, это означает, что из вашего поля зрения исчезли стратегические цели, которые должны были определять ваши решения.