Дизайн навигации
Дизайн навигации кажется простым делом: нужно всего - то расставить на каждой странице ссылки, чтобы пользователь смог ориентироваться на сайте. Однако если заглянуть чуть глубже, трудности навигационного дизайна станут очевидными. Дизайн навигации на любом сайте должен одновременно решать три задачи:
• Во-первых, он должен предоставлять пользователям способ попасть из одной точки сайта в другую. Поскольку во многих случаях связать каждую страницу со всеми остальными невозможно (а если и возможно, то из общих соображений неразумно), приходится подбирать навигационные элементы так, чтобы они упрощали реальные передвижения пользователя; в числе прочего это подразумевает, что ссылки должны быть рабочими.
• Во-вторых, дизайн навигации должен отражать взаимоотношения между внутренними элементами навигации. Просто предоставить список ссылок недостаточно. Как эти ссылки соотносятся друг с другом? Являются ли одни более важными, чем другие? Какая между ними разница? Эта информация необходима пользователю для понимания того, какой у него есть выбор.
• В-третьих, дизайн навигации должен отражать связь между содержательной стороной элементов навигации и страницей, которая находится перед глазами пользователя. Какое отношение имеет вся эта куча ссылок к странице, на которую я сейчас смотрю? Эта информация поможет пользователю понять, какой выбор ему
Следует сделать, чтобы наилучшим образом достичь своей цели или решить стоящую перед ним задачу.
При ориентировании в физическом пространстве человек может в определенной степени полагаться на внутреннее ощущение направления. (Конечно, есть и такие люди, которые всегда чувствуют себя потерянными.) Однако механизмы нашего мозга, помогающие найти дорогу в физическом мире («хм. кажется, дверь, через которую я вошел, находится где-то сзади и слева»), совершенно бесполезны при поиске пути в информационном пространстве.
Вот почему жизненно важно, чтобы каждая страница вебсайта четко доводила до сведения пользователей, в каком месте сайта они находятся и куда могут попасть. Вопрос о том, в какой степени пользователи могут ориентироваться в информационных пространствах, по сей день вызывает споры. Некоторые специалисты рьяно отстаивают ту точку зрения, что при посещении веб-сайтов пользователи строят в уме небольшие карты, как при посещении супермаркета или библиотеки; другие же утверждают, что пользователи практически целиком полагаются на навигационные подсказки перед собой, как если бы любой шаг, сделанный ими на сайте, моментально стирался из их памяти.
Мы до сих пор не знаем, как (и в какой мере) пользователи представляют в уме структуру веб-сайта. Пока мы это не выясним, лучше всего предполагать, что пользователи ничего не запоминают при переходе от одной страницы к другой. (В конце концов, если общедоступная поисковая машина вроде Google проиндексирует ваш сайт, точкой входа на сайт может оказаться любая страница.)
Большинство сайтов фактически предоставляют пользователю несколько систем навигации, причем каждая играет свою роль в ориентировании пользователя на сайте в разных обстоятельствах. На практике были выработаны несколько типов систем навигации.
Глобальная навигация обеспечивает доступ к значительной части сайта. Термин «глобальная» здесь не означает,
Локальная навигация |
Что эта навигация обязательно появляется на каждой странице сайта - хотя это была бы неплохая идея. (Элементы навигации, присутствующие на всех страницах сайта, мы будем называть «постоянными»; следует помнить, что постоянные элементы не всегда являются глобальными.) Фактически глобальная навигация представляет собой набор точек входа, которые необходимы пользователям, чтобы переходить с одного «конца» сайта на другой. В любое место сайта, которое вам понадобится, вы сможете (так или иначе) попасть с помощью глобальной навигации.
• ••••••••••••••••••••в
Дополнительная навигация
Контекстная навигация встроена непосредственно в содержимое страницы (и поэтому иногда называется микронавигацией). Этот тип навигации (например, гиперссылка в тексте на странице) часто используется в недостаточной степени (а то и вообще неправильно). Нередко пользователи решают, что им нужен другой элемент информации, непосредственно в процессе чтения текста на странице. Почему бы не поместить соответствующую ссылку прямо в тексте, не заставляя пользователя просматривать страницу вдоль и поперек в поисках необходимого навигационного элемента (или, того хуже, бросать все и обращаться к поисковику)?
Контекстная навигация
Сервисная навигация предоставляет доступ к элементам, которые не нужны пользователю повседневно, но которые принято предоставлять ради его удобства. Например, в реальном мире на дверях магазина обычно указаны часы его работы. Для большинства покупателей львиную долю времени эта информация не имеет ценности: стоя рядом, любой может легко сообразить, открыт ли сейчас магазин. Однако знание о том, что эта информация легко доступна, помогает покупателю, которому она вдруг понадобилась. Ссылки на контактную информацию, на формы обратной связи и на формулировку политики сайта являются распространенными элементами сервисной навигации.
Сервисная навигация |
Некоторые средства навигации не встроены в структуру страниц, а существуют сами по себе независимо от контента и функций сайта. Это инструменты выносной навигации, к которым пользователи обращаются тогда, когда запутались в предоставленных вами прочих навигационных
Системах или с первого взгляда пришли к выводу, что не стоит и пытаться в них разобраться.
Индекс - это алфавитный список тем со ссылками на соответствующие страницы, аналогичный предметному указателю в конце книги. Такой инструмент наиболее эффективен для сайтов с большим количеством контента, затрагивающего широкий диапазон тем. В большинстве остальных случаев будет достаточно карты сайта и хорошо спроектированной архитектуры. Иногда разработчики создают индексы для отдельных разделов сайта, не пытаясь охватить весь контент. Этот подход может оказаться действенным, когда ваш сайт разбит на части, предназначенные для разных аудиторий с различными потребностями в информации.