Управление эффективностью бизнеса
Взаимодействие аналитических приложений И систем бизнес-интеллекта
С помощью аналитических приложений и систем бизнес-интеллекта современные компании стремятся решить ряд традиционных корпоративных задач, к которым относятся стратегическое управление, задачи бюджетирования, планирования и прогнозирования, формирование и анализ консолидированной финансовой отчетности, применение методов функционально-стоимостного управления, анализ финансовой и операционной деятельности, анализ взаимоотношений с контрагентами и др. В то же время для решения этих задач необходимо определиться с основными техническими вопросами, а именно:
— где и как хранить исходную и результирующую корпоративную информацию;
— какие средства использовать для обработки данных (по перечисленным выше аналитическим задачам);
— как обеспечить правильное и своевременное представление управленческой информации в отчетах.
Рассмотрим взаимосвязь аналитических программных средств на примере автоматизации процессов управления крупной компании. С точки зрения движения информационных потоков можно выделить три этапа: хранение информации, ее обработка и представление, анализ информации.
Этап 1: хранение информации. Информационная система любого среднего или крупного предприятия предполагает наличие какого-либо хранилища данных. Объем базы данных хранилища и ее структура зависят от масштабов организации и ее специфики. Если это многопрофильная транснациональная корпорация, работающая в нескольких странах, или структура холдингового типа, то очень вероятно, что в различных отделениях и дочерних компаниях используются различные хранилища данных. В то же время компания должна использовать централизованное хранилище данных для обеспечения функций хранения и сбора информации из различных источников.
Этап 2: предварительная обработка и представление информации.
Заметим, что не всегда и не вся информация, имеющаяся в хранилище данных, необходима для дальнейшего анализа. В таком случае компании рекомендуется организовать «аналитическую прослойку» между пользовательскими аналитическими приложениями и хранилищем. Этот инструмент должен выполнять функции аналитической платформы: обеспечивать хранение информации, необходимой для анализа, и проводить ее предварительную аналитическую обработку. В качестве такого средства может выступать OLAP-система. Кроме того, OLAP-система может использоваться в качестве многомерного хранилища — в тех компаниях, где анализируемых данных не так много и построение реляционного хранилища данных вряд ли оправдано. Многие современные OLAP-системы также позволяют представлять информацию в удобном для пользователя виде.
Этап 3: анализ информации. На этом этапе средствами аналитических приложений решается широкий круг задач корпоративного управления. В качестве исходной информации используются данные, хранящиеся в многомерной базе данных (OLAP). Результаты анализа могут использоваться как внутри организации, так и для предоставления внешним пользователям.