Управление эффективностью бизнеса
Почему именно сейчас?
Существует целый ряд причин того, почему ВРМ-решения эффективны именно в наши дни. Одна из них — изменчивость экономической среды, сопровождающая глобализацию мировой экономики, повышение динамичности бизнеса и усиление конкуренции. Происходит изменение правил, которые применялись в течение десятилетий, клиенты становятся более разборчивыми, появляются новые конкуренты, предлагающие новые решения. Все эти процессы затрагивают и Россию, с тем существенным отличием, что в российских условиях экономическая изменчивость, к сожалению, время от времени перерастает в экономическую нестабильность.
Так или иначе, современный бизнес (особенно международный) требует быстроты принятия решений и повышенной гибкости. Очевидно, что сделать это в бюрократизированной среде, доставшейся многим российским предприятиям в наследство от административно-командной экономики, практически невозможно. Впрочем, бюрократизм — беда не только России, но и многих других стран, в том числе относящихся к индустриально развитым. Единственный выход — то самое управление, основанное на партнерстве, при котором делегирование полномочий и ответственности сочетается с ориентацией на достижение главных целей компании.
Другая причина — появление новых инструментов управления и возможность их эффективного использования. Сообщения о новых концепциях, методах и моделях управления появляются с завидной регулярностью. Не секрет, что многие из таких инноваций на поверку оказываются замаскированными маркетинговыми кампаниями. Но есть и действительно ценные идеи и подходы, практическое применение которых сулит значительные экономические выгоды. Среди таких перспективных разработок можно отметить управление по ключевым показателям эффективности (шаг вперед по сравнению с традиционными финансовыми метриками), функционально-стоимостное управление (более гибкий анализ и управление затратами), теория ограничений (управление по узким местам) и некоторые другие. Не использовать инструменты управления, эффективность которых признана и уже неоднократно доказана, — непозволительная роскошь. Единственная важная оговорка: ни один из методов не должен возводиться в абсолют, все они должны быть органично встроены в целостный механизм корпоративного управления.