Рыночное предложение и конкурентный целевой маркетинг
Уникальные характеристики бизнес-рынков, которые были описаны выше, делают задачу создания конкурентного преимущества на мировых бизнес-рынках значительно более сложной для менеджеров по маркетингу. Клиент и продающая организация связаны между собой посредством рыночного предложения продающей фирмы. Проблема состоит в том, чтобы создать такое рыночное предложение, которое представляло бы для покупателя дифференцированную ценность и которое конкуренты не смогли бы легко скопировать, в результате чего продающая фирма имела бы устойчивое конкурентное преимущество.
Рыночное предложение фирмы можно концептуально представить как состоящее из четырех компонентов. Физический компонент — это реальное физическое представление продукта или услуги. Например, мобильный телефон можно описать при помощи ряда электронных и технических характеристик, которые образуют физическое единство. Компания, предоставляющая услуги, например Federal Express, создает физические аспекты своих услуг посредством отличительного внешнего вида своей униформы, грузовых автомобилей, самолетов и используемого программного обеспечения для отслеживания заказов.
Технология имеет всевозрастающее значение при формировании рыночного предложения. Интерактивная технология представляет технологию, при помощи которой мы взаимодействуем с продуктом. Мы можем взаимодействовать с компьютером при помощи клавиатуры, работая с программой обработки текста, или давать указания программе, используя мышь и программу окон. Технологии взаимодействия играют все более важную роль при формировании рыночного предложения, это касается и электронного информационного обмена между производителями, компаниями, предоставляющими услуги по логистике, и дистрибьюторами.
При покупке продукта или услуги фирма-покупатель взаимодействует с персоналом фирмы-продавца. Работники различных подразделений: отдела продаж, приема заказов, обслуживания, установки и бухгалтерии — все они вносят свой вклад в общее представление о товаре, которое формируется у покупателя. Персонал, с которым взаимодействует покупатель, является важной составляющей рыночного предложения предприятия.
Атрибуты компании являются четвертой составляющей рыночного предложения. Эти характеристики присущи всем продуктам и услугам, предлагаемым компанией. В широком смысле они представляют собой репутацию фирмы на рынке.
Рыночное предложение связывает фирму и клиента. Клиента можно концептуально представить как человека, имеющего иерархию ожиданий, которые основаны на его потребностях и выражаются в выгодах, которые он хочет получить от данного рыночного предложения. Рыночное предложение, отвечающее потребностям клиента, приводит к удовлетворенности покупателя и к конечной цели создания потребительской ценности. Ценность — это предоставление клиенту наибольших выгод по цене, которую потребитель считает меньшей, чем приобретаемая им ценность. Ценность обычно рассматривается в контексте конкурентных рыночных предложений.
Продавцы используют ресурсы, такие как технологии, оборудование, капитал и персонал, чтобы создать наилучшее рыночное предложение. Позиция фирмы на рынке определит степень легкости, с которой она сможет управлять рыночным предложением на рынке. Сильная позиция на рынке увеличивает вероятность успеха нового рыночного предложения от данной фирмы. Слабое положение на рынке потребует вложения значительных ресурсов, дня того чтобы занять позицию на рынке и добиться успеха.
Взаимодействия покупателей и продавцов окрашены их ожиданиями и представлениями о рынке. Рыночное предложение — это связь, которая соединяет покупателей и продавцов, и продавец на бизнес-рынке должен сосредоточить свое внимание на тех, которые будут наиболее восприимчивы к его рыночному предложению.
Для того чтобы наилучшим образом обеспечить соответствие рыночного предложения и потребностей клиента, мы начинаем структурировать рынок. Цель сегментирования бизнес-рынков состоит в том, чтобы выйти за пределы базовых критериев сегментирования, делящих рынок на участки в соответствии с кодом Стандартной промышленной классификации или по размеру фирмы. Эти критерии хорошо брать за основу, но нам необходимо выйти за пределы базовых критериев, чтобы получить более глубокое понимание покупателей и их потребностей. Т. Бонома и Б. Шапиро (Вопота and. Shapiro, 1983) предлагают иерархическую структуру критериев для сегментирования бизнес-рынков. На рис. 2 представлены предложенные ими характеристики и краткое описание каждой из них.
Сегментной структуре соответствуют группы продуктов, так что образуется матрица продукт/рынок. Продукт в этом случае означает ваше рыночное предложение. Задача состоит в том, чтобы расположить ячейки матрицы в соответствии с приоритетом обслуживания и разработать уникальную маркетинговую программу для тех ячеек, которые представляют высший приоритет (см. РАЗРАБОТКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА МАРКЕТИНГА).
Из-за особенностей бизнес-рынков программы маркетинга сосредоточены скорее на решениях в отношении продаж и каналов, чем на проблемах, связанных со СМИ. Хотя цена и имеет значение, она часто не является наиболее значимым фактором при выборе поставщика. Более подробное обсуждение элементов маркетинга-микс приведено в других разделах этой книги.
Сегменты становятся все более узкими, чем ниже мы спускаемся по иерархии критериев сегментирования. Демографические критерии позволяют нам делить рынок на макроуровне на крупные сегменты. Мы продолжаем сегментирование, принимая во внимание характеристики деятельности, такие как интенсивность потребления. Когда мы производим сегментирование на основании личных характеристик, таких как новаторство и готовность пойти на риск, мы действуем на микроуровне. При отборе целевых рынков мы обычно определяем их, используя критерии сегментирования на нескольких уровнях иерархии. Е. Шерон и Е. Кляйншмидт (Cheron and Kleinschmidt, 1985) предлагают более подробное рассмотрение данного вопроса.
Рис. 2. Значимые характеристики для сегментирования бизнес-рынков Источник: Вопота and Shapiro, 1983. |
Мы выбираем в качестве целевых такие доступные для нас рынки, которые предлагают нам наилучшие возможности. Выбор целевого рынка — это вопрос его соответствия нашему рыночному предложению, возможностям и материальной базе, которые ограничивают то множество рынков, на которых мы можем эффективно конкурировать.