Направления развития маркетинга на бизнес-рынке в будущем
Маркетинг на бизнес-рынке переживает период быстрого развития, и некоторые вопросы требуют внимательного рассмотрения специалистами по маркетингу. Для управления портфелями заказов клиентов нужны более совершенные инструменты. В настоящий момент стремительно развивается управление базами данных, затрагивающее разработку такой их структуры, которая позволит интегрировать характеристики клиента (покупательскую историю, закупочную политику и практику, состав закупочного центра, критерии оценки) и данные информационных систем исполнения заказов (доход по типам клиентов и по основным заказчикам, цели сбыта и развития). Управляющие должны разработать технологические процессы и организационные решения, которые смогут облегчить стратегическое управление портфелем заказов клиентов (и поставщиков), — операционный менеджмент для сегментов потребителей и отдельных крупных клиентов. Необходимы более прогрессивные способы оценки ценности потребителей и система контроля обязательств и сущности покупателей (см. Vavra, 1995; Peck, 1997).
Интеграция и использование ресурсов клиента являются управленческой проблемой. Во-первых, многие крупные производители используют растущее количество каналов сбыта для ведения дел с клиентами различных типов. Обслуживание заказов на национальном уровне, собственные торговые представители, телефонный маркетинг, прямая почтовая реклама, розничные магазины, дистрибьюторы, дилеры и активные посредники, а также системы электронной коммуникации — все это используется одновременно. Во избежание конфликтов между этими компонентами и для достижения эффективности координация таких «гибридных маркетинговых систем» должна стать целью маркетинга на бизнес-рынке в наше время перемен (см. Moriarty and Moran, 1990).
Второй уровень координации касается различных мероприятий, которые формируют отношения с клиентами. Обычно в развитии сложных деловых взаимоотношений участвуют различные подразделения (маркетинга и продаж, исследований и разработок, управления качеством, технического обслуживания и т. д.). Задачей маркетолога является координация деловой активности персонала и коммуникаций в целях завоевания крупного клиента Еще одну задачу представляет интегрированное использование каналов маркетинговых коммуникаций. Быстрое развитие телекоммуникаций и различных форм электронного обмена данными в сочетании с управлением базами данных клиентов стремительно изменяет способы коммуникаций и взаимодействия покупателей и продавцов (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ; МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ).
Важнейшим событием, которому способствовали рассмотренные технологические инновации, является возникновение создающих ценности стратегических сетей. Появление сетей, создающих ценность, или цепочек ценности, отражает основной сдвиг в способах ведения конкурентной борьбы. Теперь соперничество происходит не между двумя отдельными фирмами, а между сетью или цепочкой и конкурирующей сетью или цепочкой. Сети создания ценности включают в себя все операции, необходимые для создания и доставки продукта. Например, сеть для компьютера может начинаться на самом простом уровне, где из меди и пластмассы производится монтажная плата, или первым этапом создания сети может быть плата с печатной схемой. Цепочка ценности описывается, начиная с печатной платы и заканчивая розничным магазином, торгующим компьютерами. Понимание фирмой структуры своей цепочки или сети создания ценности описывает ее место в отрасли. Полное понимание цепочки ценности каждой фирмы и ее роли в этой цепочке необходимо для разработки стратегии. Те фирмы, которые намеренно образуют сети сотрудничества между поставщиками и дилерами, могут приобрести преимущество над конкурирующими фирмами или сетями, поскольку они имеют возможность сократить не участвующие в создании ценности операции на периферии своих фирм.
Цепочки/сети создания ценности строятся на создании ценности для конечного покупателя путем объединения основных видов деятельности фирм, образующих сеть. В результате взаимоотношений или стратегических союзов возникает кооперативное деловое взаимодействие, так что целое становится больше, чем сумма его составляющих. Создание сети — это расширение взаимодействия между двумя фирмами, о котором мы говорили выше, до образования сети фирм, работающих совместно в целях создания ценности для потребителя. Тот факт, что в центре внимания сети создания ценности находится потребитель, является основным отличием мышления сегодняшнего дня, которое сосредоточено на клиентах и поставщиках следующего соседнего уровня.
Компания Calyx and Corolla служит примером того, как можно объединить основные виды деятельности для того, чтобы в полной мере использовать благоприятные возможности рынка при помощи сети создания ценности. Каналы, по которым цветы доставлялись конечному потребителю, были длинными и неэффективными: для того, чтобы цветы попали к потребителю, требовалось девять дней. Предприниматель Рут Оуэйдс (Ruth Owades) увидела возможность создания ценности, доставляя цветы с грядки потребителю за три-четыре дня, в результате чего клиент получал более свежие цветы. Для этого она придумала цепочку, которая связала фермеров, выращивающих цветы, и потребителя посредством каталогов букетов. Виды деятельности, которыми она владела, были управление и создание каталога, но ей нужны были партнеры для разработки ее концепции. Она обратилась к ряду фермеров, которые являлись оптовыми торговцами цветами, но ничего не продавали в розницу. Она научила их упаковывать цветы так, чтобы к потребителю они попадали в том виде, в котором они были изображены в каталоге. Это стало основной задачей фермеров.
Способность быстро доставить цветы клиенту являлась важной частью концепции. Рут Оуэйдс обратилась к компании Federal Express, имеющей безупречную репутацию в деле доставки посылок, с предложением стать системой доставки для компании Calyx and Corolla. Убедить Federal Express было непростой задачей, поскольку фермеры обычно находились в сельской местности, а не в густонаселенных областях. Однако в тот момент, когда Оуэйдс обратилась в Federal Express, они искали новые возможности расширения своего бизнеса и с готовностью согласились стать партнерами в ее предприятии. Их основной вид деятельности — умение быстро перемещать вещи и доставлять их клиенту на следующее утро — был необходимой составной частью быстрой доставки цветов потребителю. Эта концепция была основана на вере в то, что значительная часть рынка оценит возможность приобрести более свежие, чем в местном цветочном магазине, цветы. Компания Calyx and Corolla добилась успеха в разработке и продаже своего продукта на основе интегрированной сети создания ценности.
Многие продавцы на бизнес-рынке расположены далеко в сети от конечного потребителя и не знают своего вклада в создание потребительской ценности. Поскольку способность фирмы извлечь выгоду пропорциональна ее вкладу в общую созданную ценность, необходимо понимать свою роль в цепочке/сети. Индивидуальные тенденции в создании ценности, развитие основных видов деятельности и существующее во многих фирмах стремление к созданию среды партнерства и сотрудничества приведут нас в эпоху, в которой конкуренция скорее будет происходить между сетями фирм, а не между отдельными фирмами. Например, Nokia Mobile Phones, главный оператор на рынке портативных или мобильных телефонов, создала глобальную сеть поставщиков, все поставляемые компоненты которой сделаны по специальному заказу, ей больше не приходится выбирать товары на рынке стандартных деталей.