Ключевые и периферийные аспекты заботы о потребителе
Каковы ключевые составляющие заботы о потребителе? Каков масштаб маркетинговой деятельности по заботе о потребителе? По большому счету, явная концентрация на удовлетворении потребителя и заботе о нем лежит за пределами «центра» маркетинговой деятельности. Очевидно, существует подразумеваемый параметр удовлетворения потребителя и заботы о нем во всех аспектах маркетинговой деятельности. Как следствие этого, «материальные» аспекты маркетинга, в первую очередь по ключевым товарам, относятся к более широкой сфере заботы о потребителе в смысле соответствия нуждам покупателей, их восприятию и ожиданиям. «Ключевые» аспекты заботы о потребителе сосредоточены на взаимодействии покупателя и организации и, как следствие, в первую очередь относятся к людям и являются «нематериальными» по природе.
Данный аспект, касающийся услуг, с легкостью принимается в широкой сфере маркетинга услуг. Именно в маркетинге услуг можно обнаружить наибольшее количество улучшенных и усовершенствованных методов заботы о потребителе. Действительно, некоторые могут усомниться, что забота о потребителе помещена в центр сервисной маркетинговой деятельности. Именно в сервисном маркетинге могут быть обнаружены такие концепции, как «общее сервисное предложение» и «качество услуг».
Забота о потребителе имеет не только ключевой, но и «периферийный» характер. Периферийный аспект может быть достаточно существенным и состоять из широкого спектра факторов и мероприятий. Именно здесь могут быть представлены небольшие добавления к ценности и внимание к деталям, что будет хорошим завершением программы по заботе о потребителе. Периферийные аспекты могут быть зачастую обеспечены другими маркетинговыми величинами, а не только человеческим фактором.
Установленным фактом считается то, что периферийные аспекты пакета потребительских услуг будут в итоге развиваться в значимые центральные аспекты. Следовательно, поскольку компания наращивает уровень заботы о потребителе вокруг дополнительных, периферийных аспектов, они будут рассматриваться потребителями как неотъемлемые и стандартные элементы такой программы. Таким образом, по прошествии некоторого периода времени компания разочарует покупателей устранением данных дополнений, которые уже стали частью действительной, центральной области по заботе о потребителе.
Во всех переменных маркетинга забота о потребителе требует внимания к аспектам взаимодействия на разных стадиях сделки. Забота о потребителе в таких аспектах должна быть эффективной, доброжелательной и стимулирующей, запроектированной так, чтобы избежать или по крайней мере решить проблемы, предотвратить периоды пассивности и поощрить участие активных покупателей. По своей сущности программа по заботе о потребителе будет создавать уникальную атмосферу, имидж и среду, окружающую как организацию, так и потребителей.
Ниже приведены четыре действующих маркетинговых величины, которые имеют важное значение для заботы о потребителе при создании такой среды:
1. Товар или услуга. Очевидно, что это центральный аспект деятельности по заботе о потребителе с точки зрения ассортимента, выбора и разнообразия, формирующий перспективы производства товаров на заказ и их персонализации для удовлетворения нужд индивидуального клиента.
2. Коммуникационный материал. Этот аспект подразумевает любую литературу, которая предназначена для создания и стимулирования знаний посредством потока информации, ориентированной на потребителя. Такая литература акцентирует внимание на параметрах использования товара, доступности и доставке, восприятии цены и стоимости.
3. Стимулирование продаж. Данный аспект играет важную роль в программе по заботе о потребителе. Стимулирование может быть материальным, охватывающим такие вещи, как образцы, пробы, тесты, скидки и уценки, а также нематериальным, которое включает дополнительные услуги или расширенный сервис.
4. Позитивные связи с общественностью. Имеют важное значение в деле заботы о потребителе как с точки зрения своей масштабности, так и степени активности. Связи с общественностью позволяют потребителям быть информированными и чувствовать себя важной «персоной» для организации.
В маркетинговой деятельности в целом забота и удовлетворение потребителя будут главной темой во всех аспектах маркетинговых коммуникаций, стимулировании продаж, улучшении качества и параметрах добавленной ценности. Каждый индивидуум в компании, независимо от уровня или исполняемой функции, играет важную роль в восприятии потребителем товара или услуги. Многие исследователи называют это «человеческим фактором».