Фьючерсный рынок
Цены на стандартизированные товары могут резко колебаться в зависимости от объемов выпускаемой продукции и экспорта, политических и климатических условий и ситуации в мировой экономике (Boonekamp and Cathelinaud, 1996). Многие производители и потребители пытаются минимизировать эти скачки цен, поскольку их финансовые возможности недостаточны для того, чтобы противостоять таким ценовым и доходным рискам. Для стабилизации цен на стандартизированные товары и доходов от их продажи был создан механизм, в котором в качестве инструмента защиты от бесконтрольного колебания цен выступает фьючерсный рынок. На таком рынке часть выпускаемой продукции продается до того, как она будет реально произведена, по ценам, известным на момент сделки. Выбирая объем товара, который необходимо доставить в определенное время, производитель может изменить распределение цен и прибылей желаемым образом, не влияя при этом на распределение цен и прибылей для остального рынка.
Фьючерсные биржи существуют по всему миру. Наиболее известными являются Чикагская биржа, где главным образом торгуют сельскохозяйственными товарами, Биржа кофе, сахара и какао в Нью-Йорке, Нью-Йоркская хлопковая биржа и Лондонская биржа металлов, которая является главной биржей в мире по торговле необработанными металлами, такими как алюминий, медь, цинк, свинец, никель и серебро.
Фьючерсные контракты на разнообразную сельскохозяйственную, металлургическую и нефтяную продукцию могут продаваться и покупаться торговцами и брокерами на биржах, разбросанных по всему миру. Эти биржи являются законодателями в области цен. Доставка товара возможна на многих фьючерсных рынках, но не является обязательной и редко происходит на практике. Эффективность фьючерсных рынков в деле защиты торговцев от неблагоприятных изменений цен зависит от степени конвергенции — сближения фьючерсной цены и реальной цены с приближением срока окончания фьючерсной сделки.
Фьючерсный рынок может защитить от изменений цен и производителей, и предприятия перерабатывающей промышленности. Производители все чаще регулируют свои издержки, сглаживая покупную цену за счет покупки на фьючерсной бирже (Dwyer, 1997) или получая какие-либо гарантии того, какую цену они будут платить за необходимое им сырье (Shuldinerand Norkus, 1996). Фьючерсные рынки также участвуют в определении цен в том смысле, что рынок получает информацию о спросе и предложении и делает предположения в отношении будущих цен на основе этой информации.
Для упрощения процесса торговли количество товара, на которое заключаются сделки, нормировано. Стандартный контракт на шерсть — 2500 кг, на живой скот — 10 ООО кг живого веса, на медь — 25 т, на золото — 250 г, на какао — 25 т, на пшеницу ЕС — 100 т, на горючее — 100 т и т. д.
Недостатком фьючерсного рынка является то, что люди, напрямую не заинтересованные в товаре, могут им торговать; с другой стороны, их присутствие, возможно, делает рынок более эффективным (Campbell and Fisher, 1991).
Фьючерсный рынок, не создавая приверженности ни к отдельному продукту, ни к производителю, тем не менее играет важную роль в перенесении риска, самофинансировании, сборе сведений о рынке, выявлении цен и калькуляции цен будущего периода. По крайней мере в теории, результатом существования фьючерсного рынка должны быть более стабильные цены. Существуют, однако, другие способы выполнения подобных функций, в особенности для продовольственных товаров. Сегодня, по всей видимости, многие стандартизированные товары эффективно продаются и покупаются без использования фьючерсной торговли. P. JI. Колье и Дж. Н. Уль (Kohls and Uhl, 1990) приходят к выводу, что затраты на маркетинг сокращаются из-за увеличения эффективности работы пищевой промышленности. Верно ли это для рынка необработанных металлов, остается открытым для обсуждения. Фьючерсные товарные рынки часто подвергаются критике, но они играют необходимую и важную роль в определении и стабилизации цен на рынке. Однако на таком рынке крайне трудно проследить за ценовой стратегией.