ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ VIP-ТРЕНЕРА
VIP-тренинг представляет собой такую картину: из человека, как из клубка, торчит много запутанной разноцветной пряжи, и ни одна из этих ниточек не является самой главной. Задача состоит в том, чтобы вместе с клиентом терпеливо и любовно — и это очень важная окраска любого действия, любого алгоритма, состоящего из маленьких шагов, — наматывать каждую торчащую из
Клубка ниточку в маленький клубочек. "Пряжа" распутывается и упорядочивается за счет того, что в начале идет работа с одним клубочком, потом — с другим, потом — с третьим, после чего возникает возможность совершенно новых конфигураций из той же самой пряжи.
Одним из главных предметов работы может быть разбор каждой "нитки" — микроситуаций, связанных, к примеру, с контактами в офисе, с фантазией и свободными ассоциациями по тому или иному поводу, с выяснением отношений со значимыми для клиента людьми. Важную роль играют тонкие и простые релаксационные упражнения, связанные с телом или голосом. Возможность построить работу с самим собой связана не только с действием, но и с умением создавать паузы между действиями.
Сама эта работа подразумевает достаточно доверительные отношения между тренером и его клиентом, заинтересованность тренера в обучаемом. Люди социально значимые и внутренне напряженные зачастую имеют проблемы с дистанцией. Тренеру предоставляется возможность одновременно находиться на социально внешней, приемлемой дистанции — и при этом осуществлять сравнительно близкий контакт и выстраивать адекватную дистанцию. Например, принятие клиентом своих агрессивных фантазий происходит путем признава - ния их, рассказывания аналогичных историй, принятия клиентом чувств, которые казались ему строго индивидуальными, как более общих. Контакты между тренером и клиентом формируют модель мягкого, бережного взаимодействия.
Важной спецификой работы VIP-тренера является не просто соблюдение конфиденциальности, но еще и "непересечение границ": тренер не должен вмешиваться в те обстоятельства и вопросы, в которые, испытывая большое уважение и доверие к тренеру, иногда пытается его втянуть клиент. Тренер не должен выходить за пределы зоны своей компетенции. Например, не должен выступать в качестве аналитика или решать кадровые вопросы. Межевыми знаками работы тренера являются самочувствие, успешность, естественность обучаемого.
[1]Краснова В. Корпоративный базар. //Эксперт. 1997, №29. — С. 29.
[2]См.: "Лень-матушка" или плохой менеджмент? Причины низкой производительности труда на лучших российских предприятиях //Ведомости. — 1999. — 29.09. — С. Б—б
[3]См.: Ведомости. 19.01.2000. — С. Б—б.
[4]Подробнее см., например: Fresina A. The Three Prototypes of Corporate Universities //The Corporate University Review, 1997, Jan/Feb; Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. — 3-е изд. — М, 1998. — С. 135—136.
[5]Тренеры-консультанты — Борис Терещенко, Татьяна Чувахина, Центр развития деловых навыков (CBSD).
[6]Единого, общепринятого перевода на русский язык словосочетания Executive Search пока не выработалось. Наиболее часто встречающиеся варианты перевода — "целенаправленный поиск", "целевой поиск" или "исполнительный поиск".
[7]Классификация предложена Л. М. Кролем.
[8]Здесь уместно вспомнить исследования по субъективной семантике, интенсивно развивающиеся в науке последние 40 — 50 лет (Артемьева, Петренко).
[9]Емкое английское слово efficiency в переводе на русский язык значит оптимально дешево и максимально сердито. — Продвинутый отдел финансов.
[10]Эта часть написана в соавторстве с Е. Л. Михайловой