ИМИДЖ КАК ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ Из PR-инструментария корпоративной культуры
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
А. И. Герцен. "Былое и думы"
Только ленивый в наше время не "поработал как следует над имиджем". Только очень дремучий не закатил хоть разок крутую PR ("паблик релейшнз") кампанию. И уж кто только ни формировал, исправлял, направлял, использовал корпоративную культуру!
О чем это говорит? Ну, во-первых, понятное дело, о том, что все это — модные игрушки. Во-вторых, о том, что если удастся осуществить классическую операцию "мухи отдельно — пироги отдельно", то можно отшелушить рациональное зерно от плевел, то есть сделать из игрушек вполне полезные долгоиграющие инструменты. И наконец, в-третьих, о том, что сколько создателей, столько и мнений о предмете созидания.
Так что прежде чем мы предложим свой вариант работы с имиджем, PR и корпоративной культурой, придется по возможности определить, что же мы имеем в виду, или хотя бы порассуждать на тему.
Мы будем исходить из того, что все три феномена связаны между собой сложными пересечениями и взаимозависимостями.
Мы рассматриваем имидж как индивидуальное особенное лицо компании, обращенное как вовне (чем обычно и ограничиваются, говоря об имидже^, так и внутрь компании. По аналогии: приходя на вечеринку и потратив перед этим некоторое время на "боевую раскраску" для произведения определенного впечатления, женщина не только показывает свое лицо, но и несет внутренний образ себя. Этот образ может соответствовать или не соответствовать реакции
Окружающих. Несовпадение производимого и задуманного эффекта говорит о неадекватности внешнего облика внутреннему и срочно требует зеркала для проведения необходимой коррекции. Коррекция тоже может быть внутренней или внешней: либо надо провести ремонтные работы макияжа, либо смириться с тем, что сегодня за женщину-вамп сойти не удастся, так что придется косить под "невинную Цецилию".
Загадочно-иностранный PR, или непроизносимый "паблик релейшнз", или какие-то, может быть, не совсем приличные "связи с общественностью" — что это? Скрытая реклама? Грандиозные дорогостоящие шоу? Или простая пресс - конференция, во время которой вечно голодным журналистам раздаются пресс-релизы (что-то вроде профессиональной шпаргалки), чтобы они спокойно могли сосоредоточиться на "скромном фуршете"? Причем пресс-релиз, как правило, доходчиво описывает повод, по которому данную компанию надо бы упомянуть в средствах массовой информации. Крутым PR-мэном может считаться тот, чьи пресс-релизы особенно убедительны, а связи в журналистско - редакторском мире особенно обширны.
Мы, безусловно, согласны с тем, что связь с общественностью необходима. Прежде всего для того, чтобы понять, а что же ей, общественности, нужно, то есть каковы ее потребности. Потому что любой бизнес может существовать, только если отвечает на некоторую важную потребность этой самой общественности, занимая при этом свою особую нишу. Поэтому PR предполагает связь взаимную, диалогическую. То есть компания что-то объясняет, общественность уточняет и дополняет, компания прислушивается к мнению дорогой общественности, о чем и доводит до сведения последней, и так далее. Таким образом, "паблик релейшнз" (в буквальном переводе "общественные связи") не создает новые потребности, но объясняет социальную значимость не просто конкретного продукта или услуги, а необходимость существования данной компании, или партии, или, если хотите, персоналии как таковой. Поэтому при разработке PR-стратегии надо исходить из того, какое впечатление (вот оно, лицо, имидж!), на кого и с кем вместе компания хочет произвести, как собирается получить обратную связь от публики и партнеров и что потом с этой обратной связью сможет реально сделать. И все это для создания условий, наиболее благоприятных для развития бизнеса. Причем этот диалог должен быть направлен как вовне, так и внутрь компании — то есть не только сторонняя общественность, но и собственные сотрудники должны понимать вселенскую значимость того, чем и где они зарабатывают на жизнь. Каждая PR-акция должна работать на желаемый образ (имидж) компании.
К корпоративной культуре относятся все те атрибуты, которые относятся к культуре вообще: система ценностей, правил, нормы, мифы, традиции, ритуалы, способы циркулирования информации, язык и т. д. Только в рамках отдельно взятой организации. Отсюда, как говорится, и вшивость, то есть вытекающие трудности. Вы представляете себе, чтобы легко и непринужденно можно было поуправлять, скажем, российской культурой? Речь в данном случае идет не о том, чтобы запретить тот или иной спектакль, сгноить того или иного писателя или художника, а метод социалистического реализма объявить последним словом в развитии мировой цивилизации. Это, как теперь говорят, "семечки". А вот если напрячься и вообразить, что за несчастные 10 лет Емеля сумел слезть с печки и, как какой-нибудь — тьфу! — трудолюбивый Ганс, побежал чистить коровник? Или за какие-нибудь 70—80 лет вдруг перестал верить в доброго батюшку-царя, а нанял парочку квалифицированных адвокатов для защиты прав своей свободной личности? Получилось? Отсюда напрашивается вывод: культура — это самая консервативная составляющая любой организации. В том смысле, что она с большим трудом поддается изменениям. Прикасаться к ней надо с трепетной осторожностью и очень хорошо представлять себе, что вы делаете, чего хотите добиться и что из всего этого может выйти на самом деле. Создавать и менять ценности очень трудно, а вот аккуратно влиять на их иерархию, то есть на то, какие из них будут выходить на первые места, выращивать нужные ритуалы, как дорожки в английском газоне, договариваться об устраивающих взрослых людей правилах, согласовывать часто противоречивые интересы — можно и нужно. Тогда то, что видится как проблема, может стать ресурсом. И еще один важный момент: осуществляя связи с внешней общественностью — потребителями, партнерами, средой, — компания делает прозрачной свою собственную культуру, то есть корпоративная культура компании становится частью ее имиджа.
Перед тем как перейти непосредственно к описанию тренинга, нам хотелось бы уточнить последнее, на наш взгляд, туманное место, а именно, что мы имеем в виду, говоря о зоне ближайшего развития, ибо тут-то и скрыто "ноу-хау" успеха или провала выбранной имиджевой политики компании. И существенная особенность нашего подхода в имидж-консультировании. Само понятие зоны ближайшего развития мы позаимствовали из теории психического развития психолога Л. С. Выготского. Суть идеи в нашем крамольно упрощенном изложении заключается в следующем: если морковка явно подвешена слишком высоко, то никто за ней и тянуться не станет, а если слишком низко, то тянуться неинтересно. Так и с имиджем: если костюмчик ну совсем с чужого плеча, то, как ни перешивай, все равно швы торчат, а если тесен, то, сами понимаете, трещит. Имиджевую перспективу надо отодвигать на такое расстояние, на котором ресурсы позволяют ее видеть и вдохновенно достигать.
Итак, исходя из всего вышеизложенного, мы предлагаем
Тренинг, который попробует объединить в себе работу с тремя
Феноменами: имиджем, PR и корпоративной культурой — в их
Сложных взаимосвязях на примере простых моделей и рефлексии реального опыта участников.
Методы работы:
1. Предоставление информации/семинар.
2. Дискуссии.
3. Игры и упражнения.
4. Целенаправленное создание групповых ритуалов.
5. Рефлексия опыта здесь и теперь.
6. Создание материальных продуктов-компонентов имиджа.
7. Видеозапись и ее анализ.
8. При большом количественном составе участников (более 20 человек) возможно использование работы в "аквариуме", то есть часть группы в отдельные периоды времени выступает в роли активных зрителей.
Целевая аудитория:
1. Руководители компаний-клиентов.
2. Руководители и сотрудники кадровых, рекламных и PR-служб компаний.
3. Консультанты по организационному развитию и имиджу.
4. Консультанты PR-агентств.
5. Тренеры.
Продолжительность тренинга — 3 дня. Тренинг, как правило, ведут 2 человека.
Количественный состав группы: оптимальный состав 16—20 человек. Общие идеи, лежащие в основе сценария тренинга:
1. Работа с моделями: большая группа делится на малые подгруппы, которые "создают свои компании с мифическими товарами и услугами".
2. Элементы корпоративной культуры, имиджа или PR-стратегии отрабатываются на этих моделях.
3. Работа с реальным опытом:
А) рефлексия созданной за время работы реальной культуры группы, ее имиджа и возможной PR-стратегии для продвижения какого - либо продукта ее работы;
Б) рефлексия процесса работы группы с точки зрения разделов работы имидж-консультанта.
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА Первый день
1- й этап. Процедура "Измерение температуры группы". 20—30 минут.
Ведущие объясняют, что каждый день перед началом работы вся группа будет сначала коротко обсуждать некоторые вопросы, не связанные непосредственно с работой, но связанные с жизнью участников в данном месте. Это обсуждение будет происходить в виде свободных высказываний по четырем разделам:
1. Благодарности. Благодарить можно кого угодно или что угодно, хоть погоду, за то, что имеет некоторое отношение к сегодняшнему событию. Например: "Вот спасибо коллеге, не знаю, как его зовут, помог мне найти это помещение, когда я заблудился".
2. Недоумения/проблемы с немедленным предложением по их решению. (Как правило, в первый день этот раздел особенно большой.) "А где тут можно погладить?" — "У меня есть с собой утюг, комната 22". "А нельзя ли узнать наше расписание?" — "Да, пожалуйста, на стенке висит распорядок дня".
3. Информация. "Здесь работает бильярд, бассейн и массажист, к которому можно записаться".
4. Мечты и пожелания. "По утрам хотелось бы побегать, хорошо бы в компании. Хотелось бы здесь задержаться на выходные!" — "Узнаем и вам сообщим!"
1) Тренеры представляются и рассказывают о целях, которые они перед собой видят, а также о задачах данного тренинга (см. "Цели и задачи" из раздаточного материала).
Далее следует обоснование задач, которое проходит в стиле легкого разговорного жанра:
Имидж — это очень модно. Имидж — это на слуху. Имидж — "сделайте нам красиво". Имидж — это уже почти пошло.
Имидж ассоциируется с актерами: Мэрилин Монро — жертва имиджа. Шарон Стоун — женщина-вамп. Есть такой рассказ, в котором у героини, актрисы, имидж секс-бомбы, а на самом деле это закомплексованная консервативная женщина, которая стесняется раздеться перед женихом. Вместо восторга по поводу невинности своей нареченной молодой человек испытал жгучее разочарование. Вот что значит несовпадение предъявляемого образа и наличных ресурсов!
В последние годы у нас заговорили об имидже фирмы, ну и, конечно, политиков.
Так что вы думаете об имидже?
А что такое, по-вашему, PR?
Что входит в понятие "корпоративная культура"?
Ответы участников фиксируются ведущими на листах флип-чарта: "Имидж — это...", "Чем занимается PR", "Что относится к корпоративной культуре", — которые потом вывешиваются на стенах учебной комнаты, и самими участниками на соответствующих страницах имеющихся у них раздаточных материалов.
2) Тренеры просят участников подумать и записать на соответствующей странице свои ожидания от тренинга. Какой результат они сочли бы для себя возможным и полезным?
3) Участникам предлагают представиться так, как они считают нужным (по имени, имени-отчеству, с указанием места работы или без, рассказать что-то о себе вне профессиональной сферы или ограничиться формальным указанием должности и т. д.) и сообщить о своих ожиданиях, которые записываются на большом листе "Мои ожидания от тренинга".
4) Ведущие предлагают подумать о том, что каждый готов сделать, чтобы достичь желаемого результата, и начинают заполнять листы "Наши правила" и "Что я готов(а) для этого сделать (взять на себя ответственность за)". Каждый участник заполняет соответствующие страницы в своих раздаточных материалах.
В "Правила" могут входить разделы:
• Как слушаем друг друга
• Каков наш распорядок дня
• Опаздываем или нет
• Что делаем с опоздавшими
• Степень личного активного участия
Время от времени в течение всего тренинга группе предлагается обратиться к правилам, отследить их соблюдение, поменять или дополнить.
5) Группе предлагают вместе заполнить лист "Ромашка: день 1, утро", в котором указаны параметры, фиксирующие текущее состояние группы, такие как доверие, энергетика, вовлеченность, близость к результату и другие 2—3 параметра, которые группа сочтет важными. На каждый параметр-лепесток "Ромашки" все участники группы наклеивают соответствующего цвета кружки: красный кружок обозначает высокую степень данного качества, синий — среднюю, черный — низкую.
Введение тренеров: "Имидж — это опасная штука. Вы вошли. Вас увидели. Вы что-то сказали или сделали. Какое впечатление вы произвели в первые 5, 10, 20 минут? Вы можете так этого и не узнать, что чаще всего и бывает. Но как произведенное вами впечатление повлияло на исход встречи? Когда-то мы проводили довольно жесткую процедуру знакомства во время так называемых "психологических марафонов": ставили в круг людей, которым предстояло провести вместе 24 часа и которые еще не успели перемолвиться словом, и просили всех пройти круг и сказать каждому стоявшему в нем, как он(а) его воспринимает, стараясь угадать имя, возраст, женат/замужем или нет, есть ли дети, кем работает, основные черты характера, вызывает этот человек доверие или нет и т. д. Представьте себе, если в группе 15 человек, каждый получает 14 вариантов своего портрета. Интересно было сравнить впечатления через 24 часа. Поражали как расхождения, так и часто феноменальные совпадения.
Вывод: Очень значимо первое внешнее впечатление, которому потом ищут подтверждения, то есть, как это ни печально, приходится констатировать полное отсутствие "презумпции непредвзятости".
Упражнение "Броуновское движение"
Встаньте, походите по комнате, не соблюдая никакого порядка, как молекулы вещества. Постарайтесь легко посталкиваться с как можно большим количеством "молекул". А теперь, при столкновении, остановитесь на минутку и посмотрите друг на друга попристальнее. И продолжайте движение. Поздоровайтесь с каждой "молекулой" за руку. Продолжайте движение. Теперь поздоровайтесь локтями. Теперь — плечами. Теперь — спинами. Теперь — коленками. Спасибо. Будем считать, что ваше впечатление друг о друге стало более полным.
Упражнение "Штирлиц"
Сядьте в круг. Сейчас один из участников, "Штирлиц", выйдет за дверь, остальные загадают кого-нибудь из присутствующих. Вернувшись, "Штирлиц" должен будет отгадать, кого именно, с помощью вопросов на ассоциации типа: "С каким цветом ассоциируется этот человек? С какой музыкой? С каким временем года?" И т. д.
Если попытка была неудачной, "Штирлицу" предлагают ответ и следующую попытку про другого участника в группе. Отгаданный участник становится "Штирлицем". Упражнение проводится с тремя-че - тырьмя участниками. Остальным "ассоциативные портреты" набрасывают непосредственно в тройках-четверках, на которые разбивается группа.
Проводится обсуждение того, по каким параметрам возникал "имидж", например, манера одеваться, говорить, двигаться, общий стиль поведения и т. д.
Отсюда делается плавный переход к атрибутам имиджа организации (см. раздаточные материалы, стр. 336):
Дописываем на большом листе "Имидж — это..." и на соответствующей странице в раздаточных материалах.
Вводим понятие зоны ближайшего развития компании, отражаемой в имиджевой концепции (см. раздаточные материалы).
Продолжаем обсуждение и делаем выводы:
1. "Внешность" организации/фирменный стиль зависит от того, чем занимается организация, кто ее клиенты, кем/чем она располагает (какие люди в ней работают, какие ресурсы имеются), как хочет выглядеть в глазах окружающих и своих собственных и почему это важно.
2. Организация посылает некоторое сообщение обществу и самой себе через каким-либо образом зафиксированное утверждение о своей миссии (mission statement), в котором отражены "сверхзадача" компании, ценности и кодекс поведения ее сотрудников.
3. Имидж описывает и таким образом задает зону ближайшего развития компании.
Выводы фиксируются в раздаточных материалах.
Для дальнейшей работы большая группа разделяется на малые группы через некоторую формальную процедуру по любому незначимому случайному признаку ("на первый-второй рассчитайсь!", или "построиться в линеечку от самых темных глаз к самым светлым", или "от ярких блондинов — к жгучим
Брюнетам", или "по степени любви и нелюбви к сладкому").
Упражнение "Гомеостаз-1"
Каждой команде предлагают образовать свой круг и, убедившись в том, что он "идеальный" (нельзя держаться за руки, но плечи должны быть плотно прижаты к плечам соседей, а носки ботинок — как раз и создавать идеальную линию окружности), закрыть глаза, по команде тренера нарушить круг и, не открывая глаз, вернуться в состояние идеального круга. Только после того как все члены команды согласятся с тем, что круг идеальный, глаза разрешается открыть и убедиться в правильности или ошибочности группового ощущения. Сравнить результаты групп. Поздравить победителей с более идеальным кругом.
Игра 1
Каждая из команд (предположим, их две: Компания по производству и продаже сарсапариллы и Компания, оказывающая услуги по созданию и развитию состояния апцелохордии") получает листок с заданием (страница "Задание к игре 1" в раздаточных материалах) на разработку имиджевой концепции "своей компании", флип-чарты с бумагой и фломастерами для работы и рабочее место. Результат работы по трем выбранным компанией параметрам из всего перечня "Атрибутов имиджа" должен быть представлен на большой группе в виде 5—7-минутного сообщения с обоснованием своего выбора. На подготовку отводится 30 минут.
Тренеры помогают каждой из команд наладить процесс обсуждения, выполняя функции фасилитатора: отслеживают время, давая возможность всем желающим высказаться и быть услышанными, не допускают личностной критики в адрес высказывающихся, помогают фиксировать и классифицировть идеи, структурировать конечное сообщение, принимать решение о том, кто и как его будет делать и т. д. (В случае, если команд больше, чем тренеров, тренеры помогают одному из участников в каждой команде стать фасилитатором.)
Через 30 минут каждая команда делает сообщение о результате своей работы. Большая группа может задавать уточняющие вопросы. Тренеры предлагают обсудить, как проходила работа в группах.
Группам предлагается вернуться к обсуждению других параметров имиджа и подготовке следующего сообщения. Обязательным является обсуждение параметра "Чем мы отличаемся от других (мягко говоря, чем мы лучше)".
На подготовку отводится 30 минут. Через 30 минут на большой группе заслушивают сообщения, задают вопросы и обсуждают, можно ли рассматривать некоторые утверждения из раздела преимуществ как элементы корпоративной культуры.
После обсуждения командам предлагается встать в круг и выполнить упражнение "Гомеостаз-1", отмечая количество попыток.
Для подведения итогов дня группе предлагают процедуру "Фонарик внутреннего видения":
"Сядьте в общий круг. На минуту закройте глаза. И вспомните сегодняшний день. Вспоминайте с конца. Как мы только что выравнивали круг. Как обсуждали работу на большой группе. Как работали в группах. Как работали все вместе. Как начинался сегодняшний групповой день. (Ведущий делает маленькую паузу. Вся медитация не должна занимать больше двух-трех минут.) Откройте глаза и одной фразой или, лучше, одним словом опишите основное впечатление от сегодняшнего дня".
Перед выходом из учебной комнаты всем участникам предлагается наклеить красные, синие или черные кружочки на лист "Ромашка — день 1, вечер".
1- й этап. Отслеживание состояния и развития группы
Все члены группы, входя в учебную комнату, заполняют лист "Ромашка — день 2, утро".
2- Й этап. Развитие корпоративной культуры группы Процедура "Измерение температуры группы". 20—30 минут
1. Кому/чему и за что я благодарен за то, что уже успело произойти вчера и сегодня и необязательно во время работы.
2. Какие у меня возникли проблемы и как я предлагаю их решать. Другие члены группы могут предлагать свои варианты решений или помощь. Речь идет не о содержании работы в учебной группе, например, "Мне нужен анальгин, надо срочно что-то отправить по факсу".
3. Новая информация.
4. Мечты и пожелания. "А нельзя ли организовать шашлычки на природе?"
Мониторинг правил жизни на группе
Обсуждение того, соблюдаются ли правила, что надо внести, что убрать.
Упражнение "Гомеостаз-2"
Каждая команда остается в своем кругу и по командам тренера "раз - два-три!" выбрасывает пальцы. Побеждает та команда, всем членам которой удается за меньшее число попыток выбросить одинаковое количество пальцев. Победителя, естественно, поздравляют.
Ведущие должны сделать некоторую логическую связку между вчерашним днем и важностью следующего упражнения, которое будет про то, что так или иначе пронизывает всю нашу жизнь, профессиональную и личную.
Упражнение "Ценности"
Участникам групп предлагается подумать и записать на странице "Мои ценности" своих раздаточных материалов пять личных ценностей, распределив их по соответствующим графам.
В каждой группе участники разбиваются на пары и помогают друг другу по очереди определить свои "Корневые ценности", задавая на каждом шаге простой вопрос: "Почему это для тебя важно?" по отношению к каждой из написанных пяти. Вопросы по каждой ценности задаются до тех пор, пока в ответ не услышат тавтологию. Спрашивающий записывает ответы на соответствующей странице раздаточных материалов отвечающего.
Когда определены все Корневые ценности в парах, каждый выписывает эти ценности по одной на карточку.
Когда работа в парах закончена, каждая группа собирается вместе и тренеры проводят процедуру согласования Корневых ценностей в группе, работая с карточками, и выписывают их на большой лист.
Группы представляют свой лист на большой группе и обсуждают, как эти ценности отражены в их имиджевой концепции.
5- й этап. Анализ работы/Рассуждения
Участникам предлагают обратиться к листу "Что относится к корпоративной культуре" и обсудить атрибуты корпоративной культуры с учетом уже полученного во время работы экспериментального опыта. На лист выписываются дополнения.
6- й этап. Рабочий опыт Игра 2
Уже сложившимся малым группам предлагается обсудить корпоративную культуру своей "компании", согласуясь с соответствующей страницей раздаточных материалов "Задание к игре 2", подготовить сообщение и отрепетировать для показа некоторые из ритуалов. Тренеры помогают одному из членов группы выполнить роль фаси - литатора.
Малые группы докладывают и демонстрируют результаты своей работы на большой группе.
И обобщение результатов работы
На большой группе еще раз возвращаются к разговору о том, как особенности корпоративной культуры отражаются в имидже компании. Как желаемый имидж компании может влиять на корпоративную культуру.
Малым группам предложено продумать и написать Систему мотивации в своей "компании", учитывающую материальные и, главным образом, нематериальные факторы стимулирования. В процессе работы участники группы могут использовать материалы по мотивации, содержащиеся в их раздаточных материалах "Психологические аспекты стимулирования персонала". На большой группе команды докладывают о результатах своей работы.
9- й этап. Дискуссия/Анализ результатов работы
На большой группе идет обсуждение того, как система мотивации отражает корпоративную культуру компании и как она может на нее влиять.
Упражнение "Гомеостаз—2" с отслеживанием числа попыток Процедура " Фонарик внутреннего видения" Заполнение листа "Ромашка: день 2, вечер"
1- й этап. Отслеживание состояния и развития группы Заполнение листа "Ромашка: день 3, утро"
2- Й этап. Развитие корпоративной культуры группы Процедура "Измерение температуры группы". 20—30 минут. Мониторинг правил жизни на группе
Упражнение "Гомеостаз-3" для большой группы
Группам предлагают разойтись по вчерашним командам, встать в круг и по командам тренера прыгать на четверть оборота. Выигрывает та команда, все члены которой за меньшее число попыток повернутся в одном направлении. Конечно, надо их поздравить за еще одно преимущество!
Большая группа обращается к листу "Что относится к PR", обсуждает его и дополняет.
Тренеры с помощью участников оформляют лист "Основные задачи PR" (см. раздаточные материалы, стр. 340).
Участники заполняют соответствующую страницу в своих раздаточных материалах.
Затем заполняют следующий лист и страницу "Основные инструменты PR" (см. раздаточные материалы, стр. 340).
Тренеры напоминают о понятии зоны ближайшего развития компании.
5- й этап. Рабочий опыт Игра 3
Сложившиеся команды разрабатывают PR-стратегию на 5 лет и на год, опираясь на страницу "Задание к игре 3" из своих раздаточных материалов. Фасилитирует обсуждение кто-либо из членов команд.
На большой группе докладывают результаты работы.
Вернувшись в малые группы, команды готовят сценарий одного из корпоративных мероприятий под названием "Открытие нового офиса" и репетируют 5-минутный показ.
Команды показывают свои заготовки на большой группе и поздравляют друг друга с блестящим развитием бизнеса.
6- й этап. Подведение итогов/рефлексия групповой культуры учебной группы
Группа обсуждает все аспекты сложившейся культуры группы, предлагает возможный продукт для продажи, генерирует идеи по имиджевой концепции группы, придумывает слоган, рисует вариант логотипа и предлагает маркетинговую стратегию продвижения продукта. При подготовке можно опираться на страницу "Вопросы для рефлексии своего опыта" раздаточных материалов.
Работа завершается ритуалом, который выберет специально для этой процедуры сама группа.