Тренинг и консалтинг

Два подхода к разработке программ

Инструментом решения крупномасштабных проблем традиционно является программа, объединяющая различные ресурсы для достижения конкретной цели, в чем видится ее авторам решение проблемы.

В нашей стране накопился огромный негативный опыт реализации крупномас­штабных программ — как в "застойный", так и в "перестроечный" период (до­статочно вспомнить несколько десятков программ по развитию новой техники в "эпоху ускорения", ни одна из которых не была реализована). Мы допускаем

Возможность, что факторы, по причине которых те программы "не удались", оказывают свое действие и на региональные программы.

На наш взгляд, традиционный для России программно-целевой подход к реше­нию современных региональных проблем развития не срабатывает. Можно вы­делить по меньшей мере три причины, по которым это происходит:

• первая — чрезвычайная динамичность социокультурных процессов и в регионах, и в стране в целом;

• вторая — принципиальный дефицит всех без исключения ресурсов;

• третья — несоответствие новой ситуации традиционных технологий управления современными процессами развития во всех без исклю­чения сферах жизнедеятельности общества.

Наряду с программно-целевым подходом выделяется инициативно-проблем­ный, в рамках которого программы строятся по другому принципу. Если при программно-целевом подходе цель выдвигается небольшой группой професси­оналов, а остальные участники оказываются в положении исполнителей, то инициативно-проблемные программы носят авторский характер "снизу довер­ху". Каждый участник программы является ее разработчиком и реализатором.

Авторская позиция позволяет преодолеть "отчуждение" исполнителей от цели (что неизбежно при программно-целевом подходе) и ставит участника про­граммы в позицию "вкладчика" ресурсов. Если исполнитель делает только ту часть необходимой работы, которая обеспечена ресурсами, то автор работает на достижение поставленной им самим цели и делает все необходимое для ее достижения. Таким образом, инициативно-проблемные программы являются не "поглотителями" ресурсов, а их аккумуляторами, поскольку в них заложен ме­ханизм привлечения ресурсов.

Есть и другие существенные отличия, на которых мы не будем останавливать­ся. Укажем лишь еще одно принципиальное отличие. В программно-целевом подходе единицей программы является задание, которое выдается исполните­лям руководителями программы. Инициативно-проблемные программы стро­ятся как проектно-организованные. Единицей такой программы является ав­торский проект. В связи с этим инициативно-проблемные программы носят ценностный характер, поскольку для каждого автора разработанный им про­ект является ценностью, а не только средством получения зарплаты за добро­совестную работу.

Наконец, моментом, принципиально различающим два подхода, является спо­соб запуска процесса разработки и реализации программы. Если в программ­но-целевом подходе программа запускается "сверху" и сверху же спускаются цели и основные содержательные компоненты программы, то в проектно-орга - низованных программах "сверху" осуществляется запуск, экспертиза и под­держка инициатив, а также выстраивается организационная схема разработки

Программы. Содержание программы, конкретные проблемы, на решение кото­рых она направляется, механизм реализации и управления программой выст­раиваются "снизу". В этом случае сохраняется авторское отношение к про­грамме, как необходимое условие ее успешной реализации.

Различие двух подходов можно проиллюстрировать следующей схемой.

Программно-целевой или административный способ

При построении предвыборной кампании на основе программы регионального развития речь может идти, разумеется, только о программах инициативно-про­блемного типа.

В рамках инициативно-проблемного подхода программа в ходе разработки проходит несколько стадий.

Стадия первая: ПРОГРАММА-ИДЕЯ.

Программа-идея состоит из одного тезиса, относящегося к "корневой пробле­ме". Из этого тезиса разворачивается вся система концептуальных положений и действий по их реализации.

Главное не в том, что "на самом деле" является "корнем зла", а в том, чтобы двигаться от собственного видения ситуации к построению всего комплекса взаимосвязанных проблем, путей их решения и действий, их реализующих, — к концептуальной целостности, именуемой программой.

В ходе предвыборной кампании на основе этого тезиса формируется основной лозунг кампании, через который происходит соединение агитационной линии кампании и линии реальных дел, что вызывает своеобразный "резонанс" в об­щественном сознании и резко усиливает позиции кандидата, делая его фигуру принципиально отличающейся от других.

Стадия вторая: ПРОГРАММА-КОМАНДА.

Программа-команда — стадия, на которой формируется группа лиц, составля­ющих план индивидуальных и командных действий, разделяющих основную идею, взявших на себя ответственность за ее разработку и реализацию. Каж­дый член команды сам определяет меру своей компетенции и ответственности, вносит свой вклад в концепцию, разрабатывает план собственных действий, согласуя их с другими членами команды на основе видения целостности ситу­ации, достигаемого лишь в специальных процедурах групповой работы. Глав­ная ошибка, которую допускают разработчики на этой стадии, — попытка най­ти исполнителей под реализацию существующих идей. Подчеркиваем — про­грамма имеет авторский характер, поэтому исполнительская позиция неизбеж­но ведет к имитации деятельности и разрушению самой программы.

Вторая стадия завершается, когда "масса" участников разработки становится критической и необходимо переходить к конкретным действиям, иначе коман­да начнет разрушаться. Здесь складывается план командных действий, направ­ленных на разработку и реализацию концепции программы, внутри которого каждый определяет свой участок работы, за который несет полную персональ­ную ответственность. Таким образом, член команды не исполнитель, делаю­щий "от и до" только то, что ему поручают, а вкладчик, делающий все необхо­димое, для того чтобы программа была реализована. За счет такой позиции ос­новных разработчиков программа становится местом аккумуляции различных ресурсов.

Стадия третья: ПРОГРАММА-КОНЦЕПЦИЯ.

Программа-концепция представляет собой систему взаимосвязанных концеп­туальных положений, охватывающих, по мнению ее авторов, весь комплекс ключевых проблем и путей их принципиального решения. Концепция начина­ет разрабатываться вместе с появлением исходной идеи и продолжается в ходе складывания команды. Вторая и третья стадии в этом смысле "накладываются" друг на друга. Когда концепция приобретает относительно завершенный вид и складывается костяк команды, каждый из членов которой является носителем авторского проекта (что и является на этой стадии вкладом члена команды в программу), происходит становление организационного механизма разработ­ки и реализации программы. Программа превращается в документ.

Стадия четвертая: ПРОГРАММА-ДОКУМЕНТ.

Программа-документ содержит основную идею, систему концетуальных поло­жений, список лиц-разработчиков программы, наметивших для себя согласо­ванный с другими план действий, систему мероприятий по их реализации, ис­точники ресурсов и временные границы реализации программы по этапам. И, конечно же, на этой стадии необходимо ясное согласованное представление о той ситуации, которая должна возникнуть в результате реализации програм­мы, а также последствиях своих действий или бездействия.

Стадия пятая: ПРОГРАММА-ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (РЕАЛИЗАЦИЯ). Это уже стадия реализации программы, когда она становится фактом жизни. Здесь разработчики от действий в идеальном плане — плане собственного мышления — переходят от "слов" к "делу". Программа на этой стадии стано­вится инструментом преобразования действительности в соответствии с теми идеальными представлениями, носителями которых являются разработчики программы.

Необходимым условием для перехода "от слов к делу" является изначально ценностное самоопределение основных разработчиков программы. Поскольку ее реализация связана с риском, с большой затратой физических и нервных сил, то выдержать все это и преодолеть все трудности может только человек, который формулировал идеи не ради "красного словца" и не ради сиюминут­ной выгоды, а реально готов взять на себя ответственность за проведение мас­штабных преобразований.

Тренинг и консалтинг

Покупка акций: особенности анализа рынка

Инвестирование в акции предполагает покупку ценных бумаг. Покупать эти активы можно с двумя целями. Первая - чтобы в дальнейшем перепродать, когда стоимость акции вырастет в цене. Например, вы сегодня покупаете …

Эффективные презентации — опыт VTSConsulting

Мультимедиа презентация – информационный и рекламный инструмент, который помогает решить следующие задачи...

Коммерческое предложение письмо

Предложение сотрудничества потенциальному клиенту в письменном виде принято
называть коммерческим предложением (КП). Его используют для того, чтобы продать
товар или услугу дистанционно, не прибегая к личным встречам.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.