ТОРМОЖЕНИЕ И ПОВОРОТ
С развитием техники появлялось всё больше само- движущихся колёсных экипажей. Вслед за паровозами появились трамваи, автомобили, мотоциклы. Чтобы приводить их в движение, нужна всё та же сила трения. Но сила трения — именно сила трения покоя — играет решающую роль не только, когда колёсные экипажи трогаются с места, но и когда они останавливаются или
делают поворот. Разберём подробнее, как всё это происходит.
Рис. 16. Какие силы действуют на колзсо автомобиля при торможении. |
Тормазная ^ колодна |
Тормозной Барабан |
Пружини |
В самом деле, как тормозят, например, автомобиль? Шофёр нажимает на тормозную педаль или рычаг ручного тормоза (рис. 16). При этом он прижимает к специальным барабанам, вращающимся вместе с колёсами, тормозные колодки. Возникающее между ними трение скольжения стремится замедлить вращение колёс.
Педаль тормози
Во этого ещё недостаточно, чтобы уменьшить скорость самого автомобиля. Для этого нужна внешняя сила. Не будь её, автомобиль продолжал бы двигаться с прежней скоростью, только его приторможённые колёса проскальзывали бы вперёд, не успевая катиться. Но туг как раз и вмешивается внешняя сила — сила трения покоя между колёсами и дорогой, - направленная против движения автомобиля. Эта сила, не мешая качению колёс, препятствует возникновению их скольжения. Она не даёт колёсам проскальзывать вперёд. Колёса катятся, но при этом, нажимая на свои оси, оказывают на концы осей давление назад, не пуская их двигаться вперёд с прежней скоростью. Автомобиль замедляет свой бег и оста
навливается. Остановила его сила трения покоя между колёсами и дорогой.
А как шофёр делает поворот?
Вращая «баранку» руля, он поворачивает передние колёса. Но этого недостаточно. Чтобы направление движения автомобиля изменилось, снова нужна внешняя сила, направленная на этот раз в ту сторону, куда хотят повернуть. Эта внешняя сила — всё то же трение покоя между колёсами и дорогой. Не будь её, повёрнутые колёса продолжали бы двигаться в прежнем направлении. Это движение состояло бы из вращения вокруг повёрнутой оси и скольжения вдоль этой оси. В этом легко убедиться при помощи обыкновенной катушки от ниток, плотно насаженной на деревянную палочку, играющую роль оси. Если двигать катушку по столу вдоль её оси, происходит только скольжение катушки; если двигать катушку поперёк оси, она только катится. Когда же. мы удерживаем ось под углом к тому направлению, в котором двигаем катушку, то одновременно происходят оба указанных выше движения: катушка и катится и скользит вдоль оси.
Вернёмся к автомобилю. Возникновению скольжения его передних колёс вдоль их осей, повёрнутых рулём, препятствует сила трения покоя. Она действует как раз в сторону поворота, она-то и поворачивает автомобиль.
Всё сказанное относится, конечно, и к троллейбусам, мотоциклам и велосипедам.