ДОРОГОЕ ТЕПЛО
Итак, при всяком механическом движении (кроме полёта в безвоздушном пространстве) всегда возникает трение. Оно тормозит движение. Сухое же трение покоя препятствует началу движения. Значит, для того чтобы движение началось и не прекращалось, необходимо всё время прилагать силу, противодействующую силе трения. Например, чтобы санки скользили, не замедляясь, по снегу, их нужно всё время тянуть за верёвку. Чтобы двигался поезд, нужен паровоз. На автомобиле и самолёте при движении должны работать мощные моторы.
Чтобы часы не останавливались, приходится каждый день заводить пружину или поднимать гирю. Не будь трения, достаточно было бы начального толчка, и санки сами скользили бы, а автомобиль катился бы с выключенным мотором, не замедляясь, пока дорога не пошла бы в гору; часы без всякой пружины шли бы вечно.
Но трение существует, и для поддержания движения необходима сила тяги. При действии этой силы затрачивается работа. А эта работа не даётся даром. Чтобы её получить, нужно расходовать энергию какого-либо вида — механическую энергию заведённой пружины или поднятой гири, энергию электрического тока или химическую энергию горящего топлива.
Трение неизменно сопровождает работу каждого ме-’ ханизма, каждой машины.
К чему это приводит?
Чтобы ответить на этот вопрос, проследим за работой подъёмного крана.
Сотни таких кранов работают сейчас на наших строительствах. Подъёмный кран приводится в движение электромотором, или двигателем внутреннего сгорания.
При работе мотора затрачивается какая-либо энергия — электрическая или химическая энергия горючего (бензина, нефти). Но вот вопрос: вся ли механическая энергия, отдаваемая мотором подъёмного крана, идёт на подъём груза, скажем кирпича?
Пусть за один раз кран поднимает 200 килограммов кирпича на высоту в 5 метров. Работа по подъёму груза измеряется весом этого груза (в килограммах), умноженным на высоту подъёма (в метрах), и выражается в килограммометрах (сокращённо кем).
Таким образом, работа нашего крана составит 1000 килограммометров. -
Чему равна в этом случае затраченная мотором работа? Может быть, тоже 1000 килограммометров? Оказывается, нет. Мотор должен произвести больше работы — около 1200 килограммометров. Куда же девалась эта лишняя работа? Мы легко догадаемся, если вспомним о трении. В любом механизме, в том числе и в подъёмном кране, есть движущиеся части — приводные ремни, шестерни, блоки, оси, рычаги. При работе механизма все эти части скользят и перекатываются и потому трутся друг о друга.
И вот, на преодоление силы трения в самом механизме и ушло 200 килограммометров работы. Эта работа тратится бесполезно.
Что же выходит? Из-за наличия трения в механизме подъёмного крана отдаваемая им работа меньше, чем работа, затрачиваемая на приведение механизма в движение. Чем меньше потери на трение в механизме, тем он выгоднее, тем больше, как говорят, его коэффициент полезного действия (сокращённо кпд). Коэффициентом полезного действия как раз и называется число, показывающее, какую часть затраченной работы составляет работа, отдаваемая механизмом.
Наш подъёмный кран имеет коэффициент полезного действия, равный 1000: 1200 = 5/6.
Так как трение всегда присутствует в механизмах, то их коэффициент полезного действия всегда меньше единицы. Ведь отдаваемая работа станет равной затраченной только при полном отсутствии трения.
Куда же девается работа, затраченная на преодоление силы трения?
Исчезнуть бесследно она не может. Чтобы разобраться, в чём тут дело, потрите ладони рук друг о друга. Вы почувствуете, что они стали тёплыми. Вспомните, как нагревается пила от трения её о дерево, когда вы пилите дрова. При всяком трении происходит нагревание, т. е. энергия, затраченная на преодоление трения, переходит в тепло.
Тепло, выделяющееся при трении, может быть очень велико. Так, при недостаточной смазке вагонных осей в >подшипни*ках — «буксах» железнодорожных вагонов нагревание иногда бывает столь сильно, что сами подшипники плавятся — «горят буксы».
Головка спички, которой мы чиркаем о коробку, тоже нагревается, и при этом загорается легко воспламеняющийся состав, из которого она сделана.
Куда девается тепло, выделяющееся при трении? Передаваясь от нагретых частей к холодным, оно переходит в окружающий воздух или воду, распространяется всё дальше и дальше от места нагрева, как говорят, рассеивается. Значит, рассеивается и энергия, затраченная <на преодоление сил трения. Использовать её снова мы не можем. Поэтому работу, потраченную на преодоление трения, можно назвать бесполезной в отличие от всякой другой работы, например, работы, идущей на подъём груза или на завод часо-вой пружины. В этих случаях работа не рассеивается — её можно вернуть: поднятый груз, опускаясь, а заведённая пружина, раскручиваясь, могут совершать работу, и затраченная ранее работа может быть использована снова.
На рисунке 3 показан пример того, как можно это сделать.
Мы уже говорили, что автомобиль движется, не останавливаясь, только в том случае, если бесперебойно работает его мотор.
На что же расходуется работа автомобильного мотора?
Инженеры подсчитали это точно; и вот что получилось (для автомобиля одного типа). При движении автомобиля по горизонтальному пути со скоростью 50 километров в час за одну секунду мотор производит работу в 1500 кем, т. е. развивает мощность в 20 лошадиных сил (1 лошадиная сила равна 75 килограммометрам в секунду).
Эта мощность расходуется на:
1) преодоление трения в передачах (трансмиссиях) 525 кгм в сек. (7 лошадиных сил
2) преодоление трения качения
TOC o "1-5" h z задних колёс............................... 450 » » » (6 » »
3) преодоление трения качения
Передних колёс........................... 150 » » » (2 » »
4) преодоление сопротивления
Воздуха....................................... 375 »» » (5 » »
Всего на преодоление разных
Видов трения.................................... 1500 » » » (20 » »
Что же получается?
Едущий по горизонтальной дороге автомобиль не со вершает никакой полезной работы. Он не поднимает гру
Рис. 3. Так, например, можно использовать работу, затраченную на подъём груза. Груз, опускаясь, вращает вал динамомашины, вырабатывающей электрический ток. |
Зов и не сжимает пружин. Его мотор работает только на преодоление трения разных видов.
То же самое можно сказать о всех транспортных машинах. Двигатель самолёта, паровая машина паровоза, турбина океанского парохода—все они работают главным образом против сил трения того или иного вида. При движении по шоссе или по рельсам двигатели транспортных машин работают в основном против сил сухою трения о дорогу; при движении по воде — против сопроти
вления воды; при движении в воздухе — против сопротивления воздуха; и во всех случаях — против трения в самих двигателях и передающих механизмах.
Конечно, когда транспортные машины поднимаются в гору или набирают скорость, то на это расходуется дополнительная работа сверх работы, идущей на преодоление трения. Наоборот, при спуске или при замедлении мотор может работать с меньшей мощностью, а то и совсем не работать. Однако практически как этот перерасход, так и экономия работы невелики, и моторы транспортных машин работают главным образом действительно против сил трения.
Выходит, что громадные количества автомобильного и авиационного бензина и других видов горючею — нефти, угля, дров, а также значительная часть вырабатываемой электроэнергии тратятся поневоле впустую, выбрасываются на ветер. Ведь на трение расходуется энергия не только на транспорте, но и в промышленности — в бесчисленных станках и машинах.
Сухое трение вызывает ещё одно очень неприятное явление— износ. Почему, например, быстро изнашиваются подошвы у обуви? Виновник этого — трение. При ходьбе подошвы трутся о камни мостовой, о землю, о пол. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Стираются не только подошвы. Постепенно стираются и камни. Обратите внимание на ступени лестницы старого дома. Посередине, где ступают чаще всего, ступени сносились, потеряли свою первоначальную форму. Вследствие износа стираются и начинают пропускать газы поршневые кольца в цилиндрах моторов; срабатываются подшипники всех видов: движущиеся части станков разбалтываются и теряются точность и плавность их хода. Износ происходит даже в часал, где все детали хорошо отполированы и очень легки. Посмотрите в лупу на подшипники-«камни» старых часов, и вы увидите, как они изношены. Износ — очень вредное явление. Не будь ею, все предметы были бы во много раз долговечнее. Не пришлось бы так часто обновлять обувь, одежду, ремонтировать машины. А причина износа — трение.
11 |
Таким образом, вопрос, поставленный нами в начале этой главы, — является ли трение врагом нашим или с о ю з н и к о м ~ решается без труда: конечно, трение — враг. Во-первых, оно всегда тормозит,
2 Лисовский и Саломонович
замедляет и даже прекращает движение; на преодоление трения всяких видов расходуется громадное количество ценного топлива. Во-вторых, трение вызывает износ, т. е. большие потери различных материалов.
Не будем, однако, спешить с выводами. Посмотрим лучше, что стало бы, если бы трения не существо-вало.