ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ТРЕНИЯ

Как выглядел бы мир без трения?

Вспомните поговорку: «как корова на льду». Трудно лучше передать состояние беспомощности. На скользком льду ноги коровы разъезжаются во все стороны, она па­дает и подняться уже не может. А ведь трение копыт о лёд существует; только оно очень невелико. А представьте себе, что пол в вашей комнате стал ещё более скользким, чем каток; вот в этом случае вы и получите отдалённое представление о ходьбе в мире без трения — она в таком мире почти невозможна. Люди поминутно падали бы и не могли подняться. Ведь только трение (точнее: трение по­коя) позволяет нам отталкиваться ногами, шагая вдоль по ровной дороге.

На столе ничего не лежало бы: при малейшем - наклоне всё съезжало бы на пол, скользило и катилось по нему, стараясь добраться до самого низкого места. В самом деле, ведь только сила трения покоя удерживает пред-; меты на слегка наклонном гладком столе и полу и не даёт им съезжать под действием силы тяжести. Все узлы немедленно развязывались бы; ведь узлы держатся только благодаря трению однид частей верёвки, шнурка или бечёвки о другие. Все ткани расползались бы по нит­кам, а нитки — в мельчайшие волокна.

Но не только ходить в мире без трения было бы не­возможно. Каким образом, например, мог бы шофёр оста­новить свою машину?

Ведь автомобиль тормозят тем, что прижимают к спе­циальным барабанам, вращающимся вместе с колёсами, тормозные колодки (или ленты). Возникающее трение скольжения замедляет вращение колёс, и автомобиль останавливается. Но в мире без трения бесполезно при­жимать колодки: барабаны вместе с колёсами будут про­должать вращаться. Но пусть нам бы даже удалось ка­ким-либо образом остановить колёса. Никакого толку от

Этого не получится: перестав вращаться, кол&са будут от­лично скользить по дороге, и автомобиль «пойдёт юзом» — ведь трение между колёсами и дорогой отсутствует.

Повернуть машину в мире без трения тоже не уда­лось бы. Вспомните, что в гололедицу автомобиль не только «идёт юзом», но и не слушается руля.

Но это ещё только половина дела. Без трения авто­мобиль не только нельзя остановить или повернуть, его вообще нельзя заставить катиться. Мотор приводит во вращение задние ведущие колёса автомобиля. Но в мире без трения вращающиеся ведущие колёса автомобиля бу­дут «буксовать», как это часто бывает в зимнее время на обледеневшей дороге. Чтобы колёса катились, необхо­димо трение их о дорогу. Только при этом они не бук­суют, а отталкиваются от дороги. Всё сказанное отно­сится, конечно, ко всем видам колёсного транспорта.

Не правда ли, как мало привлекательна была бы жизнь без трения? Но и это ещё далеко не всё.

В мире без трения нельзя было бы ничего толком по­строить или изготовить: все гвозди выпадали бы из стен, — ведь вбитый гвоздь держится только из-за трения о дерево. Все винты, болты, шурупы вывинчивались бы при малейшем сотрясении — они удерживаются только из-за наличия трения покоя. С таким ненадёжным кре­плением нельзя было бы построить самой простой машины.

Ремённые передачи также оказались бы бесполез­ными. Приводные ремни, бегущие со шкива на шкив и передающие вращение от моторов к станкам и машинам, немедленно соскакивали бы: ведь именно трение заста­вляет ремень, надетый на ведущий шкив, двигаться вме­сте с ним, и то же трение заставляет ведомый шкив вра­щаться, когда надетый на него ремень движется.

До сих пор речь шла о последствиях исчезновения су­хого трения. Но без жидкого трения жизнь на Земле была бы ещё более затруднительной, и вот почему. Из-за не­равномерного нагревания Солнцем различных участков поверхности Земли воздух над ними не бывает одинаково плотным. Более плотный воздух из холодных мест переме­щается в места более тёплые, вытесняя оттуда нагретый воздух. Возникает движение воздуха — ветер. Но при наличии внутреннего трения (вязкости) движение воздуха тормозится, ветер рано или поздно стихает. В мире без трения ветры дули бы с невероятной скоростью.

Реки, текущие с гор, не тормозились бы о берега и дно. Вода в них текла бы всё быстрее и быстрее и, с бе­шеной силой налетая на излучины берегов, размывала и разрушала бы их. Упавшие в воду глыбы (например, при извержении вулканов) вызывали бы волны, которые бу­шевали бы, не стихая — ведь усмирявшее их раньше внутреннее трение между слоями воды, а также трение о берега и дно исчезли!

Огромные волны на мо-рях и океанах, раз образовав­шись, никогда не стихали бы. Вязкое трение о берега, дно и между отдельными слоями воды не препятствовало бы более бушевать морской стихии. Ко всему этому до­бавьте последствия исчезновения сухого трения — и вы получите картину мира без трения. Ползущие без тормо­жения со склонов гор на равнины громадные каменные глыбы, рассыпающиеся песчаные холмы...

Всё, что может двигаться, будет скользить и катиться, пока не окажется на самом низком возможном уровне.

Пожалуй, рано мы так безоговорочно отнесли трение к числу наших врагов. Не правильнее ли будет сказать, что одним из полезнейших явлений природы, делающим возможным наше существование, является именно трение?

Так оно и есть на самом деле!

ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П Рочтя эту книжку, вы познакомились с трением; Вы узнали, какое важное значение имеют силы тре­ния в повседневной жизни и в технике. . Теперь вы знаете, какие встречаются разновидности сил …

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТРЕНИЕ

Наш рассказ о трении подходит к концу. Мы узнали, какое большое значение имеет трение в повседневной жизни, на производстве и транспорте; как важно бывает в одних случаях сделать трение как …

КАК СУХОЕ ТРЕНИЕ СДЕЛАЛИ ЖИДКИМ

Заменив в шариковых подшипниках сухое трение скольжения трением качения, инженеры выиграли боль­шое сражение против трения. Но о™ не успокоились на этом. Оставалось ещё по­бедить застой. Застой, как мы знаем, присущ …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.