TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Технология обслуживания

Существует несколько методик выполне ния процедур технического обслуживания и ремонта автомобиля, на которые даются ссылки в тексте настоящего Руководства. Следование предлагаемым инструкциям сделает роботу mcxoi imko-i юпрофессио» а - па более эффективной, позволит наилуч­шим образом организовать и качественно выполнить различные технические проце дуры и явится зелогом полномасштабного выполнения всех необходимых работ.

Крепежные изделия

К крепежным изделиям относятся гайки, болты, шпильки и винты, служащие для соединения между собой двух или бопее элементов При работе с крепежом еле дует постоянно помнить о некоторых ве ­щах. Практически в любом резьбовом соединении применяется тот или иной вид стопорения или контровки. Это могут быть различные стопорные шайбы, контр­гайки, стопорные планки или специаль­ный компаунд для стопорения резьбовых соединений. Все используемые крепеж­ные изделия должны быть абсолютно чис - тыми и недеформированными, с непо­врежденной резьбой и нескругленными ребрами шестигранных головок под ключ. Следует взять за правило в обязательном порядке выполнять замену поврежден­ных крепежных изделий. Специальные самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми или волоконными вставками повторному использовению не подлежат, так как при отпускании они утрачивают свои контря­щие свойства. При сборке они подлежат обязательной замене.

Приржавевшие крепежные изделия с цепью облегчения их отвинчивания и во избежание поломки следует обработать перед страгиванием специальным про­питочным маслом. Некоторые механики предпочитают использовать для этой цели скипидар, который удобно наносить из специальной маленькой емкости с длинным носиком. После смачивания крепежа пропиточным маслом перед от­пусканием гайки или болта следует дать маслу несколько минут на то. чтобы оно хорошо пропитало проржавевший слой. Сильно проржавевшие крепежные изде­лия можно срубить зубилом, спилить сле­сарной ножовкой или удалить с помощью специального гайкопома. который мож­но приобрести в магазине, торгующем инструментами.

При срезании головки бопта или об­ламывании шпильки при сборке остаток резьбовой части можно высверлить или извлечь с помощью специального экст­рактора. Болыиинстао автомастерских в состоянии выполнить зту, а также и дру гие ремонтные процедуры (например, восстановление сорванной резьбы в резьбовых отверстиях).

Плоские и стопорные шайбы при сбор­ке следует устанавливать в исходные по­ложения. Поврежденные шайбы следует заменять ноаыми. Никогда не устанавли­вайте стопорные шайбы непосредствен­но на мягкие металлические поверхности (например, алюминиевые), элементы из тонкого листового металле или пластика.

Размеры крепежных изделий

По многим гтричинем изготовители авто­мобилей все чаще и чаще применяют метрические крепежные изделия. Одна­ко важно знать разницу между этим (бо­пее универсальным] крепежом и исполь­зуемым иногда крепежом стандарта SAE (или емериканским). Несмотря на внеш­нюю схожесть, крепежные изделия этих двух типов не взаимозаменяемы.

Все болты, как стандарта БАЕ. так и метрические, классифицируются по ди­аметру. шагу резьбы и длина. Например, болт стандарта БАЕ 1/2-13x1 имеет пол- дюйма в диаметре. 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12-1.75x25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы (расстояние мажду соседни ми витками) 1.75 мм и длину 25 мм Оба бопта внешне практически идентичны, однако не взаимозаменяемы. В дополне­ние к перечисленным признакам, как метрические болты, так и болты стандар­та БАЕ можно идентифицировать путем внешнего осмотра головки Во-первых, расстояние мажду гранями головки мет­рического болта измеряется в миллимет­рах, тогда как у болта БАЕ—в дюймах (зто же справедливо и для гаек). Вследствие этого гаачный ключ стандарта БАЕ не го дится для использования с метрическим крепежом, и наоборот. Кроме того, на го­ловках большей части болтов стандарта БАЕ обычно имеются радиальные риски, определяющие максимальный допусти­мый момент затяжки бопта (класс проч­ности). Чем больша рисок, там выше класс прочности (на автомобилях обыч­но применяются болты класса прочности от О до 5). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом. Цифры кода обычно отпиваются, как и не американском крепеже, на гоповке бопта (на автомобилях обычно применя­ются болты классов прочности 8.8, 9.8 и 10.9).

Маркировку класса прочности также можно использовать для определения различия между шестигранными гейка - ми БАЕ и метрическими гайками. Для идентификации класса прочности гаек БАЕ применяются точечные метки, выби­тые на одной из торцевых поверхностей

гайки, в то время квк маркировка метри­ческих геек еыполняется с помощью цифрового коде. Чем больше количество точек или чем больше знечение цифро еого коде, тем выше допустимый момент зетяжки гейки.

Метрические шпильки твкже имеют меркировку не торцех в соответствии с клессом прочности. На крупные шпильки неносится цифровой код тогде кек более мелкие имеют меркировку в виде геомет­рических фигур.

Следует отметить, что значительная честь крепеже, в особенности клессов прочности от О до 2. вообще не меркиру - ется. В этом случае единственным спо­собом отличия крепежа SAE от метричес­кого является измерение шеге резьбы или сравнивение резьбы с зееедомо идентифицированным крепежным изде­лием. Следует помнить, что под клвсси - фикецию SAE попедеет лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметричес­кой резьбой является крепежом амери­канского стендарта (USS).

Тек кек крепежные изделия одного и того же геометрического резмере (кек стендартные, так и метрические) могут иметь резличные клессы прочности, при земене болтов, геек и шпилек следует уделять внимение соответствию классе прочности устенаеливеемого нового кре - пежв и «стерого».

Последовательность и методика затяжки

Зетяжку большей чести резьбовых со­единений следует выполнять в соответ­ствии с предписенным усилием (момент зетяжки — зто вращающее усилие, при - кледывеемое к резьбоесму элементу, те - кому квк гвйке или болт). Превышение моменте звтяжки может привести к ос­лаблению и поломке резьбового элемен­та. в то время кек недостеточнея зетяж - ке в конечном счете может привести к отпускению элементе. Болты, винты и шпильки в зависимости от метериела, из которого они изготовлены, и диеметра их резьбы имеют конкретные знечения мо менте зетяжки. многие из которых, при ведены в «Технических данных» в нвчеле кеждой главы. Строго придерживейтесь приведенных рекомендаций по усилиям зетяжки применяемого крепежа. Для кре­пежных изделий, для которых не опреде­лены конкретные знечения моменте зе­тяжки, е квчестее руководстве можно использоветь предстевленную здесь об­щую теблицу знечений моментов затяжки.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Класс прочности 1 Класс прочности 5 Класс прочности 8

или 2

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Маркировка класса прпчпветв болтол (евлрху — согласив стандартам SAE/ USS, елпзу — метрическая)

Маркаровка

Клпсс

првчпвети

Маркировка

Клпсс

прпчивсти

©

о

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Шестигранная гайка. Класс прочности 5 *

Шестигранная гайка Класс прочности 9

9 арабскими цифрами

3 точки

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

&

о

10 арабскими цифрами

Класс

прочности

8.8

Класс

прочности

10.9

6 точек

Шестигранная гайка Класс прочности 8

Шестигранная гайка Класс прочности 10

© ©

Класс

прочности

9.8

| 00-1 HAYNES I

Маркировка класса прпчности шветиграппых гаок согласпв стандарту SJUE

Мврииравка класса прачппсти метрических шестиграипых гпвк

Маркировка класса прочпостн метрических В1ПНЛОК

Нм

9.. . 12

19.. . 28

38.. . 54

68.. . 96

108.. . 154

7.. . 10 17 . .. 24

30.. . 44

34.. . 47

9.. . 12 17 . .. 24 19 . .. 27

30.. . 43

37.. . 51 54 ... 74

54.. . 81

75.. . 108

Эти значения даны для сухих (несмазан­ных] крепежных изданий, завинчиваемых в сталь или чугун (не в алюминий). Как упомянуто вышв, величину момента за­тяжки. который можно безопасно прило­жить к крепежному элементу, определя­ют размер и класс прочности. Значения, указанные здесь, приблизительны для крепеже классов прочности 2 и 3. Более высокий класс прочности может допус­тить больший момент затяжки.

Определенные резьбоеые соедине­ния (как, например, крепление головки цилиндров, поддона картера и резличных крышек) во избежание деформации крепежных изделий следует отпускать и зетягивать в строго определенной последовательности. Порядок затяжки и отпускания такого крепежа приведен в тексте соответствующих глее нестоящего Рукоаодства. Если специальный порядок не огоеорен, ао избежание деформации элемента следует придержиееться при­веденной ниже процедуры.

На первой стадии все болты/гайки следует зетягивать усилием от руки. Да­лее каждый из элементов крепежа по очереди следует повернуть еще не один полный оборот, причем зетягивать сле­дует а перекрестной последовательнос­ти. Далее, вернувшись к первому элемен­ту. следует поаторить процедуру а том же порядке, затягивая крепеж еще на пол - оборота. Продолжайте выполнение про­цедуры, дотягивая кеждый болт/гайку таперь уже на четасрть оборота зе один подход, до тех пор пока все они не будут зетянуты требуемым усилием. При отпус­кании и выаинчивании крепежа следует действовать а еналогичной менере, но а обратной последовательности.

Метрическая резьба

Мб

М8

М10

М12

М14

Трубная резьба

1/8

1/4

3/8

1/2

Американская резьба

1/4 — 20 5/16 —18 5/16 — 24 3/8 — 16 3/8 — 24 7/16 — 14 7/16 — 20 1/2 —13

Разборка элементов

Разборка всех элементов должна выпол­няться настолько аниметельно, чтобы при сборке каждый элемент можно было ус­тановить на свое прежнее место и пра­вильным образом. Обязательно отме­чайте последоветельность. в которой снимеются элементы. Зафиксируйте ха­рактерные внешние признаки собренно - го узла, в случае необходимости нанеси - те устеновочную маркировку злемектов, установка которых на место может быть выполнена неоднозначным образом (не - пример, оснащенная канавкой упорная шайба на евлу и т п.). Рекомендуется размещеть снятые элементы на чистой рабочей поверхности в том порядке, е ка­ком выполнялось их снятие. Полезно вы­полнение эскизов или пошаговое фото­графирование процедуры разборки.

При вывинчивании крепежных изде­лий постарайтесь отметить их исходные положения на сборке. Часто вворачивание болта и установка шайб на исходное место сразу после снятия соответствующего эле­мента позволяет избежать путаницы при сборке. При отсутствии такой возможнос­ти все крепежные изделия следует скла­дывать в специально подготовленный для этой цели разбитый на секции и соответ стаующим образом промаркированный ящик или просто по отдельным промарки­рованным контейнерам. Такой подход осо­бенно полезен при работе с элементеми, состоящими из множества мелких деталей, такими кек карбюретор. генератор, кла­панный механизм, панель прибороа или элементы обивки салона.

При рассоединении электрических разъемов рекомендуется отмечать обе полоаины резьема кусочками малярной ленты с написанными на них номерами, это позволит легко состыковать разъемы.

Стыки, уплотняемые прокладками

На автомобилях для уплотнения стыков сопрягаемых поверхностей даух элемен - тоа применяются уплотнительные про­кладки. Они служат для предотвращения утечек масел и эксплуатационных жидко­стей и поддержения избыточного даеле - ния или резрежения.

Часто такие прокладки перед уста­новкой покрыееют жидким или пастооб­разным герметиком. Иногде с течением времени или под воздействием повы­шенных тамператур или давления проис­ходит настолько сильное «прикипание» сопрягаемых поверхностей друг к другу, что разъединение элементов становится

G ►

Ч I

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

100-2 HAYNES I

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Маркировка болтов во вх классу арочяостк/разморам согласно стаадарту SAE

G Маркировке класса прочности L Длина (в дюймах)

Т Шаг резьбы (число витков на дюйм)

D Номинальный диаметр (в дюймах)

Метрическая маркировка болтов во вх классу врочоости/размерам

Р Класс прочности L Длина (а миллиметрах)

Т Шаг резьбы (расстояние между витками резьбы в милли­метрах)

D Диаметр

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Микрометр в комплекте

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Стрелочный индикатор в комплекте

трудновыполнимым. Во многих случвях успешному разьединению «прикипевших» элементов помогает обстукиввние их сна­ружи по периметру стьжа молотком с мяг ­ким бойком. Можно воспользоветься для этой цели и обычным молотком, нвнося удары через деревянную или пластмвссо вую простевку. Не следует выполнять об­стукиввние литых элементов и элементов, чувствительных к ударвм, которые могут быть легко повреждены при этом. При возникновении такого рода зетруднений в первую очередь следует проверить, все ли элементы крепления сняты.

Не поддевайте элементы с помощью отвертки или монтировки, вставляемой в зону стыке, так квк при этом сопрягаемые поверхности могут быть легко поврежде­ны, что в долы юйшем приведет к резви - тию утечек. Если использоввние подоб­ных «рычвгов» ебсолютно необходимо, используйте для зтой цели ручку от ста­рой сметки, но помните о необходимости тщательного уделения обрвзовввшихся щепок квк с сопрягаемых поверхностей, так и из внутренних полостей элементов.

После рессоединения элементов их сопрягвемые поверхности следует тще­те льно очистить с помощью скребка для удвления следов материвлв старой про­кладки. Затвердевшие фрагменты можно предверительно размягчить с помощью преобрвзоввтеля ржавчины или специаль­ного химического составе. Предостере­жение. Ни в коем случае не используйте рестворителя для удаления материала прокладок или иные едкие химические ве­щества на элементах из пластмассы и композитных матвриалоа. В качестве скреб кв в двнном случее можно использо - ввть отрезок медной трубки с расплющен­ным и звостренным концом. Медь реко мендуется по той причине, что обычно она мягче мвтвривлв очищаемой поверхности, и это уменыиеет вероятность нанесения царвпин нв поверхность. Остатки некото­рых прокледок можно легко удалить с по­мощью проволочной щетки, однвко, вне зввисимости от применяемого метода, сопрягеемые поверхности в результате обрвботки должны стать вбеолютно чис­тыми и ровными. Если по квкой-либо при ­чине сопрягаемвя поверхность оказвлвсь поцарвпвнной, перед сборкой узлв звпол - ните дефекты герметиком для прокладок. В большинстве случеев следует поль - зовв! ьсн неитверждвемым (или непол ностью отверждаемым] герметиком.

Советы по снятию шлангов

А

Внимание! Если еетомобиль оборудован системой кондици­онирования воздухе, ни е коем случее не отсоединяйте от элементов системы никакие шланги до тех пор, поке а системе не будет сброшено давление, е это должно быть выполнено на стан­ции техобслуживания специалистом по системем кондиционироаения воздухе.

Мвры предосторожности, которые следует соблюдать при снятии шлангов, очень близки к применяемым при снятии прокледок. Избегайте повреждения по­верхностей штуцеров и петрубков, на ко­торые надеввются концы шлвнгов, так как зто может привести к появлению утечек. Это особенно относится к процедуре сня­тия шлвнгов редивторв. Вследствие про­исходящих в тракте системы охлвждения рвзличных химических реакций зачастую происходит «прикипвние» резины шлан­гов к металлическим поверхностям шту­церов и пвтрубков. Для снятия шлангв в первую очередь отпустите хомут его креп - пения на штуцере. Затем щипцами ухвв - тите шлвнг вблизи хомута и начинейте врвщать его на штуцере/присоедини­тельном пвтрубке вправо-влево. Продол­жайте действовать твким обрвзом до пол­ного освобождения шлвнгв, в звтем снимите шланг со штуцера. Небольшое количество силиконовой или другой смаз­ки, введенной в зазор между штуцером и шлвнг ом, позволит сэкономить силы. Для облегчения уствновки шленгв предвари­тельно емвжьте прилегающую к торцу внутреннюю сторону шлангв, в твкже на­ружную поверхность штуцере рвет вором мыльной воды или небольшим количе­ством силиконовой смазки.

В качестве последней меры или в случее однозначной необходимости зв - мены шленгв новым нвдетый на штуцер конец шлангв можно разрезеть ножом и затем отделить от поверхности штуцерв. При этом поствраитесь не повредить лезвием металл штуцера/присоедини­тельного петрубкв.

В случве повреждения хомута шлан­гв земените его новым. Проволочные хо­муты обычно ослобевшот с течением времени, поэтому, вне зависимости от состояния, их рекомендуется звменятъ более првктичными винтовыми/ червяч­ными хомутами.

Инструменты

Выбор хороших инструментов - залог хорошего обслуживвния и успешного ре­монте автомобиля. Для евтовлвдельцев. не имеющих таких инструментов, их по­купке вызовет знвчительные рвеходы, которых можно лишь чветично избежвть, свмостоятельно изготовив некоторые из них. Однвко если купленные инструмен­ты соответствуют требоввниям безопве - ности и имеют хорошее кечество. они прослужат много лет и будут чрезвычай­но полезным приобретением.

Чтобы помочь автовладельцу ре­шить. квкие инструменты ему необходи­мы для выполнения различных рвбот, описенных в нестоящем Руководстве, мы составили три списке инструментов под следующими заголовками. «Набор инст­рументов для обслуживания и мелкого ремонта». «Набор инструментов для среднего и капитального рамонга» и «Специальные инструменты и приспо­собления».

Вледельцы, не имеющие практики ремонта, должны начвть с приобретения наборе инструментов для обслуживания и мелкого ремонта и ограничиться вы­полнением простых рвбот Затем, по мере роста уверенности и накопления опытв, можно перейти к решению более слож­ных звдвч, приобретая дополнительные инструменты по мере необходимости. Та­ким обрезом, зв длительный период вре­мени и без больших единовременных звтрвт можно увеличить набор инстру­ментов для обслуживания и мелкого ре­монте до наборе, преднвзнеченного для среднего и капительного ремонте Опыт­ные евтолюбители могут иметь нвбор ин­струментов. подходящий для большин­стве ремонтных работ, и дополнять его инструментами из «специелъного» спис­ки. если будут уверены, что ресходы нв их приобретение опрввдены честым ис­пользованием этих инструментов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Комирессометр с переходником для Съомянк домлфора/рулевого колеса Уинворсалыый съемник

установки в отворстае для свечн зажигания

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Прнспеслблеиие для сжатая клананиых пружин

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Разверти для удаления ступенчатого нзаосл а цилиндра

Присиособлемле для очнсткя кииавок ■од вормиевые кольца

Прнсяособлеино дня снятия/ установки поршпееых колец

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Инструмент для снятяя кружни оиориык стаек тормозных колодок

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Приспособление) дли сжатия яоршнояых нолоц

Набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонта

В этом списке представпвн минимальный нвбор инструментов, необходимых для обслуживания и мелкого ремонте. Мы рекомендуем покупвть комбинироввнныв гвечныв ключи (нвкидной ключ с одной стороны и рожковый того жв размера — с другой); хотя зти ключи болве дороги, но они имеют преимущества обоих типов гвечных ключей.

Набор комбинированных, гаечных ключей:

SAE-ot1/4" до 1й метрические — от 6 до 19 мм Резводной ключ-челюсти ~35 мм Свечной ключ (с резиновой вставкой) Приспособление для регулировки зазоре в свечах звжигания Набор щупов

Ключ для отворечивания ниппелей

выпуске воздухе

Отвертки:

с ппоским концом — 150 мм [длина] хВ мм [диаметр)

с крестообразным концом — 150 мм [длина] х8 мм [диаметр)

Нвбор плоскогубцев Слесарнвя ножовка и набор полотен Индиквтор давления в шинах Мвсленка

Мелкая наждачнвя бумвга на тканавой основа

Проволочная щетка [маленькая) Приспособление для очистки клемм аккумуляторе и зажимов проводов Приспособ пенив для снятия мвеляного фильтра

Воронка [среднего размера)

Защитные очки

Подставки под ввтомобиль [2 шт.) Сливнвя емкость

Примечание. Если в процедуры текущего обслуживания входит выполнение базовых регулировок, твкжв следует приобрести качественный стробоскоп и комбиниро ванный тахометр/прибор для измерения длительности звмкнутого состояния кон­тактов прерывателя. Несмотря не то что эти инструменты входят в состев списка специальных инструментов, угюминение о них здесь приведено ввиду абсолютной их

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Хон для оброботки зоркал цилиндром

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Угломер для зетяжки

нпобходимости для выполнения качест­венной настройки звжигания двигателя, являющейся частью процедур текущего обслуживания ввтомобиля.

Набор инструментов для среднего и капитального ремонта

Эти инструменты фактически обязательны для любого серьезного ремонта автомоби­ля и дополняют набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонте. В этот список включен небор сменных торцевых головок. Хотя он дорог, но совершенно не ­обходим. Мы рекомендуем приобретать набор головок с квадратным гнездом 1 /2" (а нв 3/8”), поскольку их можно использо - вать с большинством динвмометричвеких ключей. Хотя они являются более дорого­стоящими. но могут быть использованы практически с любым типом динвмомет­ричвеких ключвй (в идеалв хороший мв - хвник должен иметь в свовм распоряже ­нии обе типв приводных элементов). Набор[ы) торцевых головок Вороток с реверсивным хреповиком Удлинитель длиной 250 мм Динамометрический ключ [с твким же присоединительным элементом, что и торцввыв головки)

Молоток с крутым бойком

Молоток с мягким бойком [плвстмасса

или резина)

Отвертки:

с плоским концом —150 мм [длина] х 6 мм (дивметр)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Инструмент для цемтрнрояаямя дисков сцооленяя

с ппоским концом — прочнвя, В мм с крестообразным концом — № 3. 150мм [длине)

с крестообрезным концом — проч­нвя, Na 2 Самозвтягивающийся ключ Плоскогубцы:

с длинными носика ми; бокорезы [для электроработ) съемники для пружинных колец — наружных и внутренних Зубило — 12,5 мм Разметчик

Швбер [изготовленный из сплющенной медной трубки)

Кврнер

Пробойники [1.6 мм, 32 мм, 4.8 мм) Стальная пинвйкв/рулетка — 30 см Набор внутренних шестигренных ключей [от 4 мм до 10 мм)

Набор напильников Проволочная щетка [большая)

Подставки под автомобиль [второй комп­лект)

Домкрат[подквтной или гидравлический) Примечание. Еще одним постоянно тре­бующимся инструментом является элект­родрель с патроном до 9.5 мм и комплек­том евврл хорошего качества.

Специальные инструменты и приспособления

Инструменты и приспособления, приве­денные в этом списке, относятся к числу используемых нерегулярно, дорогостоя­щих или же специализированных. Покупке

многих из этих инструментов не окупится, если сложные мехвнические работы вы­полняются редко. Если дело обстоит так, то еы могли бы объединиться с друзьями (или присоединиться к клубу автомобилистов), чтобы купить такие инструменты или взять их непрокат у специалистов.

Следующий список содержит только та инструменты и приспособления, кото­рые имеются в свободной продаже, в не та, которые изготовитель ввтомобиля производит специвльно для дилеров и сереисных ствнций компении. Ссылки на твкие инструменты еы можете изредкв встретить в тексте этого Руководстве. Обычно приводится альтэрнетиеный ме­тод выполнения работы без теких инст­рументов. Однеко иногдв вльтернвтиеы им нет. Если дело обстоит так и соответ­ствующие инструмс»ггы не могут быть куплены или взяты напрокет. еем придат - ся поручить рвботу специвлиствм дилер­ской ипи другой СТО.

Приспособление для сжатия пружин кле­паное

Приспособление для очистки канавок для поршневых колец

Приспособление для сжетия поршневых колец

Приспособление для снятия/ уствновки поршневых колец Компрессоме тр

Развертке для удаления гребней износа в цилиндрах

Хонинговельная головке для обреботки зеркал цилиндров Измеритель диеметра цилиндров Микрометры и/ или штангенциркули Съемник гидравлических толкетелей Съемник шероеых шерниров Универсальный съемник Ударная отвертке

Стрелочный индикатор в комплекте Стробоскопическея лампв Ручной вакуумный/нвгнететельный не - сос

Тахометр/прибор для измерения дли ­тельности замкнутого состояния контак­тов п рерыветеля

Универселъный электрический мульти­метр

Приспособления для подъеме грузов Инструмент для снятия/устеновки тор­мозных пружин Непольный домкрат

Покупка инструментов

Мехвнику-непрофессионалу могут быть предложены несколько практических со­ветов е плвне приобретения инструмента, необходимого для выполнения процедур обслужиевния и ремонта евтомобиля. При подготовке к проведению процедур теку­щего обслуживения ипи мелкого ремонта евтомобиля разумно приобретать инстру­мент по отдельности. С другой стороны, в случве пленироввния более широкомас­штабных работ проще и надежнее купить комплект современного инструмента о ма­газине розничной сети. Приобретение ком­плекта обычно обходится несколько де - шеале индивидуальных покупок и часто сопровождается приложением в комплект инструментального ящика. В дальнейшем для расширения вссортимента могут быть докуплены отдельные инструменты, допол­нительные комплекты и инструментальный ящик большего резмера Постепенное расширение комплекте инструментов по ­зволит рвстянуть звтрвты и определить­ся в выборе действительно необходимых инструментов.

Специализированные инструмен­тальные мвгвзины яаляются единстеен - ным источником приобретения некоторьк специвпьных инструментов. Вне зависи­мости от выборе источника избегайте де­шевых покупок, в особенности при выбо­ре отверток и сменных торцевых головок, твк квк срок их службы неверняка окажет­ся непродолжительным. Затреты. связен - ные с заменой и восстановлением деше­вого инструменте, е результате оквжутся несреенимо более знвчительными, чем затраты не однократное приобретение ка­чественного товара.

Уход за инструментом и его хранение

Хороший инструмент является ценным аложением средств, поэтому рвзумно по­заботиться о том, чтобы содержать его в чистоте и постоянной готовности к работе. После пользовения инструментом, перед складыванием в место хрвнения всегда тщательно протирайте его поверхность чи­стой сухой евтошью, удаляя следы грязи, смвзки и остатки металлических честиц. Никогда не оставляйте инструмент разбро­санным. После завершения ребот внима­тельно проверяйте пространство под капо­том и под ввтомобипем нв наличие забытого инструмента.

Для хренения твкого инструменте, как отаертки. плоскогубцы, мопотки и т. п. идавльно подходит инструментвльнвя гребенка, звкрепленная в удобном месте нв стане гережв. Нвборы гвечных ключей и сменных торцевых головок следует хрв- нить в металлических ящиках. Прецизи­онный измерительный инструмент следу­ет хренить в недоступных воздействию коррозии, сухих и чистых мествх.

При еккуратном использовании ин­струментв и прввильном то хренении инструмент прослужит евм очень долго. Хотя двже при оптимвльном уходе при частом испопьзоввнии инструменты бу­дут изнвшиваться. Поэтому своевремен­но звменяйте необрвтимо изношенный или поережденный инструмент. В этом с луч ее реботв с инструментом будет без­опаснее и достевит вем удовольствие.

Технология ремонта поврежденной резьбы

Иногдв еы можета столкнуться со срывом витков внутренней резьбы гайки или от­верстия под болт, обычно е случве превы­шения момента звтяжки. Срые еиткое резьбы возникает очень чвето, особенно при рвботе с впюминиевыми элементеми, тек кек влюминий нестолько мягок, что повредить резьбу можно очень легко.

Квк правило, происходит только ча­стичное срезение неружной ипи внутрен­ней резьбы. После квлиброеки резьбы ме! чиким ипи леркой разьбв может ре ботвть дальше. Однвко иногда резьбе по - вреждеется в знвчительной степени. Ког­да зто происходит, есть три еаривнте действий:

1) Рассверлить отверстие и нврезать резьбу с диаметром согласно следу­ющему увеличенному размеру и со­ответственно использовать болт, винт или шпильку большего диеметра.

2) Рвссверлить отверстие и нарезеть е отверстии резьбу для устеноеки резьбовой пробки, в которой следу­ет просверлить отверстие соответ­ствующего диаметре и нерезать резьбу соглесно исходному резмеру. Тскже можно купить резьбовую встаеку с уже нврезвнной резьбой соответствующего (исходного) рез - мере. В этом случае следует просто просверлить отверстие предписан­ного размера, е зетем в вернуть резьбовую встввку е отверстие с по­мощью технологического болта и контргейки. После полной поевдки резьбовой втулки нв место следует вывернуть болт вместе контргайкой.

3) Третий метод подразумевает исполь - зоеение запатентованного комплек­та для ремонта резьбы, такого как Heli-Coil или Slimsert. Эти легкие е использовании комплекты преднез- нечены для ремонта поврежденной резьбы в сквозных и глухих отверсти­ях. Оба комплекта охватывают широ­кий ряд размеров и типов резьбы. Следует просверлить отверстие, нв­резать резьбу специвльным прилага­емая метчиком, еварнуть резьбовую встаеку, и резьбоеое отверстие будет соответствовать пераоне чальному диаметру и шегу резьбы. Незвеисимо от используемой ме­тодики рвботейте спокойно и тщетельно. Всякого рода нетерпение или небреж­ность при выполнении пюбой из этих от­носительно простых процедур может све­сти нв нет результвты целого дня рвботы и привести к дополнительным крупным звтретем, если вы повредите дорогой элемент.

Оборудование рабочего места

Говоря об инструменте, нельзя не вспом­нить об оборудоввнии рабочего месте. Если предстоит проведение более серь­езной реботы, чем простое техническое обслуживение ввтомобиля, следует позе - ботиться о подготовке подходящей рабо­чей площадки.

Приходится признать, что многие ве - толюбители вынуждены выполнять сня­тие двигателя и другие подобные рвботы далеко не е услоеиях геражв ипи мвегер - ской. Однвко в любом случее важным требоввнием является нвличие крыши или тентв.

По возможности любые процедуры по разборке узлоа автомобиля следует выполнять нв чистом верстаке с роаной рабочей поаерхностью или прочном сто­пе удобной высоты. Верстек должен быть а обязательном порядке оборудован тис­ками с раскрытием губок до 100 мм.

Как ужа упоминалось аыше. на рабо­чей площадка должно быть оборудовано чистое сухое место для хранения инстру­мента. смазочных материалов, чистящих средств и т. п.

Иногда отработаашее масло и жид­кости, слитые из двигателя или системы охлаждения при выполнении обычного обслуживания или ремонта, создают проблемы по их утилизации. Чтобы не аыпивать их на землю или в канализа­цию. использоаанные жидкости следует спить а большиа емкости, закрыть ем­кости крышками и утилизировать их а соответствующих пунктах согласно ме­стным нормам и прааилам. Для этой цели идаапьно подходят пластмассовые канистры типа старых амкостей для анти­фриза.

Наконец, на рабочем месте асегда должен иметься достаточный запас сте - рых газет и чистой, не аорсящайся аето - ши. Для удаления пролитой жидкости превосходно подходят старые полотенца. Многие механики широко используют рулонные бумажные полотенца, потому что их легко приобрести и утилизировать Чтобы содержать в чистоте пол гаража или мастерской непосредственно под ав­томобилем. можно использовать боль­шую картонную коробку, которую следу­ет разобрать и разложить по полу.

При работа над окрашенной поверх­ностью, как, например, когда вы наклоня­етесь над крылом, чтобы сделать что-то под капотом, обязательно закрывайте крыло старым покрывалом, чтобы защи­тить лакокрасочное покрытие. Во многих магазинах автозапчастей специально для этой цепи продаются аинилоаыа чехпы.

TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330

Электрооборудование кузова

1 Общие сведения и меры предосторожности Электрическая системв имеет нвпряжение питвния 12 В. отрицвтельные клеммы соединены с «массой». Питание всех осветительных и дополнительных элект­рических приборов обеспечиввется сеин - цово-кисгютным вккумупятором. …

Кузов

1 Общие сведения Кузов ввтомобилей, рвссметриввемых в настоящем Руководстве, имеет несущую конструкцию. Основным его элементом является пвнель полв с лонжеронвми, к которой крвпятся кузовные пвнели, эле­менты передней и зедней подвески …

Подвеска и рулевое управление

Спецификации Моменты затяжки резьбовых соединений Нм [если иное не оговорено) Передняя подвеска Шаровой шарнир Гайка крепления шарового шарнира TOC o "1-5" h z к поворотному кулаку............................. ...................... 123 Гайки и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.