TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Существует несколько методик выполне ния процедур технического обслуживания и ремонта автомобиля, на которые даются ссылки в тексте настоящего Руководства. Следование предлагаемым инструкциям сделает роботу mcxoi imko-i юпрофессио» а - па более эффективной, позволит наилучшим образом организовать и качественно выполнить различные технические проце дуры и явится зелогом полномасштабного выполнения всех необходимых работ.
К крепежным изделиям относятся гайки, болты, шпильки и винты, служащие для соединения между собой двух или бопее элементов При работе с крепежом еле дует постоянно помнить о некоторых ве щах. Практически в любом резьбовом соединении применяется тот или иной вид стопорения или контровки. Это могут быть различные стопорные шайбы, контргайки, стопорные планки или специальный компаунд для стопорения резьбовых соединений. Все используемые крепежные изделия должны быть абсолютно чис - тыми и недеформированными, с неповрежденной резьбой и нескругленными ребрами шестигранных головок под ключ. Следует взять за правило в обязательном порядке выполнять замену поврежденных крепежных изделий. Специальные самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми или волоконными вставками повторному использовению не подлежат, так как при отпускании они утрачивают свои контрящие свойства. При сборке они подлежат обязательной замене.
Приржавевшие крепежные изделия с цепью облегчения их отвинчивания и во избежание поломки следует обработать перед страгиванием специальным пропиточным маслом. Некоторые механики предпочитают использовать для этой цели скипидар, который удобно наносить из специальной маленькой емкости с длинным носиком. После смачивания крепежа пропиточным маслом перед отпусканием гайки или болта следует дать маслу несколько минут на то. чтобы оно хорошо пропитало проржавевший слой. Сильно проржавевшие крепежные изделия можно срубить зубилом, спилить слесарной ножовкой или удалить с помощью специального гайкопома. который можно приобрести в магазине, торгующем инструментами.
При срезании головки бопта или обламывании шпильки при сборке остаток резьбовой части можно высверлить или извлечь с помощью специального экстрактора. Болыиинстао автомастерских в состоянии выполнить зту, а также и дру гие ремонтные процедуры (например, восстановление сорванной резьбы в резьбовых отверстиях).
Плоские и стопорные шайбы при сборке следует устанавливать в исходные положения. Поврежденные шайбы следует заменять ноаыми. Никогда не устанавливайте стопорные шайбы непосредственно на мягкие металлические поверхности (например, алюминиевые), элементы из тонкого листового металле или пластика.
По многим гтричинем изготовители автомобилей все чаще и чаще применяют метрические крепежные изделия. Однако важно знать разницу между этим (бопее универсальным] крепежом и используемым иногда крепежом стандарта SAE (или емериканским). Несмотря на внешнюю схожесть, крепежные изделия этих двух типов не взаимозаменяемы.
Все болты, как стандарта БАЕ. так и метрические, классифицируются по диаметру. шагу резьбы и длина. Например, болт стандарта БАЕ 1/2-13x1 имеет пол- дюйма в диаметре. 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12-1.75x25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы (расстояние мажду соседни ми витками) 1.75 мм и длину 25 мм Оба бопта внешне практически идентичны, однако не взаимозаменяемы. В дополнение к перечисленным признакам, как метрические болты, так и болты стандарта БАЕ можно идентифицировать путем внешнего осмотра головки Во-первых, расстояние мажду гранями головки метрического болта измеряется в миллиметрах, тогда как у болта БАЕ—в дюймах (зто же справедливо и для гаек). Вследствие этого гаачный ключ стандарта БАЕ не го дится для использования с метрическим крепежом, и наоборот. Кроме того, на головках большей части болтов стандарта БАЕ обычно имеются радиальные риски, определяющие максимальный допустимый момент затяжки бопта (класс прочности). Чем больша рисок, там выше класс прочности (на автомобилях обычно применяются болты класса прочности от О до 5). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом. Цифры кода обычно отпиваются, как и не американском крепеже, на гоповке бопта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 9.8 и 10.9).
Маркировку класса прочности также можно использовать для определения различия между шестигранными гейка - ми БАЕ и метрическими гайками. Для идентификации класса прочности гаек БАЕ применяются точечные метки, выбитые на одной из торцевых поверхностей
гайки, в то время квк маркировка метрических геек еыполняется с помощью цифрового коде. Чем больше количество точек или чем больше знечение цифро еого коде, тем выше допустимый момент зетяжки гейки.
Метрические шпильки твкже имеют меркировку не торцех в соответствии с клессом прочности. На крупные шпильки неносится цифровой код тогде кек более мелкие имеют меркировку в виде геометрических фигур.
Следует отметить, что значительная честь крепеже, в особенности клессов прочности от О до 2. вообще не меркиру - ется. В этом случае единственным способом отличия крепежа SAE от метрического является измерение шеге резьбы или сравнивение резьбы с зееедомо идентифицированным крепежным изделием. Следует помнить, что под клвсси - фикецию SAE попедеет лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стендарта (USS).
Тек кек крепежные изделия одного и того же геометрического резмере (кек стендартные, так и метрические) могут иметь резличные клессы прочности, при земене болтов, геек и шпилек следует уделять внимение соответствию классе прочности устенаеливеемого нового кре - пежв и «стерого».
Последовательность и методика затяжки
Зетяжку большей чести резьбовых соединений следует выполнять в соответствии с предписенным усилием (момент зетяжки — зто вращающее усилие, при - кледывеемое к резьбоесму элементу, те - кому квк гвйке или болт). Превышение моменте звтяжки может привести к ослаблению и поломке резьбового элемента. в то время кек недостеточнея зетяж - ке в конечном счете может привести к отпускению элементе. Болты, винты и шпильки в зависимости от метериела, из которого они изготовлены, и диеметра их резьбы имеют конкретные знечения мо менте зетяжки. многие из которых, при ведены в «Технических данных» в нвчеле кеждой главы. Строго придерживейтесь приведенных рекомендаций по усилиям зетяжки применяемого крепежа. Для крепежных изделий, для которых не определены конкретные знечения моменте зетяжки, е квчестее руководстве можно использоветь предстевленную здесь общую теблицу знечений моментов затяжки.
Класс прочности 1 Класс прочности 5 Класс прочности 8
или 2
Маркировка класса прпчпветв болтол (евлрху — согласив стандартам SAE/ USS, елпзу — метрическая) |
Маркаровка |
Клпсс првчпвети |
Маркировка |
Клпсс прпчивсти |
© |
о |
Шестигранная гайка. Класс прочности 5 * |
Шестигранная гайка Класс прочности 9 |
9 арабскими цифрами |
3 точки |
& |
о 10 арабскими цифрами |
Класс прочности 8.8 |
Класс прочности 10.9 |
6 точек |
Шестигранная гайка Класс прочности 8 |
Шестигранная гайка Класс прочности 10 |
© © |
Класс прочности 9.8 |
| 00-1 HAYNES I |
Маркировка класса прпчности шветиграппых гаок согласпв стандарту SJUE
Мврииравка класса прачппсти метрических шестиграипых гпвк
Маркировка класса прочпостн метрических В1ПНЛОК
Нм 9.. . 12 19.. . 28 38.. . 54 68.. . 96 108.. . 154 7.. . 10 17 . .. 24 30.. . 44 34.. . 47 9.. . 12 17 . .. 24 19 . .. 27 30.. . 43 37.. . 51 54 ... 74 54.. . 81 75.. . 108 |
Эти значения даны для сухих (несмазанных] крепежных изданий, завинчиваемых в сталь или чугун (не в алюминий). Как упомянуто вышв, величину момента затяжки. который можно безопасно приложить к крепежному элементу, определяют размер и класс прочности. Значения, указанные здесь, приблизительны для крепеже классов прочности 2 и 3. Более высокий класс прочности может допустить больший момент затяжки.
Определенные резьбоеые соединения (как, например, крепление головки цилиндров, поддона картера и резличных крышек) во избежание деформации крепежных изделий следует отпускать и зетягивать в строго определенной последовательности. Порядок затяжки и отпускания такого крепежа приведен в тексте соответствующих глее нестоящего Рукоаодства. Если специальный порядок не огоеорен, ао избежание деформации элемента следует придержиееться приведенной ниже процедуры.
На первой стадии все болты/гайки следует зетягивать усилием от руки. Далее каждый из элементов крепежа по очереди следует повернуть еще не один полный оборот, причем зетягивать следует а перекрестной последовательности. Далее, вернувшись к первому элементу. следует поаторить процедуру а том же порядке, затягивая крепеж еще на пол - оборота. Продолжайте выполнение процедуры, дотягивая кеждый болт/гайку таперь уже на четасрть оборота зе один подход, до тех пор пока все они не будут зетянуты требуемым усилием. При отпускании и выаинчивании крепежа следует действовать а еналогичной менере, но а обратной последовательности.
Метрическая резьба
Мб
М8
М10
М12
М14
Трубная резьба
1/8
1/4
3/8
1/2
Американская резьба
1/4 — 20 5/16 —18 5/16 — 24 3/8 — 16 3/8 — 24 7/16 — 14 7/16 — 20 1/2 —13
Разборка всех элементов должна выполняться настолько аниметельно, чтобы при сборке каждый элемент можно было установить на свое прежнее место и правильным образом. Обязательно отмечайте последоветельность. в которой снимеются элементы. Зафиксируйте характерные внешние признаки собренно - го узла, в случае необходимости нанеси - те устеновочную маркировку злемектов, установка которых на место может быть выполнена неоднозначным образом (не - пример, оснащенная канавкой упорная шайба на евлу и т п.). Рекомендуется размещеть снятые элементы на чистой рабочей поверхности в том порядке, е каком выполнялось их снятие. Полезно выполнение эскизов или пошаговое фотографирование процедуры разборки.
При вывинчивании крепежных изделий постарайтесь отметить их исходные положения на сборке. Часто вворачивание болта и установка шайб на исходное место сразу после снятия соответствующего элемента позволяет избежать путаницы при сборке. При отсутствии такой возможности все крепежные изделия следует складывать в специально подготовленный для этой цели разбитый на секции и соответ стаующим образом промаркированный ящик или просто по отдельным промаркированным контейнерам. Такой подход особенно полезен при работе с элементеми, состоящими из множества мелких деталей, такими кек карбюретор. генератор, клапанный механизм, панель прибороа или элементы обивки салона.
При рассоединении электрических разъемов рекомендуется отмечать обе полоаины резьема кусочками малярной ленты с написанными на них номерами, это позволит легко состыковать разъемы.
Стыки, уплотняемые прокладками
На автомобилях для уплотнения стыков сопрягаемых поверхностей даух элемен - тоа применяются уплотнительные прокладки. Они служат для предотвращения утечек масел и эксплуатационных жидкостей и поддержения избыточного даеле - ния или резрежения.
Часто такие прокладки перед установкой покрыееют жидким или пастообразным герметиком. Иногде с течением времени или под воздействием повышенных тамператур или давления происходит настолько сильное «прикипание» сопрягаемых поверхностей друг к другу, что разъединение элементов становится
Ч I
100-2 HAYNES I |
Маркировка болтов во вх классу арочяостк/разморам согласно стаадарту SAE
G Маркировке класса прочности L Длина (в дюймах)
Т Шаг резьбы (число витков на дюйм)
D Номинальный диаметр (в дюймах)
Метрическая маркировка болтов во вх классу врочоости/размерам
Р Класс прочности L Длина (а миллиметрах)
Т Шаг резьбы (расстояние между витками резьбы в миллиметрах)
D Диаметр
Микрометр в комплекте |
Стрелочный индикатор в комплекте |
трудновыполнимым. Во многих случвях успешному разьединению «прикипевших» элементов помогает обстукиввние их снаружи по периметру стьжа молотком с мяг ким бойком. Можно воспользоветься для этой цели и обычным молотком, нвнося удары через деревянную или пластмвссо вую простевку. Не следует выполнять обстукиввние литых элементов и элементов, чувствительных к ударвм, которые могут быть легко повреждены при этом. При возникновении такого рода зетруднений в первую очередь следует проверить, все ли элементы крепления сняты.
Не поддевайте элементы с помощью отвертки или монтировки, вставляемой в зону стыке, так квк при этом сопрягаемые поверхности могут быть легко повреждены, что в долы юйшем приведет к резви - тию утечек. Если использоввние подобных «рычвгов» ебсолютно необходимо, используйте для зтой цели ручку от старой сметки, но помните о необходимости тщательного уделения обрвзовввшихся щепок квк с сопрягаемых поверхностей, так и из внутренних полостей элементов.
После рессоединения элементов их сопрягвемые поверхности следует тщете льно очистить с помощью скребка для удвления следов материвлв старой прокладки. Затвердевшие фрагменты можно предверительно размягчить с помощью преобрвзоввтеля ржавчины или специального химического составе. Предостережение. Ни в коем случае не используйте рестворителя для удаления материала прокладок или иные едкие химические вещества на элементах из пластмассы и композитных матвриалоа. В качестве скреб кв в двнном случее можно использо - ввть отрезок медной трубки с расплющенным и звостренным концом. Медь реко мендуется по той причине, что обычно она мягче мвтвривлв очищаемой поверхности, и это уменыиеет вероятность нанесения царвпин нв поверхность. Остатки некоторых прокледок можно легко удалить с помощью проволочной щетки, однвко, вне зввисимости от применяемого метода, сопрягеемые поверхности в результате обрвботки должны стать вбеолютно чистыми и ровными. Если по квкой-либо при чине сопрягаемвя поверхность оказвлвсь поцарвпвнной, перед сборкой узлв звпол - ните дефекты герметиком для прокладок. В большинстве случеев следует поль - зовв! ьсн неитверждвемым (или непол ностью отверждаемым] герметиком.
А |
Внимание! Если еетомобиль оборудован системой кондиционирования воздухе, ни е коем случее не отсоединяйте от элементов системы никакие шланги до тех пор, поке а системе не будет сброшено давление, е это должно быть выполнено на станции техобслуживания специалистом по системем кондиционироаения воздухе.
Мвры предосторожности, которые следует соблюдать при снятии шлангов, очень близки к применяемым при снятии прокледок. Избегайте повреждения поверхностей штуцеров и петрубков, на которые надеввются концы шлвнгов, так как зто может привести к появлению утечек. Это особенно относится к процедуре снятия шлвнгов редивторв. Вследствие происходящих в тракте системы охлвждения рвзличных химических реакций зачастую происходит «прикипвние» резины шлангов к металлическим поверхностям штуцеров и пвтрубков. Для снятия шлангв в первую очередь отпустите хомут его креп - пения на штуцере. Затем щипцами ухвв - тите шлвнг вблизи хомута и начинейте врвщать его на штуцере/присоединительном пвтрубке вправо-влево. Продолжайте действовать твким обрвзом до полного освобождения шлвнгв, в звтем снимите шланг со штуцера. Небольшое количество силиконовой или другой смазки, введенной в зазор между штуцером и шлвнг ом, позволит сэкономить силы. Для облегчения уствновки шленгв предварительно емвжьте прилегающую к торцу внутреннюю сторону шлангв, в твкже наружную поверхность штуцере рвет вором мыльной воды или небольшим количеством силиконовой смазки.
В качестве последней меры или в случее однозначной необходимости зв - мены шленгв новым нвдетый на штуцер конец шлангв можно разрезеть ножом и затем отделить от поверхности штуцерв. При этом поствраитесь не повредить лезвием металл штуцера/присоединительного петрубкв.
В случве повреждения хомута шлангв земените его новым. Проволочные хомуты обычно ослобевшот с течением времени, поэтому, вне зависимости от состояния, их рекомендуется звменятъ более првктичными винтовыми/ червячными хомутами.
Выбор хороших инструментов - залог хорошего обслуживвния и успешного ремонте автомобиля. Для евтовлвдельцев. не имеющих таких инструментов, их покупке вызовет знвчительные рвеходы, которых можно лишь чветично избежвть, свмостоятельно изготовив некоторые из них. Однвко если купленные инструменты соответствуют требоввниям безопве - ности и имеют хорошее кечество. они прослужат много лет и будут чрезвычайно полезным приобретением.
Чтобы помочь автовладельцу решить. квкие инструменты ему необходимы для выполнения различных рвбот, описенных в нестоящем Руководстве, мы составили три списке инструментов под следующими заголовками. «Набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонта». «Набор инструментов для среднего и капитального рамонга» и «Специальные инструменты и приспособления».
Вледельцы, не имеющие практики ремонта, должны начвть с приобретения наборе инструментов для обслуживания и мелкого ремонта и ограничиться выполнением простых рвбот Затем, по мере роста уверенности и накопления опытв, можно перейти к решению более сложных звдвч, приобретая дополнительные инструменты по мере необходимости. Таким обрезом, зв длительный период времени и без больших единовременных звтрвт можно увеличить набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонте до наборе, преднвзнеченного для среднего и капительного ремонте Опытные евтолюбители могут иметь нвбор инструментов. подходящий для большинстве ремонтных работ, и дополнять его инструментами из «специелъного» списки. если будут уверены, что ресходы нв их приобретение опрввдены честым использованием этих инструментов.
Комирессометр с переходником для Съомянк домлфора/рулевого колеса Уинворсалыый съемник установки в отворстае для свечн зажигания |
Прнспеслблеиие для сжатая клананиых пружин |
Разверти для удаления ступенчатого нзаосл а цилиндра
Присиособлемле для очнсткя кииавок ■од вормиевые кольца
Прнсяособлеино дня снятия/ установки поршпееых колец
Инструмент для снятяя кружни оиориык стаек тормозных колодок |
Приспособление) дли сжатия яоршнояых нолоц |
Набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонта
В этом списке представпвн минимальный нвбор инструментов, необходимых для обслуживания и мелкого ремонте. Мы рекомендуем покупвть комбинироввнныв гвечныв ключи (нвкидной ключ с одной стороны и рожковый того жв размера — с другой); хотя зти ключи болве дороги, но они имеют преимущества обоих типов гвечных ключей.
Набор комбинированных, гаечных ключей:
SAE-ot1/4" до 1й метрические — от 6 до 19 мм Резводной ключ-челюсти ~35 мм Свечной ключ (с резиновой вставкой) Приспособление для регулировки зазоре в свечах звжигания Набор щупов
Ключ для отворечивания ниппелей
Отвертки:
с ппоским концом — 150 мм [длина] хВ мм [диаметр)
с крестообразным концом — 150 мм [длина] х8 мм [диаметр)
Нвбор плоскогубцев Слесарнвя ножовка и набор полотен Индиквтор давления в шинах Мвсленка
Мелкая наждачнвя бумвга на тканавой основа
Проволочная щетка [маленькая) Приспособление для очистки клемм аккумуляторе и зажимов проводов Приспособ пенив для снятия мвеляного фильтра
Воронка [среднего размера)
Защитные очки
Подставки под ввтомобиль [2 шт.) Сливнвя емкость
Примечание. Если в процедуры текущего обслуживания входит выполнение базовых регулировок, твкжв следует приобрести качественный стробоскоп и комбиниро ванный тахометр/прибор для измерения длительности звмкнутого состояния контактов прерывателя. Несмотря не то что эти инструменты входят в состев списка специальных инструментов, угюминение о них здесь приведено ввиду абсолютной их
Хон для оброботки зоркал цилиндром |
нпобходимости для выполнения качественной настройки звжигания двигателя, являющейся частью процедур текущего обслуживания ввтомобиля.
Набор инструментов для среднего и капитального ремонта
Эти инструменты фактически обязательны для любого серьезного ремонта автомобиля и дополняют набор инструментов для обслуживания и мелкого ремонте. В этот список включен небор сменных торцевых головок. Хотя он дорог, но совершенно не обходим. Мы рекомендуем приобретать набор головок с квадратным гнездом 1 /2" (а нв 3/8”), поскольку их можно использо - вать с большинством динвмометричвеких ключей. Хотя они являются более дорогостоящими. но могут быть использованы практически с любым типом динвмометричвеких ключвй (в идеалв хороший мв - хвник должен иметь в свовм распоряже нии обе типв приводных элементов). Набор[ы) торцевых головок Вороток с реверсивным хреповиком Удлинитель длиной 250 мм Динамометрический ключ [с твким же присоединительным элементом, что и торцввыв головки)
Молоток с крутым бойком
Молоток с мягким бойком [плвстмасса
или резина)
Отвертки:
с плоским концом —150 мм [длина] х 6 мм (дивметр)
Инструмент для цемтрнрояаямя дисков сцооленяя |
с ппоским концом — прочнвя, В мм с крестообразным концом — № 3. 150мм [длине)
с крестообрезным концом — прочнвя, Na 2 Самозвтягивающийся ключ Плоскогубцы:
с длинными носика ми; бокорезы [для электроработ) съемники для пружинных колец — наружных и внутренних Зубило — 12,5 мм Разметчик
Швбер [изготовленный из сплющенной медной трубки)
Кврнер
Пробойники [1.6 мм, 32 мм, 4.8 мм) Стальная пинвйкв/рулетка — 30 см Набор внутренних шестигренных ключей [от 4 мм до 10 мм)
Набор напильников Проволочная щетка [большая)
Подставки под автомобиль [второй комплект)
Домкрат[подквтной или гидравлический) Примечание. Еще одним постоянно требующимся инструментом является электродрель с патроном до 9.5 мм и комплектом евврл хорошего качества.
Специальные инструменты и приспособления
Инструменты и приспособления, приведенные в этом списке, относятся к числу используемых нерегулярно, дорогостоящих или же специализированных. Покупке
многих из этих инструментов не окупится, если сложные мехвнические работы выполняются редко. Если дело обстоит так, то еы могли бы объединиться с друзьями (или присоединиться к клубу автомобилистов), чтобы купить такие инструменты или взять их непрокат у специалистов.
Следующий список содержит только та инструменты и приспособления, которые имеются в свободной продаже, в не та, которые изготовитель ввтомобиля производит специвльно для дилеров и сереисных ствнций компении. Ссылки на твкие инструменты еы можете изредкв встретить в тексте этого Руководстве. Обычно приводится альтэрнетиеный метод выполнения работы без теких инструментов. Однеко иногдв вльтернвтиеы им нет. Если дело обстоит так и соответствующие инструмс»ггы не могут быть куплены или взяты напрокет. еем придат - ся поручить рвботу специвлиствм дилерской ипи другой СТО.
Приспособление для сжатия пружин клепаное
Приспособление для очистки канавок для поршневых колец
Приспособление для сжетия поршневых колец
Приспособление для снятия/ уствновки поршневых колец Компрессоме тр
Развертке для удаления гребней износа в цилиндрах
Хонинговельная головке для обреботки зеркал цилиндров Измеритель диеметра цилиндров Микрометры и/ или штангенциркули Съемник гидравлических толкетелей Съемник шероеых шерниров Универсальный съемник Ударная отвертке
Стрелочный индикатор в комплекте Стробоскопическея лампв Ручной вакуумный/нвгнететельный не - сос
Тахометр/прибор для измерения дли тельности замкнутого состояния контактов п рерыветеля
Универселъный электрический мультиметр
Приспособления для подъеме грузов Инструмент для снятия/устеновки тормозных пружин Непольный домкрат
Мехвнику-непрофессионалу могут быть предложены несколько практических советов е плвне приобретения инструмента, необходимого для выполнения процедур обслужиевния и ремонта евтомобиля. При подготовке к проведению процедур текущего обслуживения ипи мелкого ремонта евтомобиля разумно приобретать инструмент по отдельности. С другой стороны, в случве пленироввния более широкомасштабных работ проще и надежнее купить комплект современного инструмента о магазине розничной сети. Приобретение комплекта обычно обходится несколько де - шеале индивидуальных покупок и часто сопровождается приложением в комплект инструментального ящика. В дальнейшем для расширения вссортимента могут быть докуплены отдельные инструменты, дополнительные комплекты и инструментальный ящик большего резмера Постепенное расширение комплекте инструментов по зволит рвстянуть звтрвты и определиться в выборе действительно необходимых инструментов.
Специализированные инструментальные мвгвзины яаляются единстеен - ным источником приобретения некоторьк специвпьных инструментов. Вне зависимости от выборе источника избегайте дешевых покупок, в особенности при выборе отверток и сменных торцевых головок, твк квк срок их службы неверняка окажется непродолжительным. Затреты. связен - ные с заменой и восстановлением дешевого инструменте, е результате оквжутся несреенимо более знвчительными, чем затраты не однократное приобретение качественного товара.
Уход за инструментом и его хранение
Хороший инструмент является ценным аложением средств, поэтому рвзумно позаботиться о том, чтобы содержать его в чистоте и постоянной готовности к работе. После пользовения инструментом, перед складыванием в место хрвнения всегда тщательно протирайте его поверхность чистой сухой евтошью, удаляя следы грязи, смвзки и остатки металлических честиц. Никогда не оставляйте инструмент разбросанным. После завершения ребот внимательно проверяйте пространство под капотом и под ввтомобипем нв наличие забытого инструмента.
Для хренения твкого инструменте, как отаертки. плоскогубцы, мопотки и т. п. идавльно подходит инструментвльнвя гребенка, звкрепленная в удобном месте нв стане гережв. Нвборы гвечных ключей и сменных торцевых головок следует хрв- нить в металлических ящиках. Прецизионный измерительный инструмент следует хренить в недоступных воздействию коррозии, сухих и чистых мествх.
При еккуратном использовании инструментв и прввильном то хренении инструмент прослужит евм очень долго. Хотя двже при оптимвльном уходе при частом испопьзоввнии инструменты будут изнвшиваться. Поэтому своевременно звменяйте необрвтимо изношенный или поережденный инструмент. В этом с луч ее реботв с инструментом будет безопаснее и достевит вем удовольствие.
Технология ремонта поврежденной резьбы
Иногдв еы можета столкнуться со срывом витков внутренней резьбы гайки или отверстия под болт, обычно е случве превышения момента звтяжки. Срые еиткое резьбы возникает очень чвето, особенно при рвботе с впюминиевыми элементеми, тек кек влюминий нестолько мягок, что повредить резьбу можно очень легко.
Квк правило, происходит только частичное срезение неружной ипи внутренней резьбы. После квлиброеки резьбы ме! чиким ипи леркой разьбв может ре ботвть дальше. Однвко иногда резьбе по - вреждеется в знвчительной степени. Когда зто происходит, есть три еаривнте действий:
1) Рассверлить отверстие и нврезать резьбу с диаметром согласно следующему увеличенному размеру и соответственно использовать болт, винт или шпильку большего диеметра.
2) Рвссверлить отверстие и нарезеть е отверстии резьбу для устеноеки резьбовой пробки, в которой следует просверлить отверстие соответствующего диаметре и нерезать резьбу соглесно исходному резмеру. Тскже можно купить резьбовую встаеку с уже нврезвнной резьбой соответствующего (исходного) рез - мере. В этом случае следует просто просверлить отверстие предписанного размера, е зетем в вернуть резьбовую встввку е отверстие с помощью технологического болта и контргейки. После полной поевдки резьбовой втулки нв место следует вывернуть болт вместе контргайкой.
3) Третий метод подразумевает исполь - зоеение запатентованного комплекта для ремонта резьбы, такого как Heli-Coil или Slimsert. Эти легкие е использовании комплекты преднез- нечены для ремонта поврежденной резьбы в сквозных и глухих отверстиях. Оба комплекта охватывают широкий ряд размеров и типов резьбы. Следует просверлить отверстие, нврезать резьбу специвльным прилагаемая метчиком, еварнуть резьбовую встаеку, и резьбоеое отверстие будет соответствовать пераоне чальному диаметру и шегу резьбы. Незвеисимо от используемой методики рвботейте спокойно и тщетельно. Всякого рода нетерпение или небрежность при выполнении пюбой из этих относительно простых процедур может свести нв нет результвты целого дня рвботы и привести к дополнительным крупным звтретем, если вы повредите дорогой элемент.
Говоря об инструменте, нельзя не вспомнить об оборудоввнии рабочего месте. Если предстоит проведение более серьезной реботы, чем простое техническое обслуживение ввтомобиля, следует позе - ботиться о подготовке подходящей рабочей площадки.
Приходится признать, что многие ве - толюбители вынуждены выполнять снятие двигателя и другие подобные рвботы далеко не е услоеиях геражв ипи мвегер - ской. Однвко в любом случее важным требоввнием является нвличие крыши или тентв.
По возможности любые процедуры по разборке узлоа автомобиля следует выполнять нв чистом верстаке с роаной рабочей поаерхностью или прочном стопе удобной высоты. Верстек должен быть а обязательном порядке оборудован тисками с раскрытием губок до 100 мм.
Как ужа упоминалось аыше. на рабочей площадка должно быть оборудовано чистое сухое место для хранения инструмента. смазочных материалов, чистящих средств и т. п.
Иногда отработаашее масло и жидкости, слитые из двигателя или системы охлаждения при выполнении обычного обслуживания или ремонта, создают проблемы по их утилизации. Чтобы не аыпивать их на землю или в канализацию. использоаанные жидкости следует спить а большиа емкости, закрыть емкости крышками и утилизировать их а соответствующих пунктах согласно местным нормам и прааилам. Для этой цели идаапьно подходят пластмассовые канистры типа старых амкостей для антифриза.
Наконец, на рабочем месте асегда должен иметься достаточный запас сте - рых газет и чистой, не аорсящайся аето - ши. Для удаления пролитой жидкости превосходно подходят старые полотенца. Многие механики широко используют рулонные бумажные полотенца, потому что их легко приобрести и утилизировать Чтобы содержать в чистоте пол гаража или мастерской непосредственно под автомобилем. можно использовать большую картонную коробку, которую следует разобрать и разложить по полу.
При работа над окрашенной поверхностью, как, например, когда вы наклоняетесь над крылом, чтобы сделать что-то под капотом, обязательно закрывайте крыло старым покрывалом, чтобы защитить лакокрасочное покрытие. Во многих магазинах автозапчастей специально для этой цепи продаются аинилоаыа чехпы.