TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Система регулируемого газораспределения (WT) — описание, проверка и замена элементов
Применение. Следующие процедуры относятся к управляющему масляному клапану. масляному фильтру или зубчатому шкиау/ исполнительному устройству
апускного распределительного аала на любой из голоаок цилиндроа.
1 Система WT изменяет угловое положение впускного распределительного вала с целью изменения фаз газорэспределания впускных клапанов в сторону опережа - ния или запаздывания моментоа их откры- тия/закрьггия за счет подачи давления масла к исполнительному устройству зубчатого шкива впускного распределительного аала. Изменение фаз газораспределения впускных клапанов при определенных рабочих условиях двигателя вызывает увеличение крутящего момента двигателя, уменьшение расходе топлива и уменьшение уровня вредных выделений.
2 Элементы системы включают в себя модуль управления силовым агрегатом (РСМ). управляющий масляный клапан (0CV) в каждой головка цилиндров, масляный фильтр для каждого масляного клапана и зубчатый шкиа впускного распределительного вала в сборе с исполнительным устройством.
3 РСМ использует для включения и выключения управляющего масляного клапана входные сигналы от следующих датчиков: а) датчика скорости автомобиля (VSS].
б) датчика положения дроссельной заслонки (TPS),
а) датчика массового расхода воздуха (MAF),
г) датчика температуры охлаждающей жидкости даигателя (ЕСТ).
4 Когда управляющий масляный клапан активируется РСМ. он направляет предписанное давление масла от даигателя для инициирования опережения или запаздывания моментов открытия/закрытия клапанов к исполнительному устройству зубчатого шкива впускного распределительного аала.
5 Зубчатый шкив впускного распреде - лительного вала в сборе с исполнительным устройством оснащен внутренней ступицей, которая закреплена на распре делительном вала. Внутренняя ступица содержит набор фиксированных лопаток, на которые воздействуат давление масла, чтобы проворачивать распределитель ный вал. Чем выше давление масла, тем быстрее будет вращаться исполнительное устройство, вызывая олережениа или запаздывание распределительного аала. Более высокое давление масла вызывает изменение углового положения распределительного вала за счет подачи масла к стороне опережения или запаздывания фиксированных лопаток.
Ряс. 9.4. Яря аодачо напряженяя ялунжор DCV (А), который вы можете видеть чорез пазы в коряуса, должен выйти наружу; с яреврав**- няем подачи напряжения мунжер должен войти внутрь |
Рис. 8.8. При установко фнлырв используйте иовоо уилотиительиоо кольцо и позаботьтись о том, чтобы большвя головка фвльтра были об ра щеп в к головке цилиндров |
Рис. 8.9, в. Рас но ложок не умравлвющего мвслпного клвивив длв заднего рядв цвлиидров 7 — Электрический разъем 2 — Болт |
6 Когда масло подается к лопаткам со стороны опережения, исполнительное устройство может вызывать опережение фаз газораспраделения клапаное вплоть до 21 градуса по часовой стрелке. Когда масло подается к лопаткам со стороны запаздывания, исполнительное устройство начинает проворачивать распределительный вал протиа часовой стрелки до О градусов, что соответствует нормальному положению исполнительного устройства при работе двигателя без нагрузки или в режиме холостого хода. Кроме того. РСМ может направить управляющему масляному клапану сигнал на прекращение подачи масла в оба канала (опережения или запаздывания), чтобы поддерживать опережениа фаз газораспраделения в текущем положении.
7 При лагкой нагрузке на двигатель система WT инициирует запаздывание распределительного вала, чтобы уменьшить перекрытие клапанов и стабилизи ровэтъ мощность двигателя. При средних нагрузках двигателя система WT иници ирует опережениа распределительного вала, чтобы увеличить перекрытие клапанов, при этом умэньшая расход топ ли ва и снижая уровень вредных выбросов. При тяжелых нагрузках двигателя на низ ких оборотах система WT инициирует опережение распределительного вала, чтобы обеспечиаэтъ более быстрое закрытие впускных клапанов, что способствует повышению крутящего момента в низком и среднем диапазонах оборотов. При тяжелых нагрузках двигателя в диапазоне высоких оборотов систэма WT инициирует запаздывание распределительного аала, чтобы замедлить зэкры тиа впускных клапанов для повышения мощности двигателя.
Примечание. Проблемы е электрической цепи управляющего масляного клапана WT еызывеют генерирование диагностического кода неисправности и включение на щитке приборов контрольной лампы «CHECK ENGINE» (ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ). За сведениями по кодам неисправности обратитесь к глеве 6.
Рис. 8.В, б. Расположенно уеравляющоге масляного клапвла длв нередкого ряда цвлпидров 7 — Электрический разъем 2— Болт |
Примечание. Большинство проблем е системе WT вызываются управляющим масляным клапаном(а ми) и соответствующим фильтром(ами). Для бесперебойной работы этого клепана требуется регулярная замена моторного масла и фильтра. Примечание. Для выполнения некоторых проверок и осмотрое системы WT требуется снятие крышки голоеки цилиндрое и впускного распределительного вала.
Фильтр управляющего мвеляного клапана
8 Закупорка сетчатого фильтра управляющего масляного клапана (OCV) очень часто является причиной проблем в работе системы WT. Снимите фильтр с задней части головки цилиндров и осмотрите его на наличие закупорки. При необходимости очистите фильтр и установите его на место, используя новое уплотнительное кольцо. Больший конец фильтра должен быть обращен к головке (рис. 8.8). Затяните пробку фильтра предписанным усилием, указанным в Специ фикациях в начале этой главы.
Управляющий масляный клапан
9 Для замены управляющего масляного клапана (OCV) выварните удерживающий болт и извлеките клапан из головки цилиндров (рис. 8.9,а, б). Клапан расположен на задней стороне каждой головки цилиндров (ближе к коробке передач). При установке нового клапана используйте новое уплотнительное кольцо. Затяните болт крепления клапана предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой глевы.
Зубчатый шкив распределительного вала в сборе с исполнительным устройством
10 Снимите крышку головки цилиндрое (см. параграф 4), ремень гэзорэспреде лительного механизма (см. параграф 7) и впускной распределительный вал (см. параграф 10). Примечание. НЕ снимайте выпускной распределительный вел или зубчашм шкив с автомобиля.
11 Зажмите распределительный вал в тисках на верстаке. Зажимать вал следует за шестигранную секцию вала. Предостережение. Будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал, его кулечки и шейки.
12 Проследите за тем, чтобы зубчатый шкив в сборе с испопнитальным устройством не проворачивался из фиксированного положения. Фиксированное по ложение — зто нейтральное положение, которое принимает исполнительное устройство при работе двигателя в ражиме холостого хода и без нагрузки, а также в любой момент времени, когда систама WT не ективировэна РСМ.
13 С помощью средства для очистки тормозной системы удалите все следы масла с передних шеек валов и из управляющих масляных отверстий WT. Наклейте виниловую ленту на все управляющие отверстия, за исключением масляного порта на стороне опережения.
14 Подайте давление воздуха 1.0 кг/см2 в масляный порт на стороне опережения и попытайтесь провернуть исполнительное устройство вручную. Исполнительное устройство должно вращаться свободно, без очевидного заедания приблизительно на 30 градусов в направлении опере жения из фиксированного положения. Примечание. Обязательно наличие герметичного уплотнения между наконечником пистолета сжатого воздуха и отверстием масляного порта опережения, потому что при наличии утечки воздуха на наконечнике пистолета сжатого воздуха или в любом другом управляющем масляном отверстии блокирующий штифт в исполнительном устройстве не будет выходить из установочного отверстия. Если возникает утечка, подейте немного большее давление воздуха в масляный порт на стороне опережения, чтобы вывести блокирующий штифт из установочного отверстия.
15 Если исполнительное устройство не вращается настолько свободно, как предписано, замените зубчатый шкив впускного распределительного вала в сборе с исполнительным устройством.
16 Для замены зубчатого шкиээ в сборе с исполнительным устройством зажмите
распределительный вал в тисках нв вер - сггеке и отверните гайку нв 46 мм, поворе - чивая ее по часовой стрелке (гвйка имеет левую резьбу).
17 Снимите зубчетый шкив в сборе с исполнительным устройством. Если элемент не снимается с рвспределительного вале, слегкв постучите по нему молотком с пластмассовым бойком. Предостережение. Не пытайтесь разбирать зубчатый шкив в сбора с исполнительным устройством. Это нвразборный узел, собрать вго снова невозможно.
18 Смвжьте опорную поверхность для зубчатого шкиеа е сборе с исполнительным устройством на распределительном вале чистым моторным маслом. Перед устеновкой зубчатого шкиве в сборе с исполнительным устройством совместите блокирующий штифт (в распределительном веле) и кеневку под блокирующий штифт [в зубчвтом шкиве в сборе с исполнительным устройством). Устено - вите зубчатый шкив в сборе с исполнительным устройстеом. Наверните НОВУЮ гвйку крепления зубчатого шкиве и затяните ее предписвнным усилием, указанным в Спецификациях в нвчале згой главы (не звбудьте о том. что гайка имеет левую резьбу).
19 Установите впускной распределительный вал (см. пераграф 10), ремень газораспределительного механизма (см. парагреф 7) и крышку голоеки цилиндров (см. пврегрвф 4).