TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Система кондиционирования воздуха и отопления — проверка и обслуживание Система кондиционирования воздуха
А |
Вниманиа! Система кондиционирования воздуха постоянно находится под высоким давлением. Ни а коем случае не отсоединяйте магистрали хладаганта и на снимайте элементы системы, предварительно не еыполниа разгрузку хладаганта из системы. Разгрузка хладагенте из системы кондиционирования еоздуха должна выполняться специалистами отдела технического обслуживания ди лера или специалистом по автомобильным кондиционерам с использованием соответствующей сервисной станции, предназначенной для разгрузки/ паре работки хладагента и отвечающей требованиям законодатель - ства по охрана окружающей среды. При отсоединении магистралей хладаганта обязательно воспользуйтесь защитными очками!
1 Чтобы поддерживетъ мексимельную эффективность системы кондиционирования воздухв. следует регулярно выполнять перечисленные ниже контрольные проверки.
Ряс. 11.28. Элемлиты крепления ото кителя в сборе |
а) Проверьте состояние ремня приво да компрессоре. При выявлении признаков износа или ухудшения состояния земените его (см. глвву 1).
б) Проверьте натяжение приводного ремня и при необходимости отрегулируйте его (см. глвву 1).
в) Проверьте шланги системы нв наличие трещин, вздутий, признвкое отвердевания и стврения резины. Осмотрите шпанги и фитинги на наличие пузырьков масла и утечек. При наличии признвкое износе, повреждений или утечки земените шганг(и}.
г) Проверьте пластины/ребре конденсаторе на наличие зестрявших между ними листьев, насекомых и прочего мусора. При необходимости
еЫПОПНИТе ОЧИСТКу С П0М01ЦЬЮ тонкой кисточки или продуйте их сжетым воздухом.
д) Проверь те правильность количества хледагента в системе.
2 Рекомендуется включать кондицио нер кек минимум не 10 минут не реже одного разв в месяц. Это особенно вежно е зимний период, так как длительное бездействие кондиционере приводит к отвер - деввнию и выходу из строя уплотнений.
3 Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использовения специвльного оборудования для ее обслуживения детвльная диагностика и ремонт в нестоящем Руководстве не рассметриваются. Однако в этой главе првдетвелены простые процедуры замены элементов.
4 Нвиболее типичной причиной низкой эффективности системы является недостаточное количество хлвдагента в системе. Если возникает заметное педение эффективности кондиционере, одна из приведенных ниже простейших проверок позволит быстро выявить признаки уменьшения количества хладвгента.
5 Прогрейте двигвтель до нормальной ребочей темпервтуры.
6 Переведите регулятор температуры кондиционера в положение мвксималь - ной эффективности охлаждения. 8ыбе рите мексимельную скорость вентиляторе. Откройте двери, чтобы исключить
выключение кондиционере после того, как он охлвдит селон автомобиля в дос - твточной степени.
7 После того как система достигнет ребочей температуры, потрогвйте два трубопровода, подсоединенных к испарителю на перегородке.
8 Трубопровод (более тонкий), идущий от выпускного портв конденсетора к испарителю, должен быть холодным, а выпускная магистраль испарителя (более толстый трубопровод идущий нвзвд к компрессору) должна быть чуть холоднее (нв 1.5-5.5 °С). Если выпускная магистраль испарителя знечительно горячее впускной, системе требует звпрввки. Бстввьте термометр в центральный вентиляционный дефлектор (рис. 12.8) при работвющей системе кондиционироев - ния еоздухв. Температура воздухе нв выходе должне быть на 19.5-22.5 °С ниже температуры неружного воздухв (приблизительно до 4.5 °С). Если темперетурв наружного воздуха очень высокв (нв - пример, 43 °С), температура воздуха на выходе из дефлекторе можвт достигеть 16 °С, но, как прввило, температуре, выда - ваемвя кондиционером, не 19.5-22.5 °С ниже температуры наружного воздуха. Если воздух не нестолько холодан, квк зто должно быть, возможно, что система требует зепревки. Дельнейший осмотр или проверка системы — вне компетенции мехвника-любителя, и это следует поручить профессионвлу.
Ряс. 12.8. Встаньте точный термометр в центральный веитепяциоииый дефлектор иа лицевой панели, включаю кондиционер и ирояерьте температуру иа выжеде |
Рис. 12.10. Стандартный комплект для заирами кондиционера (ои должен быть предиазиачен только для киадагеита R134a, н ни в коем случае ие для R12) л баллончик с соответствующим хл ид агентом |
9 Применение. Во всех модапях, описываемых а этом Руководства, исполъзу - атся хладагент R-134a. При запреака хладагента илизамана эламантоа системы кондиционирования аоздуха используйте только хладагент, компрессорное масло и уплотнения, соамастимые с зтой системой. Уплотнения и компрессорное масло, используемые с устаревшим хладагентом R-12, не совместимы с элементами зтой системы.
10 Приобретите е магазине евтозэпче - стей стандартный заправочный комплект для хледагенте R-134& В состав комплекта входят баллончик с хладагентом емкостью 340 г, насадка для клапана и короткий шланг, подсоединяемый между аентилем и сервисным клапаном стороны низкого давления мегистрали хладагента (рис. 12.10].
11 Подсоедините зарядный комплект к системе, следуя инструкциям изготовителя
12 Закройте вентиль на зарядном комплекте и наверните фитинг последнего на голоаку беллончике, предварительно удостоверившись в наличии уплотнительного кольца/резиновой прокледки внутри резьбового фитинга комплекте.
Рис. 12.13. Добавлять кладагеят R134a следует только через иорт иа стороне низкого давления. Процедура будет легче, если обметать баллончик ивлотеицем, смоченным горячей водой; это иозвплет иредотврататъ обледенении баллоичики |
А |
Внимение! При реботе с бал - лончикеми, заправленными находящимся под девлением хледегентом, обязательно используйте зещитные очки!
13 Снимите пылезащитный колпачок с зеправочного порта на стороне низкого давления магистрали хладагента и подсоедините к нему бьютродейстеующий фитинг шланга заправочного комплекта (рис. 12.13].
А |
Внимание! НЕ подсоединяйте шпенг зепрааочного комплекта к стороне высокого давления системы! Фитинги не заправочном комплекте рассчитаны на подсоединение только к порту на стороне низкого давления системы.
14 Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и включите кондиционер Проследите за тем, чтобы шланг заправочного комплекта не соприкасался с лопастями аентилятора и другими даижущимися частями. Примечание. Запрааку системы следует выполнять при работеющам компрессоре. Если муфта компрессора выключается, чтобы под - даржиаать компрессор постоянно аклю - чанным, системусладуетпареключить на максимельную эффективность охлаждения и оставить аса даери селона открытыми
15 Поверните ручку вентиля на комплекте. чтобы стержень пробил головку беллончика. а затем поверните ручку незад. чтобы выпустить хледагент. Должен послышеться харектерный звук выходящего газа. Добавляйте хладагвнт через порт на стороне низкого давления системы до тех пор. поке аыпускной и впускной трубопроводы исперителя не будут иметь на ощупь приблизительно одинаковую темперетуру. Между сериями зарядки делайте паузу, необходимую для стебилизеции системы
А |
Внимание! Ни а коем случае не зепрааляйте а систему более двух беллончикоа хледагенте! Баллончик может обмерзеть. замедляя выполнение процедуры. Смочите полотенце горячей водой и обмотайте им дно баллончика, чтобы последний не обмерзал.
16 Сноеа аставьте термометр через дефлектор в центральный воздухопровод кондиционере и убедитесь е том, что тем - перетуре подаваемого в салон воздуха становится ниже.
17 Когда баллончик опустеет, перекройте вентиль и отсоедините шленг от порте не стороне низкого дааления системы. Сразу же наденьте на штуцер пылеза - идитный колпачок.
18 Отсоедините заправочный комплект от баллончика и сохраните комплект для использовения в будущем. Переведите прокелывающий стержень а верхнее положение. чтобы предотаретить неосторожное прокелыаение при следующем использовании.
19 Если отопитель не обеспечивает нагрев подеаеемого а салон аоздуха, причиной этого может являться одна из следующих:
а] Термостат заел в открытом положении, мешая охлаждающей жидкости даигателя прогреваться а достаточной степани, чтобы передавать тепло к радиатору отопителя. Заманита термостат (см. параграф 3).
б) Шланг отопителя закупорен, предотвращая прохождение охлаждающей жидкости чарез радиатор отопителя. Ощупайте шланги, подсоединанныа к патрубкам на парегородка. Они должны быть горячими. Если один из них холодный, значит, имаетмасто закупорка одного из шлангов или в радиаторе отопителя, либо управляющий клапан отопиталя закрыт. Отсоедините шланги и выполните обратную промыаку (противотоком) радиатора отопителя с помощью са~ доаого шланга. Если редиатор отопителя чист, но циркуляция отсутствует. снимита оба зти шланга и промойте их с помощью садоаого шланга.
а) Если устранить закупорку радиатора отопителя путем промывки не удается. радиатор отопителя сладует заманить.
20 Если скорость злектроаентиляторэ не соответствует настройке, выбранной переключателем вентилятора, проблема может заключаться а перегорании плавкого предохранителя, неисправности электрической цепи, реле вентилятора, переключателя скорости или резисторе вентилятора.
21 Если полностью отсутствует подеча аоздухе из вентиляционных дефлекторов:
а) Включите зажиганиа и включите аантилятор обдува. Приложите ухо к вентиляционному дефлектору и прислушайтесь. Работе элактродвигете - лай, как преаило. сопровождается характерным зауком. При слушайтесь к зауку работы злактродаига- таля.
б) Если звука нат (и аы уже убедились а том, что регулятор аантипятора и резистор вентилятора испрааны), похожа, нвиспрааан непосредственно сам злактроаантилятор (см. парегреф 9).
22 Если напольное покрытие под реди - етором отопителя алажное или через вентиляционные дефлекторы еыходит ентифриз в виде паре, рэдиетор отопителя протекает. Снимите его (см. пере - граф 11 ] и устеновите ноаый блок (на большинстве станций технического обслуживания протекающий радиетор отопителя не ремонтируют).
23 Осмотрите сливной шленг отопителя/ исперителя, который проходит под полом кузове (рис. 12.23). Если из канелоа
Ряс. 12.23. Этот сливной шланг, идущий от отопптеля/коидициоиора, должои быть чистым, обосиечивап слив конденсата (показано из-пед антомобелп) |
системы выходит влажный тумвн. этот шланг можвт быть забит листьями или чвстицами дорожного покрытия.
Устранение запахов, исходящих из системы кондиционирования воздуха
24 Неприятные звпахи, которые часто возниквют в системах кондиционировв - ния воздухв. вызввны обрвзоввнием плв - сени, обычно нв поверхности рвдивтора испвритвля. Идвальныв условия для развития плвсени — зто теплвя, влвжная срвдв.
25 Нв большинстве автомобилей доступ к рвдивтору испврителя затруднвн, в дилерские представительстве предлагвют продолжительный и дорогой процесс ус - трвнения ллвсени. требующий открытия корпусе ислврителя. использоввния сильнодействующего дезинфицирующего средстве и обмывения рвдиаторв испарителя до полного удвлвния плвсвни. Вы можвтв обслужить кондиционер собственного ввтомобиля сами, но потребуется кое-что немного болев эффективное. чем основные бытовыв срвдствв для устранения плвсени или деэодорвторы.
26 Дезинфицирующие вэрозольныв средства для автомобильных систем кон - диционировения воздухв продвются в большинстве мвгвзинов автозвпчастей. но лри посещении мегвзинв помните о том, что нвиболее эффективные средстве такжв нвиболее дороги. Базовая процедуре использоввния этих вэрозолвй должне начинаться с рвботы системы в режимв рециркуляции в течвнив 10 минут с нвстройкой ввнтиляторв нв мвкси - мельную скорость. Включите отопитвль в рвжим мвксимальной эффективнос ти. чтобы просушить систему, и отключите компрессор путем рассоединения электрического разъеме нв нвм (см. пв - раграф 16).
27 Дезинфицирующий комплект обычно снабжен длинным шленгом для впрыскивания вэрозоля. Снимите воздушный фильтр свлона. неправьте нвконечник внутрь отверстия и впрысните аэрозоль соглесно рвкомендвциям изготовителя
Рмс. 12.27. Снимете воздушный фельтр селоиа и вставьте наконечник баллончика с дез и пфи дарующим средством. Струя но должна попадать иа лопасти еоетелетера!
(рис. 12.27). Следуйте рекомендациям изготовителя по поводу продолжительно сти впрыскивания и длительности паузы мвжду моментвми влрыскв.
28 Лучший способ предотвращения повторного обрвзоввния плесвни после очистки испврителя эвключввтся в лоддер - жвнии чистоты сливного трубопроводе корпусе испврителя (рис. 12.23) и отрв - боткв крвтковрвменных циклов устранения обледвнвния. чтобы высушить испв - ритель послв продолжительного движения с включвнным кондиционером.