TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Распределительные валы и толкатели — снятие, осмотр и установка
Примечание. Перед устеновкой распре-- делительных аалоа их следует тщательно осмотреть, а перед снятием каждого из валов следует проверить вго осевой зазор (см. п.13).
Снятие
1 Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. переграф 1 глввы 5).
2 Снимите крышку головки цилиндров (см. пврегрвф 4).
3 Выведите поршень № 1 в положение ВМТ нв ходе сжвтия (см. пврагрвф 3) Визуально убедитесь в том, что двигатель нвходится в положение ВМТ не ходе сже - тия — уствновочнвя меткв нв шкиве/ двмпферв коленчатого вала совмещен в с меткой «О» нв крышкв цепи газораспределительного механизме, а метки ВМТ на зввздочках распределительных ввлов совмещены и парвллельны верхнвму краю крышки цепи гвзорвспрвдвлитвль ного мехвнизма (рис. 3.8 и 6.8)
4 После совмещения маток ВМТ нане сите креской метки нв звенья цепи газораспределительного механизма в месте их сопряжения с верхними уствновочны ми метквми на звездочквх рвспределительных велов (рис. 7.4). Примечание. На звездочках распределительных валоа имеются два набора меток. Метки, кото рые со вмещаются в положении ВМТ. — зто только опорные метки для положения ВМТ и ничего больше; для совмещения звездочек с цепью газораспределительного механизма при устеновке используются дае другие метки.
5 Снимите нвтяжитель цепи газораспределительного мехвнизмв с крышки цепи (рис. 6.14,е, б) и двтчик положения рвспределительного ввла с головки цилиндров (см. главу 6).
6 Придержите распределительный вал от вращения за шестигрвнную секцию большим гаечным ключом и отпустите болты крепления звездочки выпускного респредепительного вела на несколько оборотов. Если звездочки распредели тельных валов провернутся в процессе отпускания болтов, проверните двигатель по часовой стрелке настолько, чтобы метки «ВМТ» нв звездочках валов снова были совмещены. Примечание. Если требуется снятие звездочки апускного распределительного вала (с исполнительным устройством WT). следуйте процедуре и аыаврните болты крепления заездочки позжа на вврстаке.
7 Выверните болт крепления звездочки выпускного рвспределительного валв Отпустите болты крышек подшипников выпускного распределительного ввла в две или три ствдии, нвчинвя с крейних крышек и смещаясь к центру (в порядке, обратном последоветельности затяжки). Выверните болты крышек и снимите ввл с головки цилиндров. Отцепите цепь от звездочки и снимите звездочку с двигвтеля.
8 Проверьте мвркировку нв крышкех подшипников впускного рвспределительного веле На них должны быть не - несены цифры от 1 до 5 с меркировкой «I» (что ознвчеет «IntBke» (Впуск), которая укезыввет нв то. что крышки пред - незнечены для впускного рвспределительного вале (рис. 7.8). Предостережение. Разложите крышки по порядку. Их следует установить на те же места, с которых они были сняты.
Рас. 7.10. Подвесьте цевь газораспределительного мехаиизма в сторове с вомощью куска вро - волокн в вложите ветошь в отверстие в крышке цееи газораспределительного механизма, чтобы предотвратить падение восторонннх предметов в двигатель
9 Отпустите болты крепления крышек подшипников впускного распределительного вала в две или три стадии, начиная с крайних крышек и смещаясь к центру (в порядке, обратном последовательности затяжки] (рис. 7.22).
10 Снимите крышки подшипников впускного распределительного вала, затем снимите вал с головки цилиндров. Отметьте каждый распределительный ввл, нанеся на него маркировку «Впуск» или «Выпуск», чтобы не перепутать валы. Примечание. При взгляде на двигатель со стороны передка автомобиля передний вал — зто выпускной вал, а вал, самый близкий к перегородке, — зто впускной вал. При установке обязательно верните распределительные валы на исходные места. После снятия распределительных валов подвесьте цепь газораспределительного механизма с помощью куска проволоки и зафиксируйте ее на каком-нибудь элементе на перегородке (рис. 7.10). Это предотвратит падение цепи газораспределительного механизма в двигатель при выполнении остальных действий. Также закройте ветошью отверстие в крышке цепи газораспределительного механизма, чтобы предотвра тить падение каких-либо посторонних предметов в двигатель.
Рис. 7.14. Осмотрите рабочие поверхности вкладышей подшипников № 2 — №5 в головке цилиндров иа наличие иовреждеиий |
Рис. 7.13. Установите стрелочный индикатор, как показано, чтобы измерить осевой зазор распределительного вала. |
11 Извлеките толкатели из головки цилиндров, разложив их по порядку в соответствии с клапаном и цилиндром,
Рис. 7.11,а. Отметьте толкатели подходящим образом (например, «I» (Intake) для впуска или «Е» (Exhaust) для выпуска и номера их позиций) к извлеките их с помощью магнитного инструмента |
на которых они были установлены (рис. 7.11.а. б).
Предостережение. Разложите толкатели по порядку. Их следует установить на те же места, с которых они были сняты.
12 Осмотрите распределительные валы, подшипники распределительных валов и толкатели, как описано ниже. Осмотрите звездочки распределительных валов на наличие износа зубьев. Осмотрите цепи на наличие трещин или повышенного износа роликов, и также вытягивания (см. парагрвф 6). Если какие-либо элементы показывают признаки повышенного износа, их следует заменить.
Рис. 7.15. Измерьте диаметр каждой шейки микрометром. Если диаметр меньше предписанного значения, замените расеределительиый вал |
13 Перед снятием распределительных валов с двигателя проверьте осевой зазор каждого вела, установив стрелочный индикатор так, чтобы его плунжер был расположен соосно с распределительным валом и находился в контакте с его торцом (рис. 7.13). Отожмите распределительный вал до упора назад и обнулите шкалу индикатора. Затем с помощью рычага отожмите распределительный вал до упора вперед и проверьте показание стрелочного индикатора. Расстояние, на которое перемещается вал, — это осевой зазор. Если осевой зазор впускного распределительного вала больше значения. указанного в Спецификациях в на-
Рис. 7.11,6. Промаркируйте картонную коробку, чтобы сохранить толкатели и крышки подшипников согласие порядку нх установки |
чале этой главы, проверьте упорные поверхности подшипника № 1 на наличие износа. Если упорнвя поверхность изношена, подшипники следует заменить. Если осевой зазор выпускного распределительного вала больше значения, указанного в Спецификациях в начале этой главы, следует заменить распределительный вал или головку цилиндров (или оба элемента одновременно).
14 После снятия распределительных валов визуально проверьте рабочие поверхности подшипников валов в головке цилиндров на наличие следов точечной коррозии, царапин, истирания или аномального износв (рис. 7.14). Если рабочие поверхности вкладышей подшипников повреждены, возможно, требуют замены головка цилиндров или вкладыши подшипника № 1 впускного распределительного вала. В этом случае их следует заменить элементами того же размера, что и исходные. Примечание. Маркировка размеров расположена на механически обработанной поверхности головки цилиндров около шеек № 1, и соответствующая маркировка расположена на тыльных сторонах вкладышей подшипников.
Рис. 7.16. Измерьте высоту кулачков на каждом распределительном вале |
Рис. 7.18. Вытрите масло и осмотрите каждый толкатель иа иаличие изиеса и заедания |
15 Измерьте наружный диаметр каждой шейки распределительного вала и запишите результаты измерений (рис. 7.15). Сравните их со значениями наружного диаметра шеек, указанными в Спецификациях в начале этой главы, а затем измерьте
внутренний диаметр каждого соответствующего подшипника распределительного вала и запишите результаты измерений. Вычтите значение наружного диаметра каждой шейки вала из значения внутреннего диаметра отверстия соответствующего подшипника, чтобы определить радиальный зазор в каждом подшипнике. Сравните результаты с предписанными значениями радиального зазора. Если какой-либо результат выходит за границы стандартного значения с учетом износа, указанного в этой главе, следует заменить или распределительный вал, или головку цилиндров, или оба элемента сразу. Примечание. Если инструменты для выполнения точных измерений отсутствуют, для определения радиального зазора в подшипниках можно использовать комплект Plastigage, специально предназначенный для измерения зазоров в подшипниках скольжения.
16 Измерьте микрометром высоту каждого кулачка распределительного вала [рис. 7.16). Сравните результаты со значениями, указанными в Спецификациях в начале этой главы. Если высота какого - либо кулачка меньше предписанного минимального значения, замените распределительный вал.
Ряс. 7.22. Песледовательяость затяжки белтов кренлеиия крышек иедшииников распределительных еалев |
Рис. 7.19. Измерьте наружный диаметр каждого толкателя и внутренний диаметр соответствующего посадочного отверстия |
17 Проверьте биение распределительного вала. Для этого установите распределительный вал на штатное место в головку цилиндров и подведите плунжер стрелочного индикатора к центральной шейке. Обнулите шкалу индикатора. Медленно проверните распределительный вал и отметьте показание стрелочного индикатора. Биение не должно превышать 0.03 мм. Если показание биения превышает предписанное значение, замените распределительный вал.
18 Осмотрите каждый толкатель на наличие заедания и царапин (рис. 7.18).
19 Измерьте наружный диаметр каждого толкателя (рис. 7.19) и внутренний диаметр соответствующего посадочного отверстия. Вычтите диаметр толкателя из диаметра посадочного отверстия, чтобы определить радиальный зазор. Сравните результат со значением, указанным в Спецификациях в начале этой главы. Если зазор слишком велик, потребуется новая головка цилиндров и/или новые толкатели.
90 Если вкладыши подшипника N° 1 впускного распределительного вала были сняты или заменены, теперь установите их в головку цилиндров и крышку подшипника. Нанесите молибденовую смазку на кулачки и шейки распределительных валов и установите валы в головку цилиндров таким образом, чтобы кулачки распределительных валов цилиндра № 1 были обращены наружу в сторону друг от друга, а установочные штифты были обращены вверх. Если используются «старые» распределительные валы, их следует установить на те же места, с которых они были сняты.
21 Установите крышки подшипников, вверните болты и затяните их усилием руки.
22 Равномерно в предписанной последовательности затяните болты крепления крышек подшипников в несколько стадий предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы (рис.
7.22).
23 Введите зубья звездочек распределительных валов в зацепление с цепью газораспределительного механизма таким образом, чтобы метки, сделанные при снятии, были совмещены с верхними установочными метками на звездочках, а затем насадите звездочки на штифты на ступицах распределительных валов, вверните болты крепления звездочек и затяните их усилием руки. В этот момент метка на шкиве коленчатого вала должна быть совмещена с меткой «О» на крышке цепи газораспределительного механизма, метки ВМТ на звездочках распределительных валов должны быть совмещены и параллельны верхнему краю крышки цепи газораспределительного механизма, а метки сопряжения на цепи газораспределительного механизма должны бьггь совмещены с верхними метками на звездочках и при этом вся слабина цепи должна приходиться на сторону двигателя, где расположен натяжитель (рис. 7.4).
24 Дважды убедитесь в том, что звездочки возвращены на те распределительные валы, с которых они были сняты, и затяните болты крепления звездочек предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
25 Установите натяжитвль цепи газораспределительного механизма, как описано в п. п. 38 и 39 параграфа 6.
26 Остальная часть установки выполняется в последовательности, обратной снятию.