TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Проверка уровня эксплуатационных жидкостей (каждые 400 км или еженедельно)
1 Эксплувтеционные жидкости являются важнейшим элементом систем смазки, охлеждения, тормозов, сцепления и разных других. Поскольку в процессе штатной эксплуатации автомобиля эти жидкости постепенно расходуются и/ или загрязняются, их следует периодически восполнять. Перед доливанием жидкости а любую из указанных ниже систем ознакомьтесь со сведениями, данными в разделех «Рекомендуамые смазочные материалы и эксплуатационные жидкости» и «Заправочные объамы» в нечеле этой главы. Применение. Перед провер кой уроаня любой эксплуатационной жидкости следуат аыстевить автомобиль в горизонтальное положение.
2 Уровень моторного масла следует проверять с помощью щупа, расположенного на передней стороне двигателя [рис. 4.2). LLjyn для измеро» <ия уровня вставляется в металлическую трубку, через которую он входит а месляный поддон.
3 Уровень масла следует проверять перед поездкой на автомобиле или приблизительно через 5 минут после выключения двигателя. Если проверять его
I Рис. 4.4. Уровень масла должен соответствен воть приблизительно верхней мотве на щупе. Если ие соответствует, добввьте мвсло (чтобы оодиять уровень от иижнен метки до верхней требуется приблизительно 1 л масла) |
срезу после поездки, честь месла останется на верхних злементех двигателя, не успевая стечь вниз. Это приведет к неточности поквэвний.
4 Извлеките щуп из трубки и чистой ветошью или бумежной евлфеткой тщательно оботрите вго конец. Вставьте чистый щуп е трубку до упора и снова извлеките его. Проверьте уровень масла по концу щупв. Уровень должен соответ - ствоветь зоне между нижней и верхней отметкеми (рис. 4.4).
5 Чтобы поднять уровень от нижней отметки до верхней, требуется приблизительно 1 литр мвела. Не допусквйте пв - дения уровня ниже нижней отметки, твк квк «мвеляное голодвние» может привести к повреждению двигетеля. И необо - рот, повышенный уровень масле в двигателе (добевление мвеле выше верхней отметки) может привести к загрязнению мвелом свечей эажигвния, утечке мвелв или выходу из строя менжет.
6 Для долиеения масле снимите резьбовую крышку с крышки головки цилиндров (рис. 4.6). Во иэбежение реэлиеания используйте воронку. После добввления масле невернитв крышку и затяните ее усилием руки. Звпустите двигатель и тщательно осмотрите его не неличие малейших утечек е зоне около месляного фильтра или сливной пробки. Оствновите двигатель и снова проверьте уровень
Ряс. 4.6,в. На р вин як моделях рвешнрительиый бвчох рвепаложеи на стенке мотврного отделения... |
Рис. 4.6. Резьбоввя крышкв мвелозаливиой горловины распаложеив на крышке головки цилиндров. Во избожаиие иоивдвния грязи в двигатель ипред снятием крышки обязательно протрите начисто зону вокруг этой крышки |
масле, двв достаточное еремя не то. чтобы масло стекло с верхних элементов двигетеля и из галерей головки цилиндров.
7 Проверке уровня месла—это ввжный профилактический момент. Непрерывное падение уровня мвела укаэывеет нв утечку мвела через поврежденные уплотнения, ослебленные соединения, изношенные уплотнительные кольце или направляющие втулки клапвнов. Если мвсло приобрело молочный цвет или в нем присутствуют кепли воды, может иметь место пробой проклвдки головки цилиндров. Двигатель следует неэемедлительно проверить. Кроме того, следует проверить состояние масла. Каждый реэ при проверке уровня месла проведите большим и указательным пальцем по поверхности щупа, смоченного меслом. Если в мвеле присутствуют меленькие частицы грязи или металлические частицы, его следует земе - нить (см. пврвгрвф 8).
Охлаждающая жидкость двигателя
А |
Внимение! Не допускайте попадания ентифриза на кожу или лакокресочное покрытие кузове. Незамедлительно смывейте брызги большим количеством аоды. Не хрените ноаую охлеждеющую жидкость и нв оставляйта использованную охлаждеющую жидкость в открытых
Рис. 4.6,6. ...а нв более возднин модалях ом р вена ложей ив ридиаторе |
емкостях или в лужвх в тех местах, где к ней могут получить доступ дети и до - машниа животные. Приятный зепах этого вещество может привлечь их внимение, но его попедение внутрь может привести к летвльному исходу1 Неэемедлительно убирайте пролитый внтифриз с пола гарвже. Держита емкости с антифризом закрытыми и устраняйте утечки в системе охлаждения срезу же после их обнаружения.
1 Все модели, описываемые в этом руководстве, оенвщены герметичной системой охлеждения. Расширительный бвчок соединяется шлвнгом с основанием заливной крышки (рис. 4.8.а, б). Если при работе двигвтеля охлаждающея жидкость нвгрееается. она может перетеквть через герметичную заливную крышку и соединительный шленг в бачок. Когда двигвтель охлаждается, охлаждающая жидкость еетометически воэврещеется в систему охлаждения, чтобы обеспечить поддержвние правильного уроеня.
2 Уровень охлвждающей жидкости следует проверять регулярно. Он должен находиться между верхней (F) и нижней (L) отметками не бечке. Уровень изменяется по мере изменения температуры двигате пя. При холодном двигателе уровень охлаждающей жидкости должен соответ - ствоветь нижней отметке нв бвчке или рвсполегвться чуть выше. После прогрева двигетеля уровень должен доходить приблизительно до верхней отметки. Если это не так, дайте жидкости, содержащейся в бачке, возможность остыть, снимите крышку с бвчка и добввьте охлаждающую жидкость в таком количестве, чтобы при прогретом двигателе уровень доходил до верхней отметки. Используйте охлаждающую жидкость только той мерки, которая уквэене в «Технических данных» е нвчеле этой глввы или в руководстве по эксплу - атеции, прилагаемом к автомобилю. Не используйте дополнительные ингибиторы или присадки. Если для корректировки уровня требуется небольшое количество охлвждвющей жидкости, можно использовать еоду. Однако неоднокрет - ное заливвние воды приведет к разбавлению рекомендуемой смеси внтифриза и воды. Для поддержания правильного соотношения антифризе и воды рекомендуется доливвть охлеждеющую жидкость в превильной концентрвции. Примечание. Охлаждающая жидкость, рекомендуемая изготовителем, имеет концентрацию, соответствующую норме. Поэтому не следует смешивать зту жидкость с водой при ее добавлении в бачок. Если вы используете охлаждающую жидкость, произведенную не компанией Toyota, внимательно ознакомьтесь с информацией на емкости, в которой она продается.
3 Если уровень охлаждающей жидкости падает эе короткое время после дол ива ния. в системе может иметься утечка. Осмотрите радивтор. шленги, крышку за ливной горловины, слиеные пробки, пробки выпуска воздухе и насос охлвждающей
Ряс. 4.14. Бачок омывателя ветроввго стоила расволожек в правом вереднвм углу моторного втдоляиия
жидкости. Еспи утечкв не обнеружена, выполните проверку давлением крышки рвдиеторе.
А |
Внимание! Никогда не снимейте герметичную крышку радиетора при работающем двигателе или сразу после его выключения, потому что в этом случее система охлеждения будет очень горячей. Ошпериеание выходящим паром или вытекающей жидкостью может привести к серьезным трееметическим последствиям.
4 Еспи требуется открыть крышку ре - дивторв, подождите до тех пор, поке система полностью не остынет, зетем обмотайте крышку толстой тканью и поверните ве до первого фиксированного положения. Если выходит пвр, дождитесь дальнейшего остывения системы, а зетем снимите крышку.
5 При проверке уровня охлаждеющей жидкости всегда обрвщейте внимвние на ве состояние. Жидкость должна быть относительно чистой. Еспи онв имеет коричневый или ржавый цвет, следует опорожнить систему, промыть ее и зепревить слове. Даже если охлаждающей жидкость выглядит нормальной, ингибиторы коррозии со временем утрачивеют свои качестве, и поэтому жидкость следует заменять через предписанные интервалы.
6 Не допускайте пппвдания внтифри - за нв кожу или окрешенные поверхности автомобиля. Пореженные учестки следует незамедлительно промыть большим количеством воды.
Жидкость омывателя ветрового стекла
7 Жидкость для системы омыветеля ветрового стекла хренится в пластмассовом бачке, который рвсположен в правом переднем углу моторного отделения (рис.
4.14) . В условиях умеренного климете для зепрввки бечкв можно использовать простую воду, но не следует зеправпять бечок больше чем на две трети от его полного объема, чтобы остввалесь возможность компенсеции увеличения объема при земерзении еоды. В более холодных кпимвтических условиях снизить температуру замерзвния жидкости поможет испопьзовение специельной омыввющей жидкости, которую можно
Ряс. 4.16. Уровень тормозив* жидквсти следует ноддврживвть между отметками M1N ■ МАХ, имеющимися ив стеикв бачка
приобрести у дилере или в любом маге - зине евтозепчастей. Необходимо сме шатъ раствор с водой в соответствии с инструкциями изготовителя, укезанными не емкости. Не используйте ентмфриз для системы охлаждения. Он вызывеет повреждения пвкокрасочного покрытия ку - зоев.
8 Гпавный тормозной цилиндр установлен нв передней стороне ввкуумного усилителя тормозов в моторном отделении.
9 Для проверки уровня жидкости в бечке гидропривода тормозов просто посмотрите нв отметки МАХ и MIN не стенке бвчка (рис. 4.16). Уровень должен находиться нв предписанном рвсстоянии oi линии мексимвльного звлравочного объеме.
10 Если уровень низкий, перед снятием крышки бачка протрите верхнюю часть крышки чистой ветошью, чтобы предотвратить зегрязнение тормозной системы.
11 Добввляйте в бечок гидропривода тормозов только предписвнную тормозную жидкость (обретитесь к рвзделу «Рекомендуемые смазочные материалы и эксплуатационные жидкости» в нвчеле этой глевы или к руководству по эксппуетвции. прилагаемому к автомобилю). Смешивание резличных марок тормозной жидкости может привести к поврежданию системы. Звпревляйте бачок гидропривода тормозов только до пунктирной линии — зто позволит довести уровень жидкости до нормы при устеновке крышки на место.
А |
Внимание! Будьте осторожны при залиеении тормозной жидкости е бачок. Тормозная жидкость может привести к траеме глез и аыэееть повреждение лакокрасочного покрытия. Не используйте тормозную жидкость из емкости, которая была открыта более года тому назад или долго остааалесь открытой. Тормозная жидкость впитывает влегу из воздухе. Избыток влаги может привести к опасному падению эффек г иамиы и торможения.
12 При снятой крышке бвчкв осмотрите бачок на нвличие зегрязнения. При наличии отложений, честиц грязи ипи ке - пель воды следует опорожнить систему и снова звпрввить ее (см. глеву 9).
13 После зеправки бечка до правильного уровня установите крышку и надежно затяните ее. чтобы предотвратить потерю давления в системе и/ ипи вытекание жидкости.
14 Уровень тормозной жидкости в бечке гидропривода тормозов будет слегкв опусквться по мере износе тормозных колодок при нормальной реботе тормозов. Если бечок гидроприводе тормозов требует чвстого доливания жидкости для поддержания правильного уровня, зто является указанием на наличие в тормозной системе утечки, которую следует незамедлительно устрвнитъ. Проверьте все тормозные трубопроводы и их соединения. а текже колесные тормозные цилиндры и ввкуумный усилитель (зв дополнительными сведениями по тормозной системе обретитесь к глвве 9).
15 Если при проверке уровня жидкости в бечке вы обнвруживеете, что он пуст ипи почти пуст, следует тщательно осмотреть тормозную систем нв наличие утечек (зе дополнитепьными сведениями по тормозной системе обратитесь к гпвее 9).
Рабочая жидкость усилителя рулевого управления
16 В отпичие от рулевого упрееления прямого действия, в системе рулевого упрввпения с усилителем используется рвбочвя жидкость, количество которой по 11рошествии времени может потребоввтъ восполнения.
17 Бвчок усилителя рулевого упревле - ния расположен на превом (нв стороне пвссежира) брызговике моторного отделения около передней чвети двигвтеля.
18 Для проверки передние колесв ввто - мобипя должны быть нвпрввпены прямо вперед, а двигатель должен быть выклю чен.
19 Бачок представляет собой полупроз - рвчную пластмассовую емкость, и уровень жидкости можно проверить визуально (рис. 4.26).
Р7 Fnnn требуется добевпение жидкости. звлейте предписвнную жидкость не посредственно в бачок Во избежение проливения используйте воронку.
Ряс. 4.26. Бачок усилителя рулевого унравлоиня расположен на вравой стервяе моторного етделония. Он полупрозрачен, поэтому урввопь жидкости можво проверять при горячем ОЛЯ холодком двигателя бвз сиотоя крышка |
1 Если бачок трэбует частого добэвле ния жидкости, следует тщательно проверить насос усипителя рулеаого управления и рулевой механизм, а также асе соответствующие шланги и соединения шлэнгоа на наличие утечек.
Ряс. 4.32,а. Щуп для измерения уреяия траисмиссиеиной жидкости и автоматическей керебке передач в блоке с ведущим мостим расположен рядом с аккумулятором |
жидкость
для автоматической коробки передач в блоке с ведущим мостом
2 Уровень трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач в блоке с ведущим мостом следует тщательно поддерживать. Низкий уровень жидкости может быть причиной проскальзывания или потери передачи движения, е то время как повышенное количество жидкости может вызэать эспениваниа жидкости, потерю жидкости и повреждение коробки передач.
3 Уровень трансмиссионной жидкости следует проверять только при нормальной рабочей температуре коробки передач (когда она горячая). Коробка передач счи - теется достаточно прогретой после выполнения поездки на аатомобиле на расстояние более 15 км (25 км а условиях холодного климата), когда тэмпературв жидкости равна примерно 70 — 80 °С. Предостережение. Если автомобиль непосредственно перед проверкой в течение длительного времени эксплуатировался
Рис. 4.37. Расположение пробки хеятрольиего/залралечпого отверстия нв раздаточной воробке |
Ряс. 4.32,6. Есля трансмиссиеняая жидкость холодная, уревень должен находиться между двумя нижними отметками; если неробка передач находится при нормальней рабочей темвературе, уревень должен находиться между верхними отметкамп на щупе
на высокой скорости или в условиях городского движения в жаркую погоду или буксировал прицеп, точное показание уроаня жидкости получить невозможно. Дайте жидкости приблизительно 30 минут на остывание.
4 Если автомобиль не находился в движении непосредственно перед проеаркой, поставьте эго на ровную, горизонтальную площадку, затяните стояночный тормоз и запустите двигатель. При работе двигателя е режиме холостого хода аыжмите педаль тормоза и переведите рычаг салектора через все диапазоны, начиная и заканчивая парковочной передачей.
5 Все еще при работа дэигэтеля в режиме холостого ходв извлеките щуп для измерения уровня из его трубки (рис. 4.32.Э). Проверьте уроаень жидкости по щупу (рис. 4.32,6) и обратите внимание на ее состояние.
6 Чистой ветошью вытрита жидкость со щупа и сноеа вставьте щуп назад а трубку до упора.
7 Снова извлеките щуп и снимите показание уровня. Если коробка паредач а блоке с ведущим мостом холодная, уровень должен находиться е диапазоне COLD (холодноа состояние) или COOL (прохладное состояние) на щупе. Если коробка прогрета, уровень должен находиться а диапазона НОТ (прогрэтое состояние). Если уровень находится на нижнем краю того ипи иного диапазона.
Рис. 4.41. Раслоложвяие пробки коитрольнего/запрахечного отверстии иа заднем дифференциале |
добааьта предписанную трансмиссионную жидкость через трубку для уровня Используйте воронку.
8 Для дозэпрээки коробки паредач в блоке с ведущим мостом до правильного уроаня следует добавить только достаточ - ное количество рекомендуемой жидкости. Для подъема уроаня от нижней отметки до верхней отметки, когда жидкость горячая, трабуется приблизительно поп-литра жидкости. Поэтому добавляйте жидкость маленьким порциями и выполняйте периодические проверки уроаня до тех пор. пока не добьетесь нормы.
9 Одноаременно с проааркой уроаня тэкжа ела дует проверить состояние жидкости. Если жидкость на конце щупа имеет чарный или темный крэсноэзто-ко - ричнеэый цвет ипи от нее исходит запах пригорания, жидкость следует заменить (см. параграф 23). Если аы сомневаетесь по поводу состояния жидкости, приобретите небольшое количество новой жидкости и сравните оба по цвету и запаху
Трансмиссионное масло для раздаточной коробки (полноприводные модели)
А |
Внимание! Если автомобиль оснащен пневматической подвеской с электронным упрев - лением, выключите переключетель управления высотой подвески.
10 Ряядвтпчняя кпробка не оборудована щупом для измерения уровня. Для проверки уроаня жидкости поднимите автомобиль и подставьте под него нэ - дэжныа опоры. На тыльной стороне кар - тера раздаточной коробки имеется контрольная пробка (рис. 4.37). Отверните ее. Если уроеань масла в норме, он должен соответствовать нижнаму краю контрольного отверстия.
11 Если коробка паредач трэбует допивания масле (уровень не доходит до отверстия), добавьте масло, используя шприц или специальное устройство для заправки трансмиссионного маспэ. Прекратите заправку коробки передеч, когдв масло нэчнэт эытекэтъ через отверстие
12 Вверните пробку и надежно затяните ае. Выполните поездку на короткое расстояние, а затам выполните проверку на наличие утечек.
Трансмиссионное масло для заднего дифференциала (полноприводные модели)
13 Поднимите автомобиль и подставь те под наго нэдэжные опоры.
А |
Внимание! Если автомобиль оснащен пневметической подвеской с электронным управлением, выключите переключатель управления высотой подвески.
14 Используя подходящий гаечный ключ, выэернитэ пробку из заднего дифференциала (рис. 4.41).
15 Мизинцем доберитесь до внутренней стороны картера, чтобы на ощупь определить уровень масла. Уровень должен доходить до нижнего крея отверстия ипи быть чуть ниже. Если зто не тек, с помощью шприца или сжимеемой емкости добавьте рекомендуемое месло через зто же отверстие.
16 Вверните пробку и надежно затяните ее. Выполните поездку на короткое расстояние {несколько километров), а затем выполните проверку на наличие утечек.