Топки для сжигания жидкого и газообразного топлива
Мазут и другие виды жидкого топлива, являющиеся с народнохозяйственной точки зрения ценнейшим топливом, как правило, не должны сжигаться в топках паровых котлов. В тех котельных установках, где в настоящее время по тем или иным причинам еще применяется жидкое топливо, должны быть проведены мероприятия по его замене твердым или газообразным топливом.
Для сжигания мазута необходимо ввести его в топку в мелкораздробленном состоянии для того, чтобы увеличить поверхность соприкосновения частиц топлива с воздухом. Пульверизация (распыливание) мазута производится в форсунках, которые могут быть паровыми, воздушными, или механическими. В форсунке Шухова (рис. 22) пар или воздух под давлением 2—6 атм поступает в штуцер 2 и выходит из форсунки через кольцевую щель 3 с большой скоростью, подхватывая и раздробляя мазут, поступающий через штуцер 1 и выходящий из центральной трубьг форсунки. Ширину щели можно регулировать путем осевого перемещения центральной трубы.
Существуют другие конструкции паровых и воздушных форсунок, причем факел горения мазута может быть круглым или плоским.
А С |
По А-В г по С-0 |
I |
Рис. 22. Паровая форсунка Шухова.
Рис. 23. Механическая форсунка: /— бход мазута; 2 — распределительная шайба; 3 — завихривающая шайба; 4 — выходная шайба с круглым отверстием. |
В механических форсунках (рис. 23) мазут подается под давлением 12 атм и более. Проходя через завихривающую шайбу, мазут выходит из отверстия форсунки с большой скоростью, в результате чего раздробляется на мелкие частицы.
Паровые форсунки потребляют значительное количество пара, достигающее 3-^5%, а иногда и больше, от паропроизводитель - ности котла; они менее экономичны по сравнению с механическими форсунками, при которых расход пара на мазутные насосы и подогрев мазута составляет не более 1 % от паропроизводитель - ности котла.
Для лучшего распиливания мазута необходимо уменьшить его вязкость; с этой целью его подогревают до 80—90° С, Вязкость нужно снизить при паровых форсунках до 7—15°, а при механических форсунках — до 4—6° по Энглеру. Подогрев мазута способствует более совершенной его очистке в фильтрах.
Исследованиями, проведенными проф. Л. К. Рамзиным (ВТИ), установлено, что полнота сгорания мазута обеспечивается при том условии, если все количество воздуха, потребное для горения топлива, подведено к корню факела, к месту его развития у форсунки. Это условие должно быть соблюдено для того, чтобы в самом начале факела происходило наиболее интенсивное окисление мазута; недостаток воздуха в этом месте факела приводит
А) б) Рис. 24. Часть топки в месте расположения мазутной форсунки. |
К выделению высокомолекулярных углеводородов, к дымлению и образованию сажи.
Подвод воздуха к другим частям мазутного факела оказывается бесполезным; это следует учитывать при проектировании мазутных топок.
В стенках обмуровки топки нередко устраивают каналы, по которым пропускают идущий к корню факела воздух, подогреваемый в этих каналах. Таким путем достигается охлаждение стенок обмуровки и улучшение условий процесса сгорания топлива.
Часть топки в месте расположения мазутной форсунки представлена на рис. 24. Воздух поступает через топочный фронт и по каналам снизу факела.
В связи с развитием газификации городов и промышленных центров СССР все большее применение в отопительно-произ - водственных котельных установках находит газообразное топливо.
При сжигании газообразного топлива должно быть также соблюдено требование о подводе всего воздуха, необходимого для горения газа, в газовую горелку, а не по длине факела.
Подготовка горючей смеси осуществляется в газовых горелках. Различают горелки высокого и низкого давления. Высоким считают давление газа, превышающее 0,5 атм; горелки низкого давления предназначаются для сжигания газа с давлением 100 мм вод. ст. и ниже. Отопительно-производственные котлы обычно оборудуются горелками для сжигания газа низкого давления.
По способу подачи воздуха горелки подразделяются на и н - жекционные и смесительные. В инжекционную горелку воздух, необходимый для горения газа, поступает в результате подсасывания его струей газа. В смесительные горелки воздух нагнетается при помощи вентилятора, поэтому при установке
Таких горелок котельная должна быть оборудована системой трубопроводов как для подачи газа, так и воздуха.
Инжекционная горелка (рис. 25) состоит из корпуса или смесителя 1, газового сопла 2, регулирующей шайбы 3, диффузора 4 и насадки 5 с отверстиями для выхода газовоздушной смеси. Горючий газ поступает в горелку под давлением 50—60 мм вод. ст. и выходит из сопла 2 с большой скоростью, подсасывая в смеситель 1 наружный воздух. Вращая регулировочную шайбу 3, можно увеличить или уменьшить сечение для подвода воздуха и изменить его количество, засасываемое в горелку. В смесителе происходит полное смешение газа с воздухом; эта смесь загорается по выходе из горелки.
Производительность горелки зависит от диаметра газового сопла и давления. газа. Например, при диаметре сопла 9,5 мм и давлении газа 60 мм вод. ст. производительность горелки состав* ляет 8,25 нм3/час если же установить сопло диаметром 6,0 мм,
( |
00^2
= 3,3 нм5/час.
Одна из конструкций смесительных горелок представлена на рис. 26. Газ и воздух поступают в эту горелку по самостоятельным трубопроводам под давлением 80—100 мм вод. ст. Сечение газопровода должно быть меньше сечения воздухопровода. Газ
входит в головку через два ряда щелей отдельными струями. Воздух до поступления в головку проходит через направляющие лопасти, вследствие чего он завихривается и лучше перемешивается с газом. Корпус снабжен люком с крышкой, служащим для розжига топки. Производительность смесительных горелок в зависимости от их размеров и давления газа может быть от 50 до 450 нм^/час. Такие горелки можно использовать как под жаротрубными, так и под котлами системы инж. Ревокатова.
Рис. 26. Смесительная газовая горелка: / — корпус; 2 — люк для розжига; 3 — рассекатель; 4 — головка; 6 — вход воздуха. |
— вход газа; |
Газовое оборудование котельных должно быть снабжено приспособлениями, предохраняющими от взрывов, пожара и отравления воздуха газом. Следует строго придерживаться правил техники безопасности, установленных для котельных, работающих на газе.
Устройства для подвода газа к инжекционным горелкам чугунного отопительного котла изображены на рис. 27. Котел снабжен двумя горелками 1 на газопроводе к каждой горелке устанавливается кран 2. Кроме того, на газопроводе имеется общая запорная задвижка 3, которая во время работы горелок остается полностью открытой; регулирование расхода газа осуществляется при помощи упомянутых кранов.
На участке газопровода между задвижкой и горелками устанавливаются следующие устройства: а) автомат безопасности, соединенный с горелкой и автоматически прекращающий поступление газа в горелку в случае потухания пламени; б) отводная линия «свеча» 5, которая выводится из котельной наружу и от
Ключается двумя кранами; она предназначается для ПроДувки газопровода перед пуском газа в горелку. Когда котел не работает, краны на свече должны всегда находиться в открытом положении.
В топке котла предусматривается установка откидного предохранительного клапана 9, открывающегося в случае взрыва газа.
Рис. 27. Подвод газа к инжекционным горелкам чугунного отопительного котла: / — горелка; 2 — регулировочные краны; 3 — запорная задвижка; 4— вход газа; 5 — отвод на свечу в атмосферу; 6 — автомат безопасности; 7 — обводная линия; 5 — к манометру; 9 — взрывной предохранительный клапан. |
Котлы со смесительными горелками оборудуются автоматами, выключающими газ в случае остановки дутьевого вентилятора.