Тиристорные электроприводы постоянного тока
Возмущения по моменту нагрузки
Проанализируем процессы в системе при возмущениях по моменту нагрузки, имеющих место в различных механизмах.
|
П-регулятор. Полная структурная схема электропривода с П-регулятором в контуре регулирования скорости приведена на рис. 6.9, а. Если принять постоянным сигнал задания скорости £/3>с, выражение для тока может быть записано в приращениях скорости co(s).
Рис. 6.8. Реакция системы с ПИ-регу - лятором на ступенчатое изменение сигнала задания скорости:
А — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока якоря
|
Рис. 6.9. Возмущение по нагрузке: А — полная структурная схема; б — упрощенная структурная схема |
В соответствии с рис. 6.9, а имеем
Л. (s) = ~ (- (s) + KKV Г- *д.Л (S) + К ( KтгС0 (s)
I а 4 ' ' н 1 +stt
(6.31)
Решая (6.31) относительно /H(s), получаем
/ (s) = — I к»Ф + МпрМтг/(1 + sxTr) - j m У (6 32)
L "я т ятяпрЯд т |
Принимая во внимание, что kTkupkckTr^>, a kTkupkK}T^>Ra, выражение (6.32) можно упростить:
Ajffi^) "(*)• С6"33)
Структурная схема, соответствующая упрощенной передаточной функции, приведена на рис. 6.9, б. В соответствии с этой схемой
<" (s) =____________ - l/(fl + sJ)___________ =____________ -(l+srTr)/fl_____
Mh(s) K„ mckTr I ,, г. . 'Ш + ij , , Vi ^
1+ йд>т(1 + «тг) k + — }
(6.34)
Где jfe' = 1 - f
Рис. 6.10. Реакция системы с П-ре - гулятором на ступенчатое изменение нагрузки:
А — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока якоря
Поскольку KK0/B = K„2 м2- Прини
Мая во внимание, что k^kckTT/1, уравнение (6.34) можно записать следующим образом:
Со (s) __ 1 _________ 1 -f STTr________
MH(s) кяФkj^/k Тм + ттг „ Тмттг • (6.35)
1 + 5—Т~+s
Выражение (6.35) идентично выражению (6.27), однако система на рис. 6.9 имеет другой коэффициент усиления. Полюсы передаточных функций (6.27) и (6.35) одинаковы, обе системы имеют второй порядок, а процессы изменения скорости и тока при возмущениях по управляющему сигналу и моменту нагрузки приведены на рис. 6.6 и 6.10.
Передаточная функция системы, представленной на рис. 6.9,6, может быть получена из (6.33) и (6.35):
/,(S) 1,(8) (D(S) 1
MH(s) co(s) MH(s) / TM + ттг тмттг ' (6.36)
X |
ПИ-регулятор. При пропорционально-интегральном регулировании П-регулятор скорости с коэффициентом усиления заменяется ПИ-регулятором с передаточной функцией /Jc[(1+Tcs)/T0S]. Поскольку ПИ-регулятор обладает фильтрующими свойствами, отпадает необходимость в фильтре тахогенератора. Поэтому, пренебрегая ттг и заменяя Kc на Kc[ (1 +Tc/S)Tcs] В выражении (6.34), можно получить передаточную функцию системы с ПИ-регулятором:
Co(s) =______________ — 1/(5 + Js)_____________ ^ -Тсйд,-
Мн (s) ^ Ka<bkCKTr 1 + tcs 1 feaCDfeckt
X |
^Д,Т TCS В + Js
S
1+ Bka, ТсТм^д,т c2 (6-37)
Рис. 6.11. Реакция системы с ПИ - регулятором на ступенчатое изменение нагрузки:
E>(s) ^ — Те£д,т _________ s______ Мв (S) . k„Фксктг 1 + r0s - f tct2s2 ' |
А — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока якоря
Так как /гяФ/гс/гтг/Л/гД1Т^> 1, выражение (6.37) можно упростить:
(6.38)
Где Т2=тм^д, тб//гяФ/гс/гтг.
Подставив /гд т «Ilk,. пр и В)кяФ» JkM2, получим
Т2 = Tjj/^T^p/jj^/jg/jjj,). (6.39)
Для структурной схемы на рис. 6.9, б с ПИ-регулятором и без фильтра тахогенератора можно записать
^Я (s) _ KckТг (1 - f- tcs) ^
СО (s)
Умножив (6.38) на (6.39)/получим передаточную функцию для тока якоря
1Я (s) _ /я (s) co(s)___________ 1_______ 1 + TCS
Мн (s) со (s) Л1Н (s) йя Ф 1 + T0s + Tct2s2
Передаточные функции (6.38) и (6.41) при ступенчатом возмущении по моменту нагрузки имеют те же полюсы, что и функции (6.29) и (6.30) для ступенчатого изменения задающего сигнала по скорости. Равенство полюсов свидетельствует об одинаковой реакции системы на различные возмущения, что естественно, так как полюсы характеризуют структуру системы, а не характер и место приложения возмущающего воздействия. Процессы изменения скорости и тока в системе с ПИ-регулятором при ступенчатом изменении момента иллюстрируются осциллограммами на рис. 6.11. По виду передаточной функции (6.38), имеющей нулевой корень, можно сделать вывод о том, что при воздействии по моменту в системе отсутствует рассогласование по скорости в установившемся режиме, как это видно на рис. 6.11, а.
|
Ограничение тока. Важной особенностью рассматриваемой системы является ограничение тока. До сих пор это свойство не проявилось при анализе, поскольку было принято допущение о линейности характеристик элементов системы. Ограничение тока осуществляется, как было показано выше, с помощью регулятора
Рис. 6.12. Ограничение тока при пуске:
CL — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока
Тока, а проявление этого эффекта показано на осциллограммах пуска привода (рис. 6.12). После начального броска тока, связанного с небольшой инерционностью регулятора, ток устанавливается на неизменном уровне. Когда скорость достигает заданного значения, сигнал рассогласования по скорости уменьшается до значения, при котором регулятор выходит из зоны насыщения. Система теперь работает в линейной зоне, и ее поведение описано выше.
В зоне неизменного тока изменение скорости описывается выражением (6.26), поэтому при пуске скорость привода может быть выражена следующим образом:
(0(s) = '»тахк™ ; (6.42)
S (1 + T<MS)
<о(П = 1я'тахкшг(1-е-''^). (6.43)
Этот же результат можно получить из исходных уравнений для моментов (6.3) и (6.4). Рассматривая пуск без нагрузки, имеем
КФ1ятах = J Da/Dt + ЈCd; (6.44)
М {t) = кяФ1я тах (j _ = /а ~t/Tu) _ (6_45)
При малом коэффициенте трения В
&аФ/я = J Da/Dt-, (6.46)
®(f) = ka<J>IJ/J. (6.47)
В соответствии с (6.47) скорость во времени изменяется линейно, что подтверждается осциллограммой (рис. 6.12). Режим ограничения тока обеспечивает естественную защиту тиристоров. Данная замкнутая система управления с ограничением тока позволяет уменьшить пусковые и переходные токи, которые в обычных условиях могут вывести из строя преобразователь и двигатель.