Тиристорные электроприводы постоянного тока
Возмущения по моменту нагрузки
Проанализируем процессы в системе при возмущениях по моменту нагрузки, имеющих место в различных механизмах.
П-регулятор. Полная структурная схема электропривода с П-регулятором в контуре регулирования скорости приведена на рис. 6.9, а. Если принять постоянным сигнал задания скорости £/3>с, выражение для тока может быть записано в приращениях скорости co(s).
Рис. 6.8. Реакция системы с ПИ-регу - лятором на ступенчатое изменение сигнала задания скорости:
А — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока якоря
Рис. 6.9. Возмущение по нагрузке: А — полная структурная схема; б — упрощенная структурная схема |
В соответствии с рис. 6.9, а имеем
Л. (s) = ~ (- (s) + KKV Г- *д.Л (S) + К ( KтгС0 (s)
I а 4 ' ' н 1 +stt
(6.31)
Решая (6.31) относительно /H(s), получаем
/ (s) = — I к»Ф + МпрМтг/(1 + sxTr) - j m У (6 32)
L "я т ятяпрЯд т |
Принимая во внимание, что kTkupkckTr^>, a kTkupkK}T^>Ra, выражение (6.32) можно упростить:
Ajffi^) "(*)• С6"33)
Структурная схема, соответствующая упрощенной передаточной функции, приведена на рис. 6.9, б. В соответствии с этой схемой
<" (s) =____________ - l/(fl + sJ)___________ =____________ -(l+srTr)/fl_____
Mh(s) K„ mckTr I ,, г. . 'Ш + ij , , Vi ^
1+ йд>т(1 + «тг) k + — }
(6.34)
Где jfe' = 1 - f
Рис. 6.10. Реакция системы с П-ре - гулятором на ступенчатое изменение нагрузки:
А — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока якоря
Поскольку KK0/B = K„2 м2- Прини
Мая во внимание, что k^kckTT/1, уравнение (6.34) можно записать следующим образом:
Со (s) __ 1 _________ 1 -f STTr________
MH(s) кяФkj^/k Тм + ттг „ Тмттг • (6.35)
1 + 5—Т~+s
Выражение (6.35) идентично выражению (6.27), однако система на рис. 6.9 имеет другой коэффициент усиления. Полюсы передаточных функций (6.27) и (6.35) одинаковы, обе системы имеют второй порядок, а процессы изменения скорости и тока при возмущениях по управляющему сигналу и моменту нагрузки приведены на рис. 6.6 и 6.10.
Передаточная функция системы, представленной на рис. 6.9,6, может быть получена из (6.33) и (6.35):
/,(S) 1,(8) (D(S) 1
MH(s) co(s) MH(s) / TM + ттг тмттг ' (6.36)
X |
ПИ-регулятор. При пропорционально-интегральном регулировании П-регулятор скорости с коэффициентом усиления заменяется ПИ-регулятором с передаточной функцией /Jc[(1+Tcs)/T0S]. Поскольку ПИ-регулятор обладает фильтрующими свойствами, отпадает необходимость в фильтре тахогенератора. Поэтому, пренебрегая ттг и заменяя Kc на Kc[ (1 +Tc/S)Tcs] В выражении (6.34), можно получить передаточную функцию системы с ПИ-регулятором:
Co(s) =______________ — 1/(5 + Js)_____________ ^ -Тсйд,-
Мн (s) ^ Ka<bkCKTr 1 + tcs 1 feaCDfeckt
X |
^Д,Т TCS В + Js
S
1+ Bka, ТсТм^д,т c2 (6-37)
Рис. 6.11. Реакция системы с ПИ - регулятором на ступенчатое изменение нагрузки:
E>(s) ^ — Те£д,т _________ s______ Мв (S) . k„Фксктг 1 + r0s - f tct2s2 ' |
А — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока якоря
Так как /гяФ/гс/гтг/Л/гД1Т^> 1, выражение (6.37) можно упростить:
(6.38)
Где Т2=тм^д, тб//гяФ/гс/гтг.
Подставив /гд т «Ilk,. пр и В)кяФ» JkM2, получим
Т2 = Tjj/^T^p/jj^/jg/jjj,). (6.39)
Для структурной схемы на рис. 6.9, б с ПИ-регулятором и без фильтра тахогенератора можно записать
^Я (s) _ KckТг (1 - f- tcs) ^
СО (s)
Умножив (6.38) на (6.39)/получим передаточную функцию для тока якоря
1Я (s) _ /я (s) co(s)___________ 1_______ 1 + TCS
Мн (s) со (s) Л1Н (s) йя Ф 1 + T0s + Tct2s2
Передаточные функции (6.38) и (6.41) при ступенчатом возмущении по моменту нагрузки имеют те же полюсы, что и функции (6.29) и (6.30) для ступенчатого изменения задающего сигнала по скорости. Равенство полюсов свидетельствует об одинаковой реакции системы на различные возмущения, что естественно, так как полюсы характеризуют структуру системы, а не характер и место приложения возмущающего воздействия. Процессы изменения скорости и тока в системе с ПИ-регулятором при ступенчатом изменении момента иллюстрируются осциллограммами на рис. 6.11. По виду передаточной функции (6.38), имеющей нулевой корень, можно сделать вывод о том, что при воздействии по моменту в системе отсутствует рассогласование по скорости в установившемся режиме, как это видно на рис. 6.11, а.
Ограничение тока. Важной особенностью рассматриваемой системы является ограничение тока. До сих пор это свойство не проявилось при анализе, поскольку было принято допущение о линейности характеристик элементов системы. Ограничение тока осуществляется, как было показано выше, с помощью регулятора
Рис. 6.12. Ограничение тока при пуске:
CL — осциллограмма скорости; б — осциллограмма тока
Тока, а проявление этого эффекта показано на осциллограммах пуска привода (рис. 6.12). После начального броска тока, связанного с небольшой инерционностью регулятора, ток устанавливается на неизменном уровне. Когда скорость достигает заданного значения, сигнал рассогласования по скорости уменьшается до значения, при котором регулятор выходит из зоны насыщения. Система теперь работает в линейной зоне, и ее поведение описано выше.
В зоне неизменного тока изменение скорости описывается выражением (6.26), поэтому при пуске скорость привода может быть выражена следующим образом:
(0(s) = '»тахк™ ; (6.42)
S (1 + T<MS)
<о(П = 1я'тахкшг(1-е-''^). (6.43)
Этот же результат можно получить из исходных уравнений для моментов (6.3) и (6.4). Рассматривая пуск без нагрузки, имеем
КФ1ятах = J Da/Dt + ЈCd; (6.44)
М {t) = кяФ1я тах (j _ = /а ~t/Tu) _ (6_45)
При малом коэффициенте трения В
&аФ/я = J Da/Dt-, (6.46)
®(f) = ka<J>IJ/J. (6.47)
В соответствии с (6.47) скорость во времени изменяется линейно, что подтверждается осциллограммой (рис. 6.12). Режим ограничения тока обеспечивает естественную защиту тиристоров. Данная замкнутая система управления с ограничением тока позволяет уменьшить пусковые и переходные токи, которые в обычных условиях могут вывести из строя преобразователь и двигатель.