Тиристорные электроприводы постоянного тока
Режим прерывистого тока
В режиме непрерывного тока зависимость напряжения на выходе с/д от напряжения управления Ur. двухкомплектного тири - сторного преобразователя линейна, как показано на рис. 3.19, а. В режиме прерывистого тока линейность характеристики вход— выход нарушается (рис. 3.19, б, в). Наличие противо-ЭДС и срав-
Рис. 3.19. Характеристики вход—выход двухкомплектных преобразователей: А — режим непрерывного тока; б — режим прерывистого тока при £я=0; в —режим прерывистого тока при ЕяфО |
Яительно небольшая индуктивность в нагрузке преобразователей создают предпосылки для появления зоны прерывистых токов при определенных выходных напряжениях и малых нагрузках на валу двигателя. Линейность характеристики вход—выход нарушается в зоне, ордината которой соответствует ЭДС якоря Ея. На рис. 3.19, б представлена характеристика при Ея=0 (двигатель не вращается), а на рис. 3.19, в — для вращающейся машины. Рассмотрим деформацию характеристики на рис. 3.19, в в предположении, что Ея постоянна. Пусть в точке х двигатель работает с большим током (значение JaRR=UR—Ея велико). В точке у ток якоря еще остается непрерывным. В точке z ток становится прерывистым, а напряжение Ия превышает Ея, определяя положительное среднее значение тока двигателя. В точке и напряжение на выходе преобразователя и ЭДС двигателя становятся равными, ток якоря равен Нулю, двигатель вращается по инерции.
При напряжении управления, равном в относительных единицах t/y* = 0,25 (рис. 3.19, в), гок двигателя имеет прерывистый характер. Выходное напряжение преобразователя 1 Ия превышает ЭДС двигателя Ея. Если теперь управляющие импульсы перестанут поступать на преобразователь 1 и начнут поступать на преобразователь 2, напряжение UR2 окажется существенно отличным от Ея, что может вызвать весьма значительный скачок тока. Для уменьшения бросков тока в таких режимах используется один из описанных ниже способов.
Сдвиг фазы управляющих импульсов. На включаемый преобразователь подаются смещенные в сторону отставания, например на 180°, управляющие импульсы, фаза которых затем с помощью замкнутой системы управления восстанавливается. Изменение направления тока сопровождается бестоковой паузой. Системе свойственна инерционность.
Обратная связь по напряжению двигателя. При данном способе управляющее напряжение, которое определяет подачу импульсов на очередной преобразователь, ставится в зависимость от напряжения якорной цепи. Обратная связь действует таким образом, что напряжение на выходе вступающего в действие преобразователя согласуется с напряжением якоря. Стабилизирующие свойства схемы не зависят от характера протекающего тока. Способ обеспечивает плавный реверс тока при отсутствии бестоковой паузы.