Тиристорные электроприводы постоянного тока
Регулирование тока
Предшествующий анализ свидетельствует о необходимости ограничения тока допустимым значением, что невозможно осуществить в системе, представленной на рис. 6.3, в которой напряжение якоря зависит от сигнала рассогласования по скорости. Попытка ограничить этот сигнал может привести к уменьшению напряжения якоря, однако при малых потерях в якорной цепи результатом является ограничение скорости, а не тока. Ограничение тока может быть достигнуто путем введения внутреннего' контура регулирования тока с ограниченным сигналом рассогласования скорости на входе. Ниже описываются П-регулятор и ПИ-регулятор для контура регулирования тока.
П-регулятор. Внутренний контур регулирования тока представлен на рис. 6.4. Здесь йд, т — коэффициент усиления датчика тока, в качестве которого может быть использован включенный последовательно в якорную цепь резистор. Коэффициент усиления регулятора тока, представляющего собой в данном случае пропорциональное звено, обозначен KT.
В соответствии с рис. 6.4 передаточная функция контура регулирования тока может быть выражена как
где
1 Kfl>TKTKnpKMl
ТМ^д, т ^Т&Пр&М! + ТМ1 Тм2 = — Г7— • (6.216)
1 - f - йд;Т йТйПрйМ1
Поскольку йд, тйтАпрАм1> 1, то йт, Пр~ 1/Ад, т (6.22) и
Тм2« Тм + тм1/(й fl. A^np^Mi)- (6.22а)
Кроме того тм>тм1 , поэтому тм2« тм. (6.226)
Из (6.21) и (6.226) следует, что возможна работа привода без перерегулирования и запаздывания. Реальный преобразователь имеет запаздывание, а якорная цепь имеет конечную электрическую постоянную времени, однако они малы и практически не влияют на точность полученных результатов. Таким образом,
/я (s)/UBbIX, с (s) = /гт,„р » 1//гд, т. (6.23)
Поскольку ток якоря пропорционален сигналу на входе контура регулирования тока, ограничение последнего приводит к ограничению /я. Внутренний контур регулирования тока теперь можно объединить с контуром регулирования скорости, используя ограниченный по амплитуде сигнал с выхода регулятора скорости как входной для контура тока. Структура такой системы приведена на рис. 6.5, а. Структурная схема может быть упрощена, как показано на рис. 6.5, б, если использовать выражение (6.23) и линеаризовать характеристику регулятора скорости.
(6.24) |
В соответствии с рис. 6.5, б
To (s) _ fecfeM2feT np[l/(l + tMs)]
^3,c(s) [6] + kTTkckM2kr /(I +XMS) 1 + T2S
Где
K2 =---------------------------- ; (6.24a)
1 + kTrkckM!!kTnp
4= l,K bl k—• (6-246)
1 KTrKcKM2«T np
Для KrTkckT,NPkM2 > 1 с учетом (6.16в) имеем
Kt»l/krp=k1 (6.24в)
И
Т2»т м/(ЙтгМм2Йт, пр)- (6.24г)
7* 171
II |
I„(S) |
Й)($} |
M2 |
Щ С(У ^ах --------------- °вых, сw
1+st, |
Ml |
1+ST м
A>T
Рис. 6.5. Пропорциональное регулирование скорости с внутренним контуром Регулирования тока: А —полная структурная схема; б —упрощенная структурная схема; S — структурная схема с дополнительным фильтром тахогенератора |
Г А> (s) I Г /я (s) 1 _ L Д co(s) J~
'з, с V/ J L to J kM2 I 1 - j-t2S
Выражение (6.25), похожее по форме на (6.17), справедливо для значений меньших заданного предельного значения. Если в процессе ускорения или изменения нагрузки сигнал рассогласования по скорости UBX, с вырастет настолько, что £/ВыХ, с попадает в зону ограничения и становится равным UBaXiCmax, ток якоря также перестает увеличиваться и остается равным /ЯШ1= = &т, правых,Стах- В СООТВеТСТВИИ С рис. 6.5, б СКОрОСТЬ при ЭТОМ может быть выражена как
Рис. 6.6. Реакция системы с пропорциональным регулированием с тахофильт - ром на ступенчатое изменение сигнала
О (s) ] [ /я (s) /] _ _____________ МТиф______ х |
Задания скорости: А — осциллограмма скорости: б — осциллограмма тока
Иногда для сглаживания пульсаций выходного напряжения тахогенератора применяют фильтры, как показано на рис. 6.5, в. В этом случае передаточная функция имеет вид
W (S) ___ &С&т, пр^М2 1 + зттг________ ^
~ . Тм + Ттг S2TMTTr (6.27)
' + W + к'
Где ттг — постоянная времени фильтра тахогенератора;
K' = 1 + &0&г, пр&м2&гг, (6.27а)
Или
K S5J (6.276)
Из (6.13) и (6.27) может быть получена также передаточная функция системы для тока якоря:
Т, пр ' |
Ms) Г M(S) Ц /я 00 I уэ. с(«) . JL со (S) J
^ _______ (1 + STTr) (1 + StM)______ (g 27B)
1 -(- S (TM + Ттг)/Й' + S2T
Уравнения (6.27) и (6.27в) описывают поведение системы второго порядка, и их справедливость подтверждается осциллограммами переходных процессов изменения скорости и тока при ступенчатом изменении сигнала задания скорости U3,c, приведенными на рис. 6.6.
ПИ-регулятор. Введение интегрирующей обратной связи в систему управления позволяет исключить рассогласование в установившемся режиме, а также уменьшить требуемый коэффициент усиления системы: Для получения интегральной составляющей П-регулятор скорости следует заменить на ПИ-регулятор. Передаточная функция ПИ-регулятора Kc (1 +Tcs)/(Tcs), структурная схема такой системы приведена на рис. 6.7.
Общая передаточная функция системы приобретает вид
1 + TcS
= TcS(1+TmS) ^■C(S) 1+ (1 + T2S) ' ^ " '
Tcs(l +TMs)
Где тс — постоянная времени ПИ-регулятора.
При KTTkckT,NvKM2 > 1 ее можно упростить:
1 + TCS
И* с (S)
FeTr 1 + TcS + TCX2s2
ГДе Т2 - - Тм /( т г с ^'г, IФ м 2) '
СО (S) |
1 |
(6.29) (6.30) |
Рис. 6.7. Контур регулирования скорости с ПИ-регулятором |
Разделив (6.29) на (6.13), получим
Ms) _ co(s) /a(s) _ 1 (1 + tcs) (1 -f tMS)
^З.С (s) ffl(s) &TAI2 1 + Tcs + TCT2S2
Осциллограммы переходных процессов в системе второго порядка, описываемой уравнениями (6.29) и (6.30), приведены на рис. 6.8.