Тиристорные электроприводы постоянного тока
Расчетные формулы
Привод может работать в трех режимах, для каждого из которых ниже приведены соответствующие уравнения. Режим 1. Тиристор открыт на интервале: а<£2£<я в случае полууправляемого преобразователя; a<Q^<p при полностью управляемом преобразователе. Уравнение для напряжения имеет вид
Рис. 2.25. Регулирование скорости двигателя постоянного тока последовательного возбуждения с помощью однофазного полностью управляемого преобразователя: А — схема силовой цепи; б — диаграммы в режиме прерывистых токов; в — Диаграммы в режиме непрерывного тока |
Рис. 2.24. Регулирование скорости двигателя постоянного тока последовательного возбуждения с помощью однофазного полууправляемого преобразователя: А — схема силовой цепи; б — диаграммы в режиме прерывистых токов; в — диаграммы в режиме непрерывного тока |
В) |
Ия = V2 U sin Qt = Rnin + L„ -^f- + k„Jnu + kOCT(o. (2.60)
Уравнение движения можно записать следующим образом:
М = Knjl = J +Бсо + Мн. (2.61)
At
Режим 2. Работа цепи обратного диода в полууправляемом преобразователе в течение интервала:
А<Ш<р для режима прерывистых токов; я<Ш<я + а для режима непрерывных токов. При р<я цепь обратного диода не работает и
Ип = 0 = RJa + KJ„co)+ ЈOOTco; (2.62)
At
М = КЛ = J^L + Bu + MH. (2.63)
At
Режим 3. Свободный выбег двигателя на интервале р < Q/ < я + а, При этом
/я = 0; (2.64)
М = 0 = J — + Всо + AL. (2.65)
Dt
Уравнения для средних значений напряжения и момента имеют вид
Ия = Яя/я + KnJn& + ЈOCTor, (2.66)
М = £я.8/я. кв = Во + Л1Н) (2.67)
Где /я, кв — среднеквадратичное значение тока якоря двигателя.
Непрерывный ток якоря. В электроприводах с двигателем последовательного возбуждения и фазовым управлением ток якорной цепи остается непрерывным почти во всей области регулирования. Объяснение этому факту дано в п. 2.3.1. Уравнения для напряжения якоря в режиме непрерывного тока легко выводятся с помощью (2.22) и (2.23), и для средних значений получаются следующие зависимости:
В случае использования подууправляемого преобразователя
U* = (1 + cos а) = /?я/я + &я, в/ясо + &OCTco; (2'68>
Для полностью управляемого
Un = 2 Уя2 - cos а = R„In + kaJn(o + k0CTa>. (2.69)
Среднее значение угловой скорости: для полууправляемого преобразователя
О = 1/2" Щ1Ч - Cos а)/я — #я/я . (2.70)
^я, в^я "Ь ^оот '
Момент, Н-м |
Рис. 2.26. Механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения (1,5 кВт, 110 В, 1800 об/мин) с однофазным преобразователем. Принято допущение об отсутствии пульсаций тока якоря |
Для полностью управляемого
Ш = (2 ~L/2~V Cos«)/п — Rs — /я ^ (2.71)
В^Я "f" &ОСТ
Данные выражения представляют собой зависимости между средними значениями скорости и тока якоря. Между тем больший интерес, как правило, представляют зависимости скорости от момента — механические характеристики привода.
Момент двигателей последовательного возбуждения пропорЦионален квадрату среднеквадратичного значения тока (2.57). Взаимосвязь же между средним и среднеквадратичным значениями тока нелинейна, ввиду чего весьма трудно получить в явном Виде зависимость между скоростью и моментом.
Допущение о незначительности пульсаций тока якоря облегчает задачу, так как позволяет считать /Яй/Яда. В этом случае справедливо
М = кя, ъ11ю&кя, ъ11. (2.72)
Если теперь выразить ток /я из (2.68) и (2.69) и подставить в (2.72), то можно получить:
Для полууправляемого преобразователя
Мъкяв Yrt/O+cosa)/*-^ I2. (2J3)
Для^полностью управляемого
' L + J
Из (2.73) и (2.74) можно получить уравнения механических характеристик, справедливых в предположении о наличии непрерывной и гладкой форм кривой тока якоря. Эти характеристики представлены на рис. 2.26.
Пример 2.2. Скорость двигателя постоянного тока последовательного возбуждения мощностью 15 кВт с номинальным напряжением 230 В и частотой вращения 900 об/мин регулируется с помощью полууправляемого преобразователя с фазовым управлением. Суммарное активное сопротивление якоря составляет 0,15 Ом. Постоянные двигателя кя, в—0,03 Н-м/А2 и Аост =0,075 В-с. Напряжение сети 260 В. Приняв допущение о непрерывности и отсутствии пульсаций кривой тока якоря, рассчитать для угла управления а=30° и частоты л=900 об/мин следующие величины:
1. Момент и ток двигателя и коэффициент мощности привода.
2. Те же величины при использовании полностью управляемого преобразователя.
(У2 -260/л) (1 + cos 30°) — 0,075-94,2 I2 |
Т- |
М |
151 Н-м. |
1. а = п-2л/60 = 900-2я/60 = 94,2 с"1. По (2.73) вычисляем момент:
0,15 + 0,03-94,2
Подставляя его значение в (2.72), получаем 4
1Я = (151/0,03) '/2= 71 А. Из (2.68) определяем напряжение на выводах двигателя: '
11я = (уТ -260/я) (1 + cos 30°) = 218 В. Если пренебречь потерями в преобразователе, потребляемая двигателем
Мощность
Ря — ЦЯ1Я = 218-71 = 15 500JBT.
Потребляемая из сети полная мощность
Р = 260-71 (5/6)1/2= 16840 В-А.
Коэффициент мощности
Кр = Ра/Рп = Ря/Р = 15 500/16 840 = 0,92.
2. Полностью управляемый преобразователь. По (2.74) определяем момент:
(2/2 - 260/я) cos 30° — 7,07
2,98
/я = (129/0,03)1/2 = 65,7 А. Uя = (2 У2-- 260/я) cos 30° = 203 В,
Лг=[о, оз |
129 Н-м. |
Из (2.72) Из (2.69) и окончательно |
Ря= 203-65,7= 13 320 Вт; Р = 260-65,7= 17080 В-А; /Гр= 13320/17080 = 0,78.
Отметим, что для одного и того же угла управления коэффициент мощности полууправляемой схемы преобразователя выше.
Пульсирующий и прерывистый ток. Если пульсации якорного тока существенны либо ток имеет прерывистый характер, для построения механических характеристик и нахождения других показателей привода целесообразно, как и для анализа привода с двигателем независимого возбуждения, использовать рассмотренные ниже численные или аналитические методы.
Численный метод. Начальные условия соответствуют двигателю с неподвижным якорем. Момент, скорость и ток далее рассчитываются до достижения ими установившихся значений по (2.60) — (2.65| методом Рунге—Kiyrra [3]. Этот метод требует многочисленных расчетов на промежуточных шагах и соответственно большого количества машинного времени.
Аналитический метод. При использовании аналитического метода рассматривается режим движения - с установившейся скоростью и решаются лишь уравнения (2.60), (2.62) и (2.64). Из этих уравнений можно. непосредственно путем интегрирования получить аналитические выражения для тока якоря. С помощью последних можно рассчитать ток и построить его диаграмму при определенном угле управления в пределах нескольких циклов вплоть до достижения установившегося процесса изменения тока.
Если ток якоря отсутствует при наличии на тиристоре управляющего импульса, ЭДС двигателя мала и обусловлена лишь остаточным намагничиванием. В момент поступления очередного импульса тиристор сразу же переходит в открытое состояние, поскольку напряжение сети превышает небольшую ЭДС двигателя, если только угол а не столь мал, что и(а)<&0стсо. Напомним, что в приводах с двигателем независимого возбуждения ЭДС может быть велика и при отсутствии тока якоря, что не дает возможность открыться тиристору в момент поступления отпирающего импульса.
Режим 1. Тиристор открыт в течение интервала:
A<Qt<N при полууправляемом преобразователе;
A<Q^<p при полностью управляемом преобразователе.
Из (2.60) следует
UV2smVJ= (RH + &я, в®)гя £0ст® = +
At at
Где Rt = + &я. в®.
Решением (2.75) относительно тока гя является выражение
"V-V-("В,
Где Ах — постоянная интегрирования; Qz = arctg(QLa/Ri).
Положим iK(a) =Ia и [Ri2 + QLa)2] 42 = Z. Тогда из (2.76) следует
/в = Sin (а - 0Z) - ^ +
Откуда определяется постоянная :
[/.+J^sin(a-0z)]e(^a)«. (2.77) Из (2.76) и (2.77) следует выражение для тока якоря:
= ЩМ- [sin(^-0z)-sin(a-0z)e(^H)(«-^] +
6qctM |-e(^i/aia)(a-Ј20 __ j j j^HJQL^ia-Qt) _ ^ 78)
Заметим, что при расчете на первом полупериоде /«=0. Режим 2. Протекание тока по цепи обратного диода при полууправляемом преобразователе происходит на интервале я<Ш< <я + а, если ток якоря непрерывен, или на интервале я<;Ш<р, если ток имеет прерывистый характер. Уравнение для напряжений имеет вид
0 = R, ia + + k00Т®. (2.79)
At
Его решение относительно In дает
IB = Л2е~(*,/£2£я)Ш - (2-80)
Где А2 — постоянная интегрирования.
Ток 1я при Qt = я может быть рассчитан по (2.78). Положим £я(я)=/ял. Тогда в соответствии с (2.80) имеем
1яп = А2е-^1а1-)п-Ьос^т1г (2.81)
Откуда
Аг = (/яя + k^co/RO e~(«l/aL"K (2.82) Из (2.80) и (2.82) получаем расчетную формулу для тока якоря
I =/ Ц_ ЙОстШ ^-(«./QL^Qf-n)____ J J (2 83)
Я Ri
Режим 2. Этот режим отсутствует при |3<я и при полностью управляемом преобразователе.
Режим 3. Свободный выбег на интервале |3<0£<я + а
Гя = 0. (2.84)
Го/с, потребляемый из сети. Режим 1.
I = £я; (2.85)
Рис. 2.27. Форма тока якоря двигателя последовательного возбуждения:
А — режим прерывистых токов; б — режим непрерывного тока
«<Ш<я при полууправляемом преобразователе; a<Q/J<P при полностью управляемом преобразователе.
I = - гя; (2.86)
Эт+а-сШ^я при полууправляемом преобразователе; я + а< <£2^<я+р при полностью управляемом преобразователе.
I = 0. (2.87)