Тиристорные электроприводы постоянного тока
ПРИНЦИПЫ ИМПУЛЬСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В качестве прерывателя при импульсном управлении используется тиристор, соединяющий и разъединяющий нагрузку с питающей сетью и преобразующий постоянное напряжение сети в импульсное напряжение нагрузки. Этот процесс проиллюстрирован на рис. 4.2, где пунктиром очерчен прерыватель, в качестве которого использован тиристор. На интервале ^0ткр, когда тиристор находится в проводящем состоянии, выводы сети соединены
Рис. 4.2. Принцип действия преобразователя с широтно-импульсным управлением
Нагрузкх Zr |
Прерыватель Г" "Л + —^ i U I I i
U
С выводами нагрузки. На интервале f3aK тиристор закрыт, и выводы нагрузки закорочены через обратный диод VD0, по которому протекает ток нагрузки. В результате на нагрузке создается импульсное напряжение ия, среднее значение которого может быть определено по формуле
Ия = и------------------ = и ToTKp - 8U, (4.1)
^откр ~Ь ^зак Т
Где ^откр — длительность открытого состояния прерывателя; ^зак — длительность закрытого состояния прерывателя; Т— = ^откр+4ак — период импульсов; d = t0TKJ)IT — скважность импульсов.
Таким образом, напряжение на нагрузке регулируется путем изменения скважности импульсов преобразователя. Это изменение может быть получено одним из следующих способов:
1) в преобразователе с постоянной частотой импульсов /п== = 1/Т регулируется лишь время включенного состояния прерывателя. Такой способ иногда называется широтной модуляцией;
2) в преобразователях с переменной частотой регулируется период импульсов, а время открытого либо закрытого состояния прерывателя поддерживается постоянным. Данный принцип известен под названием частотной модуляции.
Приведенные способы иллюстрируются рис. 4.3. Частотный способ модуляции имеет следующие недостатки:
1) для обеспечения регулирования напряжения во всем диапазоне частота импульсов должна изменяться в весьма широких пределах. При этом усложняется проектирование фильтра, а при некоторых частотах преобразователи оказывают отрицательное влияние на работу телефонных и других линий связи;
2) при большом времени паузы (закрытом состоянии прерывателя) в зоне низких выходных напряжений возможно возникновение режима прерывистых токов якоря двигателя.
Приведенные обстоятельства определяют преимущественное использование в импульсных электроприводах преобразователей с постоянной частотой.
Пример 4.1. Скорость двигателя постоянного тока независимого возбуждения регулируется с помощью прерывателя по схеме рис. 4.8, а. Напряжение
>сети постоянного тока 120 В, сопротивление якоря Яя = 0,5 Ом, индуктивность £„ = 20 мГн, постоянная двигателя йяФ=0,5В-с. Двигатель нагружен постоянным моментом, которому соответствует ток якоря 20 А. Найти диапазоны регулирования скорости и скважности, считая ток якоря непрерывным.
Решение. Минимальная скорость, при которой - Бя = 0, равна нулю, откуда с учетом (2.17) следует, что
1!я = 1яЯя = 20-0,5 = 10 В.
Из (4.1) можно найти б следующим образом:
8 = Ua/U = 10/120 = 0,082.
Максимальная скорость соответствует 6=1, при котором Ua = U—120 В, поэтому
Ея = ия — 1ЯКЯ = 120-20-0,5 = 110 В. Из (2.13) находим скорость двигателя:
И = Ея/1гяФ = 110/0,5 = 220 рад/с.
Таким образом, диапазон регулирования скорости составляет 0<ю< <220 рад/с, а диапазон регулирования скважности 0,082<6<1.