Тиристорные электроприводы постоянного тока
Полностью управляемый преобразователь
На рис. 3.2 представлены схема силовых цепей и диаграммы полностью управляемого преобразователя. Моменты включения тиристоров соответствуют углу управления а = 60°, тиристоры включаются через 60°, и частота напряжения в якоре в 6 раз больше частоты сети. Ввиду большой частоты в полностью управляемых преобразователях создаются благоприятные условия для поддержания непрерывного тока якоря без дополнительных сглаживающих элементов.
В момент Qt=NJ6 + a включается тиристор VS1. К этому времени VS6 уже открыт, поэтому на интервале n/6+a<QЈ<n/6 + + a-fn/3 проводят VS1 и VS6, подключая к якорю напряжение фаз А и В, равное ия = иАВ. В момент Ш = л/б+а+я/З включается VS2, закрывая VS6 обратным напряжением (естественная коммутация). Ток вместо цепи тиристора VS6 идет теперь по цепи VS2, Поэтому выводы якоря соединены с фазой А через VS1 и фазой С Через VS2, что определяет ия = иАС. Процесс повторяется через QЈ = 60°, когда открывается следующий тиристор. Отметим, что принятая здесь нумерация тиристоров соответствует очередности их включения.
Напряжение на двигателе в инверторном режиме работы преобразователя может быть отрицательным, как показано на рис. 3.2, г для угла управления а=120°. Если напряжение двигателя изменить с помощью реверсора в якорной цепи или изменением направления потока, энергия от двигателя будет передаваться в Сеть, обеспечивая рекуперативное торможение. Скорость двигателя при этом будет падать, а ЭДС двигателя уменьшаться. Для поддержания тока и обеспечения процесса рекуперации в этом режиме необходимо регулировать угол а.
V81 VS3 VS5 Х '■я
"Я |
VS4 Rfse'kvszif - Jff "fj VS5 VSf У |
VS6 VS2 № VS6 |
ИА "я
Первое слагаемое в правой части (3.4) представляет собой скорость идеального холостого хода (М = 0), которая зависит от ия. При непрерывном токе якоря напряжение ия зависит лишь от угла управления а и определяется уравнениями (3.2) и (3.3) для полу - и полностью ^управляемого преобразователей соответственно. Зависимости ия от а при непрерывном токе изображены кривыми «а рис. 3.3. Эти же кривые представляют зависимость скорости холостого хода от угла управления. Второе слагаемое в правой части (3.4) соответствует изменению скорости с увеличением момента. Чем меньше сопротивление ящрной цепи, тем это изменение меньше, т. е. выше жесткость характеристик, и больше диапазон регулирования скорости. В двигателях большой мощности ток реального холостого хода имеет заметное значение и при использовании трехфазных преобразователей может быть непрерывным. Поэтому данные преобразователи обеспечивают больший диапазон регулирования и лучшие энергетические показатели, чем однофазные.
Пример 3.1. Скорость двигателя постоянного тока независимого возбуждения мощностью 93 кВт с номинальным напряжением 600 В и скоростью идеального холостого хода 188 рад/с регулируется с помощью трехфазного полностью управляемого преобразователя. Преобразователь питается от трехфазной сети 480 В, 60 Гц. Номинальный ток якоря 165 А. Остальные параметры двигателя имеют следующие значения: Яя=0,0874 Ом, 1я = 6,5 мГн, й„Ф= =3,15 В-с. Преобразователь и питаю - — щая сеть идеальны.
1. Найти скорость реального холостого хода при углах управления а=0 и 30°, положив ток холостого хода не - - з&д/я прерывным и равным 10 % номиналы
Ного Рис. 3.3. Зависимость среднего вы-
ЗШя T |
ПолуупраВляемый преобразователь ■Полностью управляемый преобразователь |
Щ |
О 30° 60' 90° 120° 150° 180° |
Ос. |
ИнВерторный режим |
Ходного напряжения преобразователя от угла управления в режиме непрерывного тока |
2. Найти угол управления, который необходимо обеспечить для получения
Скорости 188 рад/с при номинальном токе якоря. Рассчитать коэффициент мощности для этого случая.
3. Найти относительный перепад скорости для характеристики при угле управления, найдённом в п. 2. Решение.
1. Реальный холостой ход. Фазное напряжение сети
(7 = 480//Г = 277 В.
Напряжения якоря в соответствии с (3.3)
UB = 3 Ч/б"-277 cQs а = 648 cos а> П
«Для угла управления а=0
Ия = 648 В; Ея = UЯ — /я/?я = 648 — 16,5-0,0874 =±= 647 В» а скорость реального холостого хода составляет
Со0 = Ея кяФ = 647/3,15 = 205 рад/с.
Для а=30Р
U„ = 648 cos 30° = 561 В; £я = 561 — 16,5-0,0874 = 560 В, И скорость холостого хода равна:
Ш0 = 560/3,15 = 177 рад/с.
2. Ра-бота с полной нагрузкой.
Противо-ЭДС двигателя при 188 рад/с составляет
Ея = 6яФсо = 3,15 -188 = 592 В. Напряжение якоря при номинальном токе
U„ = 592]+ 165-0,0874 = 606 В. Угол а может быть найден из уравнения
648 cos а = 606.
При этом а составляет
А = arccos (606/648) = 20,1°.
При полной нагрузке пульсациями тока якоря можно пренебречь. Поэтому форму фазного тока сети I'A можно считать в соответствии с рис. 3.2 близкой к прямоугольной с амплитудой 165 А и шириной импульсов 120°. Среднеквадратичное его значение равно:
Г 1 2я У/2 гтг
1л = 1Г 1652 ~т~) =Ут 165 = 135 А-
Таким образом, полная мощность, подводимая из сети, составляет P = WIA = 3-277-135 = 112000 В-А.
Пренебрегая потерями в преобразователе, можио считать мощность, подводимую к двигателю, равной полной мощности, потребляемой из сети. Тогда Ря = ия1я = 606-165 = 100 ООО Вт.
Таким образом, коэффициент мощности
Кр = Ра/Ра = РЯ1Р = 100 000/112000 = 0,9,
Или в соответствии с формулой (3.45), которая будет приведена далее,
Кр = 0,9549 cos 20,1° = 0,9.
■3. Регулирование скорости.
При полной нагрузке ток, двигателя составляет 165 А, а скорость — 188 рад/с. При уменьшении нагрузки и неизменном угле управления ток уменьшается до 16,5 А. Поэтому
£я= 606— 16,5-0,0874 = 605 В и скорость холостого хода
C0 = 605/3,15 = 192 рад/с.
Таким образом, относительный перепад скорости данной характеристики составляет
192 — 188
100% =2,18%.
188