Тиристорные электроприводы постоянного тока
Обобщенный анализ
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Как было показано ранее, в рассмотренных электроприводах возможны следующие режимы работы: тиристор находится в открытом состоянии, обратный диод находится в открытом состоянии, свободный выбег двигателя при отсутствии тока якоря. Для
Каждого режима работы рассмотрим уравнения электропривода. Режим 1. Тиристор открыт, двигатель подключен к сети. Продолжительность этого режима соответствует интервалу а<Ш<я (а<Ш<р, если р<я) для полууправляемого преобразователя и интервалу a<Q^<p для полностью управляемого. Уравнение для напряжения якоря имеет вид
Ип = j/jTt/sinQ* = + RJn + /еяФсо. (2.26)
Уравнение движения может быть записано следующим образом:
М = кяФ1я = J^- + Be>+MB, (2.27)
At
Где В — коэффициент трения; Мп — момент нагрузки.
Режим 2. Протекание тока через обратный вентиль в течение интервала я<Ш<Р:
0 = Яя1-я + /.я-^- +^яФсо; (2.28)
£„Фгя = J ^ + Ва> + Мя. (2.29)
At
Режим 3. Свободный выбег двигателя на интервале (3 < й/ < я а:
I„ = 0; (2.30)
0 = / — + Всо + Мя. (2.31)
Dt
Решение данных уравнений для анализа свойств электропривода с фазовым управлением может быть получено численным либо аналитическим методом.
Численный метод. Начальные условия при использовании дан - нош метода соответствуют исходному состоянию неработающего двигателя со = 0, г'я = 0. Скорость и ток далее рассчитываются методом Рунге—Кутта четвертого порядка до достижения электроприводом квазиустановившегося режима работы [3]. Ниже записаны подлежащие решению уравнения.
Режим 1. В соответствии с (2.26) и (2.27) имеем
VYUsinQt __gjt - _^а» = У1(»я,<й); (2.32)
Dt ~ La La 'я La
Режим 2. Выражения (2.28) и (2.29) можно преобразовать к виду
^ E _ J^L fe_ is® ш; (2.34)
Dt Ья я Ья К Г
(2.35)
Dt J * J J K f
29
I« = 0; (2.36)
Da/dt = — Ba/J — MJJ. (2.37)
Данным методом моцут быть исследованы установившиеся и переходные режимы работы электропривода. Для исследования динамических режимов эффективность данного метода очевидна. Для анализа же свойств электропривода в установившихся режимах его применение может быть нецелесообразным, так как большое количество машинного времени используется для просчета не представляющих интереса промежуточных состояний привода между режимами покоя и установившегося движения. Подробнее применение численного метода будет рассмотрено в гл. 6, где исследуются динамические режимы.
Аналитический метод. При использовании аналитического метода рассматривается квазиустановившийся режим работы ■Da/Dt = 0. Поэтому для описания поведения электропривода достаточно использовать уравнения (2.26), (2.28) и (2^30), которые «можно решить аналитическим методом и получить выражения, пригодные для расчета тока якоря в любой момент времени либо его среднего значения за цикл. Данный метод позволяет исследовать установившийся режим работы путем проведения лишь небольшого числа вычислений.
Если ток имеет прерывистый характер, а в момент подачи отпирающего импульса питающее напряжение меньше ЭДС якоря [и(а)<ея], тиристор в момент, соответствующий углу а, не откроется. Он начнет проводить лишь при достижении напряжением сети значения ея. Для определенности обозначим фазу отпирания тиристора через 0S.
ЭяСШСр для полностью управляемого преобразователя, 0S< <Ш<л; для полууправляемого преобразователя (0s<Q^<p, если Р<я).
Уравнение для напряжения якоря имеет вид
У2 UsinQt = Ln-^s- + + Ея. (2.38)
Dt
Решение этого уравнения относительно г'я дает
1Я = УГУ sin (Qt - fe) —+ Aie~M ' , (2.39)
Я Z ' R Я
Где A — постоянная интегрирования; Z= [i? H2+(QLH)2] V2; 9Z = = arc tgiQLJRn).
Первое слагаемое в правой части (2.39) .представляет собой вынужденную составляющую тока от действия приложенного напряжения сети, второе слагаемое ■— составляющую тока от про - тиво-ЭДС якоря, третье — свободную составляющую якорного тока.
Предположив, что якорный ток в момент Q/ = 0s равен /яв> из (2.39) можно получить
/я5== sin(0s_0 z)-l^ + Ale~{R»IQL»)%s (2.39а)
® Z Rr
И найти постоянную интегрирования
Al = [/я5__sin(9s-9z) + -|]e(WeS. (2.396)
Из (2.39) и (2.396) следует окончательное выражение для мгновенного значения тока якоря:
IK = Уу/ [sin (Ш - 0Z ) - Sin (0s - 0Z) +
+ (t.(VflL*) (es~fl0 _ 1) + IkSЕ(Яя/АьЯ) (es-at)- (2.40)
Режим 2. Протекание тока через обратный вентиль в полууправляемом преобразователе на интервале я-сшср. Уравнение напряжения якоря имеет вид
0 = + (2-41)
Его интегрирование относительно г'я дает
IH = А2е~ (R»iQL«)Qt — EJRk, (2.42)
Где Л2 — постоянная интегрирования.
Величина гя при Qi = N может быть получена с помощью выражения (2.40).
Предположим 1я(л)=/яЯ. Тогда из (2.42) следует
/яи = Д^я/^я)" _ EjRny (2.42а)
Откуда
Л = (/ял + EjRn) я)". (2.426) Из (2.42) и (2.426) определяется выражение для тока якоря:
= 1яяе^я/^я)(п-ш) + _Е» (е(*я/о*я)(я-ш> _ J j _ (2 43)
Режим 2 отсутствует, если р<я и в полностью управляемом преобразователе.
Режим 3. Выбег двигателя на интервале +
Гя = 0. (2.44)
Ток сети. Режим 1.
L = TK; (2.45)
0в<Ш<1л; при полууправляемом преобразователе; 0й<Ш<р при полностью управляемом преобразователе.
I = - iK; (2.46)
31
Эт + 8з<Ш<2я при полууправляемом преобразователе, Jt+8S< <Ш<я + |3 при полностью управляемом преобразователе.
I = 0. (2.47)