Тиристорные электроприводы постоянного тока
Модель системы и ее анализ
/я |
Fl |
U,K |
Оценка динамических показателей системы — ее устойчивости и - быстродействия— может быть проведена методом корневых годографов [8]. Исполь-
Фазовый |
Фильтр |
Uy |
Регули |
|
Детектор |
Руемый генератор |
А) |
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Детектора
Зование этого удобного аналитического инструмента предполагает вычисление корней и полюсов передаточной функции разомкнутой системы, по которым определяется геометрическое место корней характеристического уравнения замкнутой системы на комплексной плоскости при изменении ее коэффициента усиления. Этот подход позволяет судить о поведении системы, не прибегая к громоздким вычислениям.
Передаточная функция электропривода записывается в соответствии с функциональной схемой, приведенной на рис. 6.19, а. Фазовый детектор (компаратор) может быть представлен линейным звеном с коэффициентом усиления kK, как показано на рис. 6.19, б. Передаточную функцию фильтра пока запишем в общем виде как W(s), имея в виду, что ее нули и полюсы будут определять поведение системы в целом. Силовой преобразователь и двигатель могут быть описаны инерционным звеном с коэффициентом усиления /гп, д и постоянной времени тп, д. Их значения зависят как от параметров двигателя и преобразователя, так и от структуры системы, например наличия контура регулирования тока.
Как правило, наличие контура регулирования тока связано с мощностью двигателя. В приводах с маломощными машинами в использовании этого контура обычно нет нужды, для двигателей же большой мощности необходимо ограничение тока. Электрическая постоянная времени машины намного меньше ее механической постоянной времени. Для электропривода с контуром регулирования тока в соответствии с рис. 6.5, в /гп, д«&т, пр&м2 и При отсутствии этого контура (см. рис. 6.3) и тп, д«*тм.
Как коэффициент усиления, так и постоянная времени в первом случае больше, чем во втором.
А) |
Силовой Фазовый Филнтп преобразователь Детектор ^ ло"г и двигатель 5) Рис. 6.19. Электропривод с фазовой синхронизацией: А — функциональная схема привода; б — структурная схема |
Импульсный датчик преобразует скорость в последовательность импульсов •соответствующей частоты, которая синхронизируется по фазе с задающим сигналом. Поскольку фаза есть интеграл от частоты, датчик представляет собой
интегрирующее звено с передаточной функцией feo/s и полюсом в начале координат.
Структурная схема привода приведена на рис. 6.19, б. Передаточная функция данной замкнутой системы может быть представлена в виде
Со (S) G (s)
(6.101)
- E3(S) L+G(S)H(S) Где 03 — заданное угловое положение привода;
KKkn JW (s)
G(s)=-~[7]------------- (6.101a)
H(S) = K 0/s. (6.1016)
Устойчивость системы зависит от расположения на комплексной плоскости полюсов и иудей передаточной функции разомкнутой системы G(S)H(S):
W(s) kW (s)
G (s) H (s) = KRk^k0 = . (6.Ю2)
Где k=kKkn,ak0.
Данное выражение имеет два полюса: 0 и 1/тп, д, не считая тех, которые содержатся в функции W(S). Передаточная функция фильтра может содержать и нули. При увеличении коэффициента усиления системы полюсы замкнутой системы изменяются от значений, близких к полюсам передаточной функции разомкнутой системы, до значений, близких к ее нулям. Таким образом, варьируя коэффициент усиления системы либо вид и коэффициенты передаточной функции фильтра, можно изменять расположение полюсов передаточной функции замкнутой системы привода.
Передаточная функция фильтра В системе с фазовой синхронизаци
Ей могут использоваться фильтры различного типа. От вида фильтра зависят быстродействие и устойчивость системы в целом. Поскольку от полюсов передаточной функции преобразователя и двигателя зависит значение полюсов замкнутой системы в целом, на рис. 6.20 приведен вид годографов. привода для случаев большой и малой постоянной времени тп, д. Проанализируем свойства системы при использовании фильтров с различными передаточными функциями* W(S).
1. №(5) = 1/(1+sti). Участок корневого годографа характеристического уравнения передаточной функции замкнутой системы с таким фильтром представлен на рис. 6.20, а. Благодаря наличию полюса у передаточной функции фильтра система имеет три полюса. Полюсы разомкнутой системы отмечены звездочками на действительной оси. При большой постоянной времени двигателя система находится ближе к границе устойчивости (к мнимой вертикальной оси Im) при тех же значениях коэффициента усиления, чем при малой, а при больших коэффициентах неустойчива.
2. W(S)=* l/s. Интегрирующий фильтр здесь рассматривается как наиболее простой. На рис. 6.20, б видно, что при увеличении коэффициента усиления два
Рис. 6.20. Корневые годографы системы с фазовой синхронизацией
Корневые годографы
W (s) |
Теля устойчивость ухудшается. Если постоянная времени двигателя мала, корневой годограф смещен влево и система устойчива.
4. = (1 Ч-sxi)/{1 -)-sx2). В данном случае передаточная функция фильтра содержит как нуль, так и полюс. Расположение полюсов замкнутой системы зависит главным образом от взаимного расположения нулей и полюсов разомкнутой системы. При нахождении нуля фильтра слева от его полюса, как показано на рис. 6.20, г /, корневой годограф расположен на комплексной плоскости подобно тому, как это было при использовании инерционного фильтра (рис. 6.20, а). На рис. 6.20, г 2 нуль передаточной функции фильтра находится справа от ее полюса. Это приводит к желаемому смещению годографа для двигателей с большой постоянной времени в левую полуплоскость. Подобный результат в мощном электроприводе достигается при выборе значений ть большими т2, т. е. при применении фильтра с дифференцирующими свойствами в диапазоне частот 1/т2—1М. Данное звено иногда называют инерционно - форсирующим. Полученное расположение корневого годографа свидетельствует о благоприятном влиянии дифференцирующей обратной связи для двигателей с большой постоянной времени.
5. W(s) = s. Использование дифференцирующего регулятора приводит к взаимному сокращению полюса и нуля в передаточной функции разомкнутой системы. При этом электропривод функционирует как система непрерывного действия и является устойчивым относительно скорости, что следует из расположения годографа на рис. 6.20, д. Поскольку входным в данном случае является сигнал, пропорциональный скорости, система не обеспечивает фазовую синхронизацию и автоматическое регулирование фазы выходного сигнала.
6. W(s) = l+sti. Фильтру с такой передаточной функцией соответствует корневой годограф, представленный на рис. 6.20, е. С увеличением коэффициента усиления полюсы замкнутой системы перемещаются влево и ее запас устойчивости возрастает.
Мощность двигателя. Двигатели большой мощности имеют значительную механическую постоянную времени. Анализ расположения корневых годографов на рис. 6.20 показывает, что имеющие небольшую механическую постоянную времени электроприводы малой мощности с фазовой синхронизацией хорошо работают при наличии фильтра с нулевым полюсом и нулем в левой полуплоскости, как это имеет место при установке ПИ-регулятора. Для устойчивой работы замкнутого по фазе электропривода большой мощности в качестве фильтра необходимо использовать пропорционально-дифференциальное звено. При введении дифференцирующих звеньев в систему серьезной проблемой становится ее чувствительность к помехам, поэтому в таких электроприводах приходится осуществлять шумоподавление. Поскольку производная от фазы есть частота, производной от разности фаз является разность частот. Для получения сигнала, пропорционального разности частот, можно обойтись и без дифференцирующих звеньев, преобразовав сигналы, пропорциональные задающей и фактической частоте, в напряжения и просуммировав их алгебраически.
Данный принцип реализован в структуре электропривода, представленной на рис. 6.21, а. Выходной сигнал фильтра пропорционален разности фаз, а разность выходных сигналов преобразователей частота—напряжение (f—и) пропорциональна разности частот (производной от разности фаз). В реальных системах как в цепи фазовой синхронизации, так и в преобразователях }—и для получения непрерывных сигналов используются сглаживающие фильтры.'
Рис. 6.21. Электропривод с фазовым управлением и повышенным запасом Устойчивости: А — исходная структурная схема; б — приведенная структурная схема |
Все три фильтра должны иметь примерно одинаковые постоянные времени, - так как они работают на близких частотах F и fi. Для повышения быстродействия системы датчик должен выдавать как можно большее число импульсов, приходящихся на один оборот вала двигателя, что позволяет уменьшить постоянные времени фильтров. Однако чем больше частота, тем выше коэффициент усиления системы и ниже устойчивость, что вынуждает при выборе параметров датчика скорости принимать компромиссное решение. Диапазон рабочих частот обычно соответствует 36—120 импульсам на один оборот [7—9]. Заметим, что при наличии фильтров в схеме с фазовой синхронизацией и преобразователях f—и системе соответствуют корневые годографы, приведенные на рис. 6.20, г2. Однако если постоянная времени т2 мала, система ведет себя аналогично представленной на рис. 6.20, е.
В структуре привода на рис. 6.21, а сумматоры могут быть объединены и схема преобразована в изображенную на рис. 6.21, б. Данная структура может рассматриваться как универсальная. При отсутствии цепи фазовой синхронизации она представляет собой обычную замкнутую систему непрерывного действия. Введение этой цепи позволяет скомпенсировать рассогласование но скорости таким образом, что теоретически статизм механических характеристик равен нулю. Данная гибридная схема управления позволяет улучшить характеристики как системы непрерывного действия, так и простой системы с фазовой синхронизацией.