Тиристорные электроприводы постоянного тока
Исследование с помощью ЭВМ
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
При известных параметрах двигателя, преобразователя и сети с помощью цифровой ЭВМ могут быть рассчитаны требуемые характеристики любого электропривода. Представленные на рис. 2.8 блок-схемы программы иллюстрируют процесс решения на ЭВМ и не требуют подробного разъяснения. В следующих параграфах представлены результаты исследования электропривода с фазовым управлением скоростью двигателя постоянного тока независимого возбуждения с номинальными данными t/HOM = 110B, «ном =1800 об/мин, JPHom— 1,85 кВт.
Механические характеристики. Семейства механических характеристик электропривода при различных углах управлений представлены на рис. 2.9 и 2.10 для полу-и полностью управляемого преобразователей соответственно. В обоих случаях мягкие участки характеристик в зоне малых моментов обусловливаются режимом прерывистых токов, причем. при полностью управляемом преобразователе этот режим имеет место почти во всей области регулирования. Отрицательные значения угловых скоростей на рис. 2.10 соответствуют инверторному режиму работы преобразователя. Среднее значение его выходного напряжения может изменять знак. При изменении знака напряжения на якоре машины в результате реверса скорости или потока возбуждения она начинает работать в генераторном режиме и отдавать энергию в питающую сеть.
Влияние индуктивности якоря Ья. Введение дополнительной индуктивности в якорную цепь двигателя вносит существенные изменения в характеристики системы преобразователь—двигатель. Рисунки 2.11 и 2.12 иллюстрируют сужение в этом случае зоны прерывистых токов. В случае применения реактора с большой индуктивностью электропривод имеет жесткие механические характеристики в широкой области изменения момента, что существенно расширяет диапазон регулирования.
Нет |
Индуктивность якорной цепи оказывает положительное влияние также на другие технические и энергетические показатели привода, что иллюстрируется рис. 2.13—2.16 для полууправляемого преобразователя. Данные результаты получены для регулирования с постоянным моментом, равным 10 Н-м для рассматриваемого двигателя. Блок-схема программы для соответствующих расчетов приведена на рис. 2.8, в. Анализ показывает, что дополнительная индуктивность в якорной цепи благоприятна для режима работы как двигателя, так и питающей сети. При полностью управляемом преобразователе индуктивность также оказывает поло-
Начала 1
Считывание и запись входных данных, Параметров и ограничении
Т
Начальное значение <х=0
Начальное значение скорости |
Алгоритм расчета установившегося режима |
Полностью управляемый^^ преобразователь ^ |
Ш
Стоп T а)
2* 35
Жительное влияние на рассмотренные характеристики, за исключением коэффициента гармоник.
Рисунок 2.17 иллюстрирует влияние индуктивности якорной цепи на коэффициент гармоник в полностью управляемом преобразователе. Этот коэффициент монотонно падает с уменьшением
Постоянной времени до некоторого значения, а затем начинает расти. При определенном значении индуктивности Ья пульсирующий ток двигателя определяет практически синусоидальную форму потребляемого из сети тока, хотя такой характер якорного тока и неблагоприятен для двигателя. Однофазный диодный выПрямитель с активной нагрузкой дает максимальные пульсации
Начало Рис. 2.8. Алгоритм расчета характеристик электропривода по системе преобра- Зов атель—двигатель: а — программа расчета характеристик в установившемся режиме; б — подпрограмма расЧета установившегося режима для а я в; в — программа расчета характеристик при регули. Ровании с постоянным моментом |
Тока (выходное напряжение выпрямителя представляет собой выпрямленную синусоиду), однако (потребляемый из - сети ток синусоидален. При работе на противо-ЭДС двигателя постоянного
Рис. 2.9. Механические характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения (2 кВт, 110 В, 1800 о-б/мин) с однофазным полууправляемым преобразователем |
Рис 2.10. Механические характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения (2 кВт, 110 В, 1800 об/мин) с однофазным полностью управляемым преобразователем
„ лп^яипчной индуктивностью В якор-
10 1I Момент, им |
Рис. 2.11. иой цепи. |
Механические ^«^SS^'BSSSI Ж—ГприТле ^Н/правления^ 3*0 и Z^X^u преобразователе |
10 12 Момент, Ям |
РИС 2.12. механические ^ГГлюетр^руют'в—е ин^ктивноети при пол - а ^^^ и угле управлен 39
-^ятах/Л 2,0 |
Q,1 0,г. 0,3 0,4 0,5 0,6 о, г |
Относительная спорость, И/!1/1и/кяФ) |
Рис. 2.13. Регулирование двигателя постоянного тока независимого воз - буждения при постоянном моменте с помощью полууправляемого преобразователя. Момент равен 10 Н-м. Зависимость отношения максимального значения тока якоря к его среднему значению от скорости для различных постоянных времени якорной цепи |
I--- 1--- 1--- 1--- [
О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 О, $ О/ Относительная скорооть, Рис. 2.14. Регулирование с постоянным моментом при полууправляемом преобразователе. Момент равен 10 Н-м. 'Зависимость отношения среднеквадратичного значения тока якоря к его среднему значению от скорости при различных тя |
I 1 | ' I ' I 1 I 1 I 1 I '• |
/.я=£мГк) |
'О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,0 0,7 0,8 Относительная Скорость, и/к„Ф) |
Рис. 2.16. Регулирование с постоянным моментом 10 Н-м при полууправляемом преобразователе. Зависимость коэффициента гармоник от скорости при различных тя |
I. ii |
Рис. 2.15. Регулирование с постоянным моментом 10 Н-м при полууправляемом преобразователе. Зависимость коэффициента мощности от скорости при различных тя
0,1 0,2 0,3 0,4 0.5 0,6 0,7 Относительная скорость, и/(^и/кяф) |
Рис. 2.18. Зависимость коэффициента мощности от скорости. Сравнение полу - и полностью управляемых преобразователей. Двигатель постоянного тока независимого возбуждения с параметрами /?я = 0,6 Ом, Lя=6 мГн, тя = = 10 мс |
Кг 0,8- 0,7- 0,6- 0,5- 0,4- 0,3- 0,2- Oj- |
Тя = 100мс |
(R„=0,6 ОМ,/.я=^мГН) ' <_____ I__ £__ I__ I__ 1__ |
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 Относительная скорость, ы/(/2и/*.яФ) |
Рис. 2.17. Регулирование с постоянным моментом 10 Н-м при полностью управляемом преобразователе. Зависимость коэффициента гармоник от скорости при различных тя |
"1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1—~T~
Тока содержание гармоник растет при малых значениях Ья (рис. 2.17) за счет того, что ток якоря становится прерывистым (см. рис. 2.6).
Из рис. 2.13 следует, что отношение максимального значения тока двигателя к его среднему значению достигает максимума при относительной скорости около 0,4, или 63 % номинальной скорости. При отсутствии добавочной индуктивности в цепи якоря (постоянная времени цепи тя=Ю мс) максимальное значение тока вдвое превышает его среднее значение. Условия коммутации при этом существенно ухудшаются. С введением дополнительной индуктивности максимальные значения тока уменьшаются.
В соответствии с рис. 2.14 при отсутствии дополнительной индуктивности отношение среднеквадратичного тока к среднему составляет 1,25, что соответствует 1,252= 1,56-кратному увеличению тепловой мощности. Это обстоятельство в ряде случаев требует применения специальных методов проектирования двигателей [4] для электроприводов с фазовым управлением.
Рисунок 2.15 иллюстрирует падение коэффициента мощности с увеличением глубины регулирования скорости. Это является серьезным недостатком приводов с фазовым управлением, который не может быть устранен введением добавочной индуктивности В цепь якоря.
О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 ■ 0,6 0,7 Относительная скорость, |
Рис. 2.19. Зависимость cos ф от скорости для полу- и полностью управляемых преобразователей и двигателя независимого возбуждения с тя=10 мс |
Рис. 2.20. Зависимость коэффициента гармоник от скорости для иолу - и полностью управляемых преобразователей и двигателя с тя=10 мс |
МЬ/й преобразователе |
10Н-м - |
Рис. 2.22. Зависимость отношения среднеквадратичного значения тока якоря к его среднему значению от скорости для полу - и полностью управляемых преобразователей и двигателя независимого возбуждения с тя=10 мс |
- Полуиправляемьи1 преобразователь Полностью управляемый преобразователь^______ |
------ Полностью _ Управляемый, __________ Преобразователь 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 Относительная скорость, ш/(№и/кя<р) |
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 Относительная скорость, ш/(V^U/kg<P) |
Рис. 2.21. Зависимость отношения максимального значения тока якоря к его среднему значению от скорости для полу - и полностью управляемых преобразователей и двигателя с Тя —10 мс
Сопоставление полу - и полностью управляемых преобразователей. От выбора типа преобразователя зависят характеристики электропривода с двигателем постоянного тока независимого возБуждения, что иллюстрируется рис. 2.18—2.22.
Коэффициент мощности и cos ср ухудшаются при регулировании скорости вниз от основной для обоих типов преобразователей, как для полу-, так и для полностью управляемого. Полууправляемые преобразователи с этой точки зрения имеют преимущество перед полностью управляемыми и применяются, когда не требуется обеспечивать рекуперацию энергии.
Рисунок 2.20 иллюстрирует большее содержание гармонических составляющих в потребляемом из сети токе в зоне низких скоростей при использовании полууправляемого преобразователя.. В таких приводах коэффициент гармоник резко возрастает при регулировании скорости вниз, в то время как в приводах с полностью управляемым преобразователем он остается примерно на одном уровне. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что в полностью управляемом преобразователе форма тока сети практически не изменяется (длительность протекания эуого тока составляет у=180°), а в полууправляемом она зависит от угла управления (у = зт—а).
Из рис. 2.21 следует, что максимальное значение тока якоря в приводах с полууправляемыми преобразователями меньше, чем с полностью управляемыми, что обусловливается сглаживающим влиянием цепи обратного диода. По этой причине условия коммутации в таких приводах благоприятнее, и этот эффект особенно значителен в зоне малых токов и моментов. Полууправляемые преобразователи обеспечивают, кроме того, относительно меньший уровень среднеквадратичных токов (рис. 2.22) и поэтому более благоприятны в плане использования двигателя по теплоте. При номинальном моменте, составляющем 10 Н-м для рассматриваемого двигателя, и относительной скорости 0,1, составляющей 15 % номинальной, использование полностью управляемого преобразователя вместо полууправляемого приводит к увеличению выделения теплоты в двигателе в (1,32/1,1)2= 1,44 раза.
Использование для анализа конкретного двигателя мощностью 2,5 кВт не влияет существенно на общность представленных в настоящем разделе результатов. Они могут служить для читателя надежной оценкой основных свойств однофазных электроприводов постоянного тока с фазовым управлением.