Тиристорные электроприводы постоянного тока
ИМПУЛЬСНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ Постоянного ТОКА
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Многие промышленные электроприводы и технологические процессы получают энергию из сетей постоянного тока. При этом часто требуется изменение подводимого к установке напряжения. Например, подземный транспорт, троллейбусы, электрокары получают питание от сетей или источников постоянного тока неизменного напряжения. Однако необходимость регулирования скорости требует преобразования напряжения сети в регулируемое напряжение, подводимое к якорю двигателя постоянного тока. В таком преобразовании нуждаются многие производственные механизмы мощностью от нескольких ватт до нескольких тысяч киловатт. Классическими средствами получения регулируемого напряжения до настоящего времени являлись контроллеры, с добавочными сопротивлениями и система генератор—двигатель.
Резисторное регулирование. При этом способе между постоянным напряжением сети и нагрузкой включается регулируемый резистор. Этот способ до настоящего времени используется в некоторых тяговых электроприводах, хотя ему сопутствуют' большие потери в резисторах и соответственно низкий КПД.
Система генератор—двигатель. Регулируемое напряжение на выходе генератора постоянного тока формируется путем изменения его потока возбуждения. Такая система также еще находит применение в промышленном электроприводе. Она ввиду наличия трех машин одинаковой мощности имеет большие массогабарит- ные и стоимостные показатели, невысокий КПД и относительно большую инерционность.
Появление в 60-х годах мощных тиристоров дало возможность создать экономичные статические преобразователи для питания электроприводов от сети постоянного тока. Такие преобразователи обеспечивают высокие КПД и быстродействие, плавное регулирование, благоприятные массогабаритные и стоимостные показатели и не требуют трудоемкого обслуживания. Два принципиально различных типа таких преобразователей представлены на рис. 4.1.
Преобразователь с промежуточным звеном переменного тока.
В схемах с промежуточным звеном переменного тока напряжение сети постоянного тока преобразуется в переменное, которое повышается или понижается с помощью трансформатора и затем выпрямляется. Преобразование энергии осуществляется в две ступени, что удорожает и укрупняет систему и снижает ее КПД. Определенным ее достоинством является гальваническая развязка цепей нагрузки и сети, осуществляемая благодаря трансформатору.
Сеть постоянного тона Рис. 4.1. Тиристорные преобразователи напряжения сети постоянного тока в регулируемое напряжение постоянного тока |
Импульсный преобразователь. Новым средством непосредственного преобразования неизменного напряжения сети постоянного тока в регулируемое напряжение постоянного тока являются импульсные преобразователи. Они могут быть уподоблены трансформатору, поскольку их поведение аналогично действию трансформатора с плавно изменяющимся числом витков.
Импульсные преобразователи могут заменить резисторы, обычно устанавливаемые последовательно с якорем двигателя постоянного тока для регулирования скорости. Поэтому их применение целесообразно, например, в электрокарах, где первоочередной задачей является экономия энергии, в подземном транспорте, где с их помощью удается избежать нагрева туннелей. Такие преобразователи могут обеспечить рекуперативное торможение двигателя и возвращение энергии в сеть, что существенно для транспортирующих систем с частым торможением. Благодаря этим своим свойствам импульсные преобразователи находят все более широкое применение в транспорте. Несколько таких транспортных систем имеется в Северной Америке, например транспортная система зоны залива BART в Сан-Франциско, метрополитен в Торонто и Монреале. Импульсные преобразователи применяются также в городском транспорте, в троллейбусах, судовых лебедках, автопогрузчиках, шахтных тележках. Весьма вероятно использование в будущем таких преобразователей для регулирования скорости и обеспечения торможения электромобиля. Благоприятные свойства приводов с импульсными преобразователями заключаются в плавном регулировании, высоком КПД, быстродействии и возможности рекуперации энергии.