Тиристорные электроприводы постоянного тока
Анализ процессов в электроприводе с импульсным преобразователем
На рис. 4.8, а—в представлены схема силовой цепи и диаграммы тока электропривода с двигателем постоянного тока последовательного возбуждения, питающимся от импульсного преобразователя. Предположим, что ток якоря " имеет непрерывный характер, как изображено на рис. 4.8, б, а скорость двигателя неизменна. Тогда уравнения для напряжений на элементах якорной цепи можно записать следующим образом [2, 5]:
При 0</<^откр
С = |
U = RJ я + Kdijdt + kaJa со - j - ЈOCIco; (4.30)
(4.31) |
При ^откр <T<T '
О = RJK +rLadiJdf + k„J„Со -J- £оСтсо.
Рис. 4.8. Работа машины'постоянного тока с импульсным управлением:
F------ 1 D I I "я +-Ы-* |
4 я |
И |
А — базовая структура привода; б — непрерывный ток якоря; в — прерывистый ток якоря
А)
'max
О t. |
И Т T^T'IОткр В) |
'откр' |
GTKC I-- |
T-rA |
Откр |
В установившемся режиме ток минимален в момент, когда прерыватель включается, и максимален, когда прерыватель отключается, т. е. /я(0) —1ятгп и г'я(^откр) =1ятах- Решениями уравнений (4.30) и (4.31) относительно 1Я являются выражения:
При 0 < I < T0TK р
- iR(U — ЈOCTco) (1 — e~t/x)/{Ra + £я, всо) + /яMine~t/x, (4.32)
ПрИ ^откр <*<Т
1Я= -ЈOCTCo(L-е~г, х)/(Яя + £я, всо) + InmaXe~Tr' (4.33)
Где t' = t—^откр! т = £я/(7?я + &я, всй).
Из (4.32) определяется максимальное значение тока в конце первого интервала:
/ _ £ // - (U — kocM (L — е"<0ТКР/т ) J -'отирЛ /4 34х 'я Max — 1яиоткр/~" £ щ Т1ят1пс . Yr.U-Zj
В установившемся режиме г'я (0) = г'я (Г) = iR(t' = Т — ^откр). Поэтому из (4.34) следует
K щ (I___ е~(Г-^откр)А )
Т _ i И' ___ Т___ f _______ "Остш 1 G__________ / I
'ятЫ — ЫК1 -1 1отнр) — Яя4-ЙявШ
+ (4-35)
Совместное решение (4.34) и (4.35) позволяет получить выражения для граничных значений токов
1 _ U Е °™Р'Х -1 йост м . ,4от
~ Яя + *я, ви е' откр/Г — 1 Яя + *я, вш '
/ С/ 1-е WT Fe0CTtQ
Яя + *я, вш ~е~тIх Яя + *я, в ® ' * ' '
Для случая прерывистого тока якоря, показанного на рис. 4.8, в, Когда 1ятЫ = 0, имеем
IKmax = (U-KОстсо)(1-е-'оТкрЛ)/(/?я + йя, вСо) . (4.38)
Чтобы найти время t=tm или t' = tm—^откр, при котором ток якоря становится равным нулю, подставляем значение 1ятах из (4.38) в (4.33) и приравниваем г'я нулю. Тогда
Л Fe0CTA> (L - е-Ст-'откр)/*) U — йост» /, /х W
0 =------------- Ост р. .----------------------------------------- - п. °ст— (1-е откр/ ) х
Дя4Л, ви Дя + ^я. в10
Х е Cm 'откр)Л. (4.39)
Интегрирование (4.39) позволяет получить выражение для определения tm:
(1 — е-'отщ>/х ) | |
(4.40) |
Tr |
'оТКр/Т Fj I U — K ООТШ
, = т1п{е p +
Определив по (4.40) характер протекающего по якорной цепи тока, для нахождения его можно пользоваться выражением (4.32) При открытом прерывателе и (4.33) при закрытом. Формула (4.33) справедлива для интервалов времени tQTKP<t<C.T при непрерывном токе и для интервалов t0TKp<.t<tm при прерывистом.
Для построения характеристик и оценки технических и энергетических показателей электропривода с импульсным управлением необходимо получить выражения для'ередних и среднеквадратичных значений токов и напряжений.
Средний ток якоря /я. По определению и в соответствии с диаграммами рис. 4.8, б, в
Откр т
1Я J |
(4.41) |
J г'я (0 dt - j - j ia(t)dt
Откр
Обозначим
Л = (U - £0ст®)/(£ я + йя. всо): (4.42)
/2 = -£остШ/(Яя + £я, всо). (4.43)
■= jr IV, |
Из (4.32), (4.33), (4.41) — (4.43) получаем окончательное выражение для нахождения среднего значения тока якоря
(4.44) |
11/2 |
Т Vmtn - H) (1 ~ ) - /а (L - Up) +
Откр
+ *(1тах + 4) (1 — )] .
Среднеквадратичное значение тока якоря. Выполняя процедуры, аналогичные указанным, получаем
Откр
^Я, КВ - |
(4.45) |
J ii(t)dt+ J г'я (0 dt
Откр
/Я,KB = {■Y И* Скр + 2т/, (Imin - /i) (1 - ) +
/a)x 1/2 (4.46) |
Vmln - I if (1 - e~2'0tkp/t ) + /1 - Up) - 2t/2 (/^
M = (4.47)
Среднее напряжение якорной цепи. . В режиме непрерывного тока 1
£/я = Ua при Tm = T, . (4.48)
В режиме прерывистого тока
Ия = Ua+ &оОТ со (Г - Tm)LT при Tm < Т. (4.49)
Двигатель постоянного тока независимого возбуждения. Вышеприведенный анализ справедлив для двигателей независимого возбуждения, однако, используя в этом случае его результаты, следует иметь в виду "следующие обстоятельства:
1) "член йя, вС0 в (4.30) — (4.43) отсутствует;
2) ЭДС остаточного потока &OCTco необходимо заменить на протйво-ЭДС двигателя. Отсюда следует
/, = (£/—йяФ<в)/Яя; (4.50)
3) электромагнитный момент определяется выражением
М = &ЯФ/Я. (4.52)