ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СТЕКЛА И ШЛАКОСИТАЛЛОВ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

К художественным изделиям относятся скульптура из стекла, витражи и смальты.

Скульптура из стекла. Этот вид художественного стекла пред­назначен для украшения жилых и общественных помещений. Скульп­туры из стекла небольших размеров прессуют в разъемных металли­ческих формах. После прессовки и отжига скульптуры подвергают тонкому матированию в растворе плавиковой кислоты. Для изго­товления скульптур пригодны стекла любых составов. Обычно прес­сованные скульптуры изготавливают на заводах сортового стекла, оснащенных прессами и цехами химической обработки.

Скульптуры больших размеров изготавливают по технологии, разработанной Ленинградским технологическим институтом и Ле­нинградским заводом художественного стекла. Вначале изготовля­ется гипсовый оригинал. Затем по оригиналу делается гипсовая раз­борная форма, в которую заливается легкоплавкая масса (воск-t - + парафин4-церезин), после затвердевания которой гипсовая разбор­ная форма снимается. Модель из легкоплавкой массы обмазывается огнеупорной массой из глины, шамота и асбеста. После подсушки и обмазки легкоплавкую массу выплавляют, а огнеупорную форму вы­сушивают и обжигают при 800 °С.

Заполнение огнеупорной формы стеклом осуществляют двумя способами: моллированием (размягчением) в ней твердого стекла и заливкой в форму жидкой стекломассы. Для моллирования, во из­бежание образования внутренних пузырей в форму закладывают один кусок стекла, предпочтительно оптического. Стекло не должно кристаллизоваться при моллировании и последующем охлаждении. Заполненную стеклом форму отжигают. После отжига огнеупорную массу осторожно по частям отбивают от стекла и обрабатывают скульптуру абразивными инструментами. На рис. 15.16 показан бюст А. С. Пушкина высотой 400 мм, изготовленный из стекла.

Витражи. Витражом называется художественно оформленное плоское или гнутое стекло, предназначенное для заполнения свето­вых проемов или декорирования внутренних элементов зданий. Тех­ника изготовления витражей и их размеры разнообразны. Класси­ческий пример — витраж на свинцовой пайке, в котором по задан­ному рисунку располагают куски цветного стекла разной формы. По торцам стекла огибают свинцовым профилем, который в отдельных местах сваривают, превращая разрозненные куски стекла в плоский лист — цветную картину.

Прозрачные листы стекла превращают в витражи путем нанесе­ния матового рисунка абразивными инструментами или с помощью химического травления. Применяя серебряные и медные пасты, пре­вращают бесцветное листовое стекло в цветной витраж. Для этого слои паст наносят по заданному рисунку на поверхность стекла. При нагревании до 550—600 °С ионы серебра и меди диффундируют из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая его в цвета: жел­тый (серебряная паста) или светло-желтый, черный и красный
(медная паста). Окраска за­висит от газовой среды, в ко­торой производят термическую обработку.

На листы бесцветного стек­ла можно также наносить ри­сунки из цветных порошков или аппликации из кусков цвет­ного стекла, которые закреп­ляют нагреванием или устой­чивыми органическими клеями. Из цветного накладного стек­ла получают витражи обра­боткой цветного слоя по на­клеенным на него трафаретам, пескоструйным аппаратом, аб­разивными инструментами или травлением фтористыми раст­ворами.

Смальты. Смальтой назы­вают кусочки цветного стекла небольших размеров (1—2 см2), применяемые для мозаичных работ. Картины, выполненные В технике смальты, веками СО - Рис. 15.16. Бюст А. С. Пушкина из храняются даже под воздейст - стекла

Вием атмосферных условий.

В зависимости от способа производства смальта может быть: а) из цветного глушеного стекла, отформованная из расплава и за­кристаллизованная; б) из цветных стеклянных порошков; в) золо­тая с бесцветной и цветной кантарелью; г) серебряная с бесцветной и цветной кантарелью.

Первая особенность глушеной смальты — разнообразие ее окра­сок. Например, в Ленинградской мозаичной мастерской хранилось 15 тыс. образцов разных окрасок, приготовленных по рецептам М. В. Ломоносова. Вторая особенность смальты—особая матовая фактура поверхности излома напоминающая живописные краски. Ма­товость излома смальты достигается благодаря подбору составов стекол и режимов их кристаллизации. При разламывании кристал­лизованной смальты, специально подобранного состава кристаллы со­здают микрошероховатую поверхность, которая рассеивает свет.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

В Государственном институте стекла разработан способ изго­товления смальты из стеклянных порошков, впервые внедренный на Лисичанском стекольном заводе. Он состоит из "следующих последо­вательных стадий: варки стекла, его гранулирования, сушки грану - лята, его помола в шаровой мельнице, замачивания и прессования порошка в плитки, обжига и отжига плиток.

289

Различные цветовые оттенки смальты достигаются смешивани­ем порошков разной окраски или разбавлением цветного порошка стекла бесцветным. Золотая и серебряная смальта представляет со­бой небольшие плитки, состоящие из двух спрессованных в горячем состоянии слоев стекла, между которыми проложены листочки зо­лота или серебра толщиной менее 1 мкм. Верхний бесцветный или цветной слой смальты (кантарель) имеет толщину не более 1 мм и служит для защиты золота н серебра от механических и атмосфер­ных воздействий. В отраженном свете при рассмотрении через бес-

19—468
цветную кантарель тонкие ли­сточки золота и серебра созда­ют впечатление массивных кус­ков этих металлов.

Технология получения зо­лотой и серебряной смальты включает следующие операции: выдувание из цветного или бес­цветного стекла цилиндра диа­метром не менее 150 мм; раз­резание его на размеры, соот­ветствующие размерам золотых или серебряных листочков; на­несение на изогнутые квадрат­ные детали, полученные от раз­резания цилиндров, золотых или серебряных листочков; ра­зогревание кантарели до тем­пературы размягчения стекла, ее укладка в форму листочком вверх, подача на кантарель порции стекломассы, прессов­ка плитки смальты и отжиг. Толщина второго слоя со - Рис. 15.17. Портрет Петра I, выполнен- ставляет 5—15 мм. Для него ныв в технике смальты следует применять мягкие стек­

Ла, содержащие РЬО или F, которыми заливают кантарели при низкой температуре во избежание частичного растворения зо­лота и серебра в стекле. Отожженные плитки смальты разрубают на кусочки со стороной примерно 1 см или менее, причем делают это на станке с двумя стальными зубилами — верхним подвижным и нижним неподвижным, между которыми помещают стекло. На рис. 15.17 показан портрет Петра I, выполненный в технике смаль­ты М. В. Ломоносовым.

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СТЕКЛА И ШЛАКОСИТАЛЛОВ

МНОГОСЛОЙНОЕ СТЕКЛО

Многослойное стекло относят к группе защитных без­опасных безосколочных стекол, которые отличаются наи­более совершенными защитными свойствами. Наиболь­шее распространение получило трехслойное стекло — триплекс, состоящее из двух листов стекла и эластичной прокладки. …

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШЛАКОВЫХ СТЕКОЛ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ

Химический состав исходных стекол, предназначен­ных для получения шлакоситаллов, должен удовлетво­рять ряду требований; одни из них определяются эксплу­атационными свойствами конечного материала, другие диктуются технологией их промышленного производства. Первые из них требуют, …

СТЕКЛЯННЫЕ ПУСТОТЕЛЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ

Характеристика изделий. Стеклянные строительные блоки представляют собой изделия с герметически за­крытой полостью, образованной в результате сварки двух отпрессованных коробок с гладкими или рифлеными по­верхностями. Их выпускают квадратными, прямоуголь­ными, шестиугольными, угловыми; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.