ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СТЕКЛА И ШЛАКОСИТАЛЛОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
К художественным изделиям относятся скульптура из стекла, витражи и смальты.
Скульптура из стекла. Этот вид художественного стекла предназначен для украшения жилых и общественных помещений. Скульптуры из стекла небольших размеров прессуют в разъемных металлических формах. После прессовки и отжига скульптуры подвергают тонкому матированию в растворе плавиковой кислоты. Для изготовления скульптур пригодны стекла любых составов. Обычно прессованные скульптуры изготавливают на заводах сортового стекла, оснащенных прессами и цехами химической обработки.
Скульптуры больших размеров изготавливают по технологии, разработанной Ленинградским технологическим институтом и Ленинградским заводом художественного стекла. Вначале изготовляется гипсовый оригинал. Затем по оригиналу делается гипсовая разборная форма, в которую заливается легкоплавкая масса (воск-t - + парафин4-церезин), после затвердевания которой гипсовая разборная форма снимается. Модель из легкоплавкой массы обмазывается огнеупорной массой из глины, шамота и асбеста. После подсушки и обмазки легкоплавкую массу выплавляют, а огнеупорную форму высушивают и обжигают при 800 °С.
Заполнение огнеупорной формы стеклом осуществляют двумя способами: моллированием (размягчением) в ней твердого стекла и заливкой в форму жидкой стекломассы. Для моллирования, во избежание образования внутренних пузырей в форму закладывают один кусок стекла, предпочтительно оптического. Стекло не должно кристаллизоваться при моллировании и последующем охлаждении. Заполненную стеклом форму отжигают. После отжига огнеупорную массу осторожно по частям отбивают от стекла и обрабатывают скульптуру абразивными инструментами. На рис. 15.16 показан бюст А. С. Пушкина высотой 400 мм, изготовленный из стекла.
Витражи. Витражом называется художественно оформленное плоское или гнутое стекло, предназначенное для заполнения световых проемов или декорирования внутренних элементов зданий. Техника изготовления витражей и их размеры разнообразны. Классический пример — витраж на свинцовой пайке, в котором по заданному рисунку располагают куски цветного стекла разной формы. По торцам стекла огибают свинцовым профилем, который в отдельных местах сваривают, превращая разрозненные куски стекла в плоский лист — цветную картину.
Прозрачные листы стекла превращают в витражи путем нанесения матового рисунка абразивными инструментами или с помощью химического травления. Применяя серебряные и медные пасты, превращают бесцветное листовое стекло в цветной витраж. Для этого слои паст наносят по заданному рисунку на поверхность стекла. При нагревании до 550—600 °С ионы серебра и меди диффундируют из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая его в цвета: желтый (серебряная паста) или светло-желтый, черный и красный
(медная паста). Окраска зависит от газовой среды, в которой производят термическую обработку.
На листы бесцветного стекла можно также наносить рисунки из цветных порошков или аппликации из кусков цветного стекла, которые закрепляют нагреванием или устойчивыми органическими клеями. Из цветного накладного стекла получают витражи обработкой цветного слоя по наклеенным на него трафаретам, пескоструйным аппаратом, абразивными инструментами или травлением фтористыми растворами.
Смальты. Смальтой называют кусочки цветного стекла небольших размеров (1—2 см2), применяемые для мозаичных работ. Картины, выполненные В технике смальты, веками СО - Рис. 15.16. Бюст А. С. Пушкина из храняются даже под воздейст - стекла
Вием атмосферных условий.
В зависимости от способа производства смальта может быть: а) из цветного глушеного стекла, отформованная из расплава и закристаллизованная; б) из цветных стеклянных порошков; в) золотая с бесцветной и цветной кантарелью; г) серебряная с бесцветной и цветной кантарелью.
Первая особенность глушеной смальты — разнообразие ее окрасок. Например, в Ленинградской мозаичной мастерской хранилось 15 тыс. образцов разных окрасок, приготовленных по рецептам М. В. Ломоносова. Вторая особенность смальты—особая матовая фактура поверхности излома напоминающая живописные краски. Матовость излома смальты достигается благодаря подбору составов стекол и режимов их кристаллизации. При разламывании кристаллизованной смальты, специально подобранного состава кристаллы создают микрошероховатую поверхность, которая рассеивает свет.
В Государственном институте стекла разработан способ изготовления смальты из стеклянных порошков, впервые внедренный на Лисичанском стекольном заводе. Он состоит из "следующих последовательных стадий: варки стекла, его гранулирования, сушки грану - лята, его помола в шаровой мельнице, замачивания и прессования порошка в плитки, обжига и отжига плиток.
289 |
Различные цветовые оттенки смальты достигаются смешиванием порошков разной окраски или разбавлением цветного порошка стекла бесцветным. Золотая и серебряная смальта представляет собой небольшие плитки, состоящие из двух спрессованных в горячем состоянии слоев стекла, между которыми проложены листочки золота или серебра толщиной менее 1 мкм. Верхний бесцветный или цветной слой смальты (кантарель) имеет толщину не более 1 мм и служит для защиты золота н серебра от механических и атмосферных воздействий. В отраженном свете при рассмотрении через бес-
19—468
цветную кантарель тонкие листочки золота и серебра создают впечатление массивных кусков этих металлов.
Технология получения золотой и серебряной смальты включает следующие операции: выдувание из цветного или бесцветного стекла цилиндра диаметром не менее 150 мм; разрезание его на размеры, соответствующие размерам золотых или серебряных листочков; нанесение на изогнутые квадратные детали, полученные от разрезания цилиндров, золотых или серебряных листочков; разогревание кантарели до температуры размягчения стекла, ее укладка в форму листочком вверх, подача на кантарель порции стекломассы, прессовка плитки смальты и отжиг. Толщина второго слоя со - Рис. 15.17. Портрет Петра I, выполнен- ставляет 5—15 мм. Для него ныв в технике смальты следует применять мягкие стек
Ла, содержащие РЬО или F, которыми заливают кантарели при низкой температуре во избежание частичного растворения золота и серебра в стекле. Отожженные плитки смальты разрубают на кусочки со стороной примерно 1 см или менее, причем делают это на станке с двумя стальными зубилами — верхним подвижным и нижним неподвижным, между которыми помещают стекло. На рис. 15.17 показан портрет Петра I, выполненный в технике смальты М. В. Ломоносовым.