ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СТЕКЛА И ШЛАКОСИТАЛЛОВ
ПРОИЗВОДСТВО БЕЗОПАСНЫХ И УПРОЧНЕННЫХ СТЕКОЛ
Безопасными называют такие стекла, которые при разбивании от удара не дают острых осколков. К безопасным стеклам относят армированное стекло, закаленное и безосколочное многослойное стекло.
Армированное стекло (см. п. 14.3) может быть получено путем введения внутрь стеклянного листа армирующей металлической сетки. При механическом ударе такое стекло, разбиваясь, растрескивается, но не дает осколков, так как эластичная, гибкая металлическая проволока прочно удерживает на себе образующиеся осколки стекла. Армированное стекло нашло широкое применение в строительстве.
Закаленное стекло получают из обычного стекла путем термической обработки — закалки, в результате которой оно приобретает механическую прочность, значительно превышающую тот же параметр исходного стекла, а также имеет высокую термическую устойчивость. Таким образом, закаленным стеклом можно назвать стекло любого состава, цвета, формы и размеров, подвергнутое термической обработке, которая приводит к образованию в стекле напряжений, определяющих повышенную механическую и термическую прочность, а также специфический характер разрушения такого стекла по сравнению с обычным стеклом. При особенно сильном механическом ударе такое стекло распадается на многочисленные мелкие осколки, которые не имеют острых режущих краев.
Безосколочное многослойное стекло состоит из нескольких листов стекла, прочно склеенных между собой прозрачной эластичной пленкой органического происхождения. Наибольшее распространение получило безосколочное трехслойное стекло (триплекс), представляющее собой трехслойное листовое изделие, состоящее из двух наружных листов силикатного стекла, скрепленных между собой по всей площади третьим внутренним слоем, состоящим из прозрачной эластичной прокладки.
Сочетание хрупкого стекла с эластичной прокладкой придает трехслойному стеклу основное и наиболее ценное его свойство: при разрушении стекла от механического удара, толчка, значительного одностороннего давления, а также от резкого перепада температур (теплового толчка) все его части, расчлененные трещинами, остаются на тех же местах прикрепленными к гибкой промежуточной прокладке. Благодаря прочной склейке прокладки со стеклом по всей площади последняя прочно удерживает на себе образующиеся осколки.
Безопасные стекла широко используют при остеклении главным образом скоростного транспорта: самолетов, вертолетов, автомобилей, автобусов, троллейбусов, железнодорожных вагонов, а также дверей, перегородок, смотровых окон и т. д.