Технологическое оборудование машиностроительных производств
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
В наличии электроприводы ЭТУ2-2-3747Д, ЭПУ1-2-342М
Продаем частотные преобразователи, подробнее здесь: //msd.com.ua/invertor/invertor/
Для привода главного движения необходимо использовать максимальную мощность для обеспечения необходимых скоростей резания, поэтому неизбежным оказывается наличие коробки передач. Если диапазон частот вращения шпинделя велик, коробки передач получаются сложными. Применение асинхронных электродвигателей с электрическим переключением скоростей (одна-три, а иногда и четыре скорости) значительно упрощает коробки передач станков. Однако асинхронные электродвигатели с переключением скоростей обладают постоянным моментом на разных скоростях, что приводит к плохому использованию их на малых скоростях.
В связи с таким использованием электродвигателей постоянного тока, частоты вращения которых в достаточно широких пределах могут регулироваться при постоянной мощности и непрерывном диапазоне скоростей за счет регулирования поля возбуждения путем его ослабления, оказывается более предпочтительным, так как значительно упрощает коробку передач, являющуюся самым сложным узлом станка. В этом случае коробка передач может иметь всего три-четыре ступени скорости, а иногда и две. При этом электродвигатель должен иметь возможность регулировать свою частоту вращения при постоянной мощности за счет ослабления магнитного поля в 3—4 раза. Так как электродвигатели главного движения обеспечивают постоянную заданную скорость, независимую от нагрузки, изменяющуюся в широких пределах, они должны иметь высокую жесткость механических характеристик, которая может изменяться при ослаблении магнитного поля возбуждения. В противном случае невозможна устойчивая работа привода.
Естественная механическая характеристика современных электроприводов при нормальном поле возбуждения обычно обладает достаточной жесткостью (падение частоты вращения при полной нагрузке не превышает 3—5 %).
Особенностью приводов главного движения помимо их больших мощностей по сравнению с приводами подач является их работа при значительно изменяющихся инерационных моментах нагрузки при переключении коробок скоростей, что создает определенные трудности при стабилизации таких приводов. Эти трудности еще более возрастают при необходимости в некоторых случаях обеспечить ориентацию углового положения шпинделя с помощью электродвигателя в станках с автоматической сменой инструмента.
Можно применять главный привод в режиме следящего движения, используя его при нарезании резьбы резцом с помощью плансуппорта или фрезы. Этот метод нарезания резьбы используется в некоторых сериях станков. В силу больших инерционных нагрузок на электродвигатель главных приводов достаточно большой мощности требуется большее время разгона и торможения, чтобы избежать перегрузок электродвигателя по току. Для гарантии безопасного разгона и торможения применяют сложные схемы ограничения по току, обеспечивающие заданный закон разгона и торможения.
Систему управления приводом главного движения для станков с ЧПУ часто оформляется в виде отдельного узла, включающего два 68
тиристорных преобразователя: один мощный — для регулирования напряжения на якоре электродвигателя, другой — маломощный для регулирования напряжения возбуждения. Такой двухзонный привод в настоящее время является типовым для обеспечения главного движения в станках разнообразных модификаций. Помимо двух тиристорных преобразователей этот узел управления содержит схему управления автоматизированной коробкой скоростей станка с необходимыми блокировками.
В станках, имеющих регулируемые электроприводы главного движения, управляемые от тиристорных преобразователей, ориентация шпинделя может осуществляться в следящем режиме, для чего со шпинделем кинематически связывается какой-либо датчик углового перемещения. Такой метод ориентации значительно упрощает как электронную схему управления ориентацией, так и конструкцию шпиндельного узла.
Приближенно момент асинхронного электродвигателя М= =2Mj(S/Sd + (<Sk/5), где Afk — критический (наибольший нагрузочный) момент электродвигателя; Sk — критическое скольжение, соответствующее моменту Мк.
Механические характеристики асинхронного электродвигателя, построенные по формуле крутящего момента, показаны на рис. 43. При Sq = О момент Af = 0. Этот случай синхронного вращения соответствует идеальному холостому ходу машины. В первый момент пуска электродвигателя, когда ротор неподвижен и S = 1, электродвигатель развивает пусковой (начальный) момент Мт который больше номинального момента Мн. Значение Afk и определяет критическую точку (максимум) механической характеристики. Точка А соответствует номинальной нагрузке.
П, % |
Участок характеристики от точки идеального холостого хода до критической точки называют рабочей частью механической характеристики. Только на этом участке возможна устойчивая работа асинхронного электродвигателя при нагрузке. Номинальное скольжение зависит от номинальной мощности, типа электродвигателя и находится
в пределах 0,02—0,12. При этом электродвигатели большей мощности имеют меньшее скольжение.
Кроме асинхронных электродвигателей нормального исполнения выпускают электродвигатели с повышенным скольжением (0,07—0,16) и пусковым моментом. Электродвигатели с нормальным скольжением имеют жесткую характеристику (кривая 7) и их применяют в большинстве станков, а электродвигатели с повышенным скольжением имеют мягкую характеристику (кривая 2), и их применяют в приводах станков с частым включением электродвигателя и значительной нагрузкой при пуске. При прочих равных условиях электродвигатель с мягкой характеристикой имеет меньшую номинальную частоту и больший пусковой момент Мп.
В каталогах обычно приводят следующие основные данные асинхронных электродвигателей: номинальная мощность на валу NH, кВт; номинальная частота вращения п, мин'1; синхронная частота вращения По, мин"1, отношения MJMH и MJMH, где Мн и Мп — соответственно номинальный и пусковой моменты электродвигателя. Номинальный момент Мн = 9550Лн • n, (НМ).
Электродвигатели главного движения (привода главного движения) пускают без нагрузки, поэтому пусковой момент Мп = 0,5Мн достаточен. Для электродвигателей, включаемых в работу под нагрузкой, необходимо большой пусковой момент. Кроме того, такой метод позволяет сравнительно просто организовывать на станке нарезание резьбы путем перевода шпинделя в следящий режим, т. е. управляя им как обычной координатой от устройства ЧПУ.
Большинство металлообрабатывающих станков приводится в движение асинхронными электродвигателями трехфазного тока, которые просты в исполнении и надежны в эксплуатации.
Конструктивные формы асинхронных электродвигателей зависят от способа их крепления и формы, защиты от воздействия окружающей среды. Конструктивно электродвигатели выполняются на лапах, а также во фланцевом исполнении для горизонтальной и вертикальной установки.
Асинхронные электродвигатели рассчитаны на напряжение 127,220 и 380В. Один и тот же электродвигатель можно включать в сеть с разным напряжением, отличающимся друг от друга в V3 раза. При этом для меньшего из двух напряжений статор электродвигателя включают треугольником, для большего — звездой. Сила тока в фазовых обмотках электродвигателя в обоих случаях будет при таком включении одна и та же. Кроме того, выпускают электродвигатели на 500 В. Обмотку статора такого электродвигателя включают на постоянное соединение звездой. Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором выпускают с номинальной мощностью 0,6—1000 кВт на синхронные частоты вращения 600, 750, 1000 и 3000 мин"1. Частоту вращения 70 асинхронного электродвигателя можно повысить, увеличив частоту переменного тока.
Механическая характеристика асинхронного двигателя, т. е. зависимость частоты вращения п от момента М на его валу: п бывает мягкой, жесткой и абсолютной жесткой. У электродвигателей с мягкой характеристикой изменение момента вызывает значительные изменения частоты вращения вала. Если это изменение не влечет за собой заметного изменения частоты вращения, характеристику называют жесткой. При абсолютно жесткой характеристике частота вращения электродвигателя не зависит от нагрузки.
Механическая характеристика электродвигателя характеризуется скольжением (в процентах или в долях единицы), которое выражает относительные падения частоты вращения электродвигателя при переходе от работы без нагрузки (Л/= 0) наибольшей (критической) нагрузки (М = Л/*): S= (п0 — п)/п0, где По — скорость вращения магнитного поля (синхронная частота вращения электродвигателя), с"1 и мин"1; п — частота вращения ротора (асинхронная).
Частота вращения асинхронного электродвигателя, мин"1, определяется следующим соотношением: п = 60Д1 — S)/P где, /— частота переменного тока, Гц; Р — число полюсов статора электродвигателя; S — скольжение ротора.
Следовательно, частоту вращения ротора можно регулировать, изменяя частоту электрического тока, скольжение или число пар полюсов. Первым способом можно регулировать частоту вращения ротора только при наличии отдельного генератора переменного тока для питания электродвигателя. Во всех остальных случаях частота переменного тока в сети является постоянной величиной. Регулирование частоты вращения путем изменения скольжения осуществляется введением активного сопротивления в цепь ротора, что возможно только у электродвигателей с фазовым ротором. В металлорежущих станках (особенно в многоскоростных электродвигателях) широко применяют способ регулирования частоты вращения путем изменения числа пар полюсов.
Торможение асинхронных электродвигателей можно осуществлять механическим или электрическим способом. К электрическим способам торможения относят торможение с рекуперацией, электродинамическое торможение, торможение противотоком и др. Торможение с рекуперацией возможно только для многоскоростных электродвигателей. Сущность его заключается в том, что электродвигатель, оставаясь не отключенным от сети, переключается на низшую скорость, в результате чего он переходит на генераторный режим и отдает в сеть электрическую энергию, благодаря чему электродвигатель тормозится и приближается к режиму переключенной низшей скорости. Дальнейшее торможение осуществляется механическим путем или другими способами.
Электродинамическое торможение производится дополнительной подачей в обмотку статора постоянного тока, в результате чего в статоре возникает постоянное магнитное поле, которое тормозит вращающееся магнитное поле и останавливает электродвигатель. После полной остановки электродвигатель особым устройством автоматически отключается от сети.
Торможение противотоком (про - тивовключением) осуществляют путем переключения двух фаз обмотки статора. При этом меняется направление вращающегося магнитного поля, которое воздействует на вращающийся по инерции ротор и тормозит его. В конце торможения электродвигатель автоматически отключается от сети. Этот способ широко применяют в станках из-за его простоты и надежности.
Реверсирование электродвигателей осуществляется путем переключения любых двух внешних зажимов (фаз) электродвигателя.
Электродвигатели постоянного тока с параллельным возбуждением (шунтовые) широко применяются в станках. Их включают по схеме, показанной на рис. 44. Обмотка якоря «Я» подключена к сети через пусковой реостат 7, а обмотка возбуждения ОВД — через реостат 2, служащий для изменения частоты вращения.
Для электродвигателей постоянного тока момент на валу электродвигателя и частота вращения будут соответственно М=МЯФ, п = =( V— /я • гя)/С • Ф, где к = 0,05 — 0,12 — коэффициент пропорциональности; К— напряжение сети, В; /я — сила тока в цепи якоря; А; гя — сопротивление цепи якоря; Ом; С — постоянная данного электродвигателя; Ф — магнитный электрический поток электродвигателя, Вб.
Механические характеристики электродвигателя приведены на рис. 45. Линия 7 соответствует естественной механической характеристике. Относительно малое сопротивление обмотки якоря обусловливает достаточную жесткость естественной характеристики электродвигателя с параллельным возбуждением. На рисунке это отражено небольшим наклоном линии 7. Во время работы электродвигателя можно увеличить сопротивление реостата 7; тогда общее сопротивление якоря возрастает (наклон линии увеличится). Таким образом, получается несколько искусственных реостатных характеристик 2— 4. Потери мощности в цепи возбуждения зависят от мощности электродвигателя и лежат в пределах 1 — 8 %, увеличиваясь с уменьшением мощности электродвигателя.
Рис. 44. Схема включения шунтового электродвигателя |
Номинальную силу тока якоря определяют как разность номинальных значений силы тока электродвигателя и силы тока возбуждения. 72
Однако сила тока возбуждения электродвигателя параллельного возбуждения мала, и при расчетах ее часто не учитывают.
Шунтовые электродвигатели кратковременно могут работать с перегрузкой. Коэффициент допустимой перегрузки X = 2...2,5. Допустимая кратковременная перегрузка ограничивается появлением значительного искрения под щетками.
Механическая характеристика, соответствующая измененной полярности якоря электродвигателя, при которой изменяется действие момента в двигательном режиме, показана линией 9.
Пуск двигателя с параллельным возбуждением осуществляют только с помощью пускового реостата. Реостат 1 при пуске включается полностью всеми ступенями, тем самым разгоняя электродвигатель по характеристике 4. Сопротивление рассчитывают так, чтобы электродвигатель при включении развивал заранее заданный момент М (обычно М « Мн). При разгоне электродвигателя, когда момент уменьшается до заранее принятого значения М2 (обычно М2 » 1,1 Л/н), одну секцию реостата отключают. Электродвигатель при той же скорости переходит на работу по характеристике 3. Дальнейший разгон электродвигателя происходит также по характеристике 3. Секции реостата постепенно отключают до тех пор, пока электродвигатель не перейдет на работу
73
По естественной механической характеристике. Пуск электродвигателя постоянного тока в станках производится автоматически.
Частоту вращения электродвигателей постоянного тока регулируют тремя способами: изменением сопротивления цепи якоря, изменением подводимого к электродвигателю напряжения и изменением магнитного потока. Первый способ малоэкономичен, и его применяют редко.
Регулирование частоты вращения вала изменением магнитного потока является наиболее распространенным. Величина потока изменяется реостатом 2. Увеличивая его сопротивление, уменьшают силу тока возбуждения и магнитный поток, что приводит к увеличению частоты вращения. Таким образом, при уменьшении магнитного потока механические характеристики представляют собой несколько прямых линий (5— <$), не параллельных естественной характеристике и имеющих тем больший наклон, чем меньшим потокам они соответствуют. Число их зависит от числа секций на реостате 2. При большом числе секций на регулировочном реостате частота вращения регулируется практически бесступенчато.
Регулирование частоты вращения изменением подводимого напряжения требует применения специальных схем и его используют в системах «генератор — двигатель».
Электродвигатели постоянного тока тормозят теми же способами, что и асинхронные электродвигатели. Торможение с рекуперацией осуществляют шунтовым реостатом, которым снижают скорость якоря до минимума. При этом электродвигатель работает в генераторном режиме, отдавая электрический ток в сеть. Окончательную остановку электродвигателя производят отключением его от сети.
При торможении электромеханическим способом, получившим наибольшее рапространение, якорь электродвигателя отключают от сети и замыкают на нагрузочное сопротивление, а электрический ток включают через тормозной реостат.
При торможении противотоком изменяют направление электрического тока в цепи* якоря.
Электрический привод с тиристорним преобразователем и двигателем постоянного тока. Тиристорный преобразователь (ТП) является управляющим источником питания электродвигателя постоянного тока, т. е. усилителем мощности с весьма высоким коэффициентом, достигающим значения 4000. На станках с ЧПУ скорость и направление вращения электропривода определяется системой ЧПУ по величине сигналов на перемещение в соответствии с технологией обработки. Электродвигатель непрерывно управляется в зависимости от величины сигналов рассогласования таким образом, чтобы устранить это рассогласование. Скорость электродвигателя регулируется изменением напряжения, подводимого к его якорю от источника регулируемого напряжения тиристорного преобразователя-выпрямителя. Тиристор - 74 ные преобразователи по сравнению с известными системами регулируемых электроприводов постоянного тока имеют значительные преимущества: статический характер работы преобразователя; высокую экономичность регулирования напряжения; легкость управления; стабильность поддержания скорости; высокое быстродействие; сравнительно малые габаритные размеры и массу; бесшумность в работе; низкие эксплуатационные расходы; простоту обслуживания.
Тиристорные преобразователи собирают по различным силовым схемам в зависимости от мощности электропривода.
Для повышения быстродействия и обеспечения широкого диапазона регулирования скорости применяют широтно-импульсное управление приводом. В таких схемах тиристоры включают в сеть постоянного тока последовательно с электродвигателем. Для гашения тиристоров применяют заряженные конденсаторы, которые включают специальными тиристорами гашения навстречу анодному напряжению. Таким образом, в электродвигателях постоянного тока с тири - сторными преобразователями через якорь электродвигателя пропускают импульсы постоянного тока различной продолжительности.
Эти импульсы отличаются от импульсов переменного тока той же длительностью повышенной энергии, сообщаемой электродвигателю. Это объясняется тем, что анодное напряжение неизменно в течение всего времени протекания тока через тиристор. Большое количество энергии, сообщаемое электродвигателю при пропускании каждого импульса, обеспечивает высокое быстродействие привода. Для электроприводов подачи применяют также комплектные тиристорные преобразователи.
Схема тиристорного преобразователя типа ПТЗР (рис. 46) состоит из двух групп вентилей, образующих трехфазные управляемые вентили. Они работают как инверторы, включаемые последовательно через дроссели (реакторы) 1—2у которые замкнуты на один электродвигатель, включенный между средней точкой «А» дросселей и общей точкой «Б» вторичной обмотки трехфазного трансформатора. При небольшом открывании вентилей обоих выпрямителей через дроссели идет уравнительный постоянный ток 2—4 А. Переменная составляющая этого тока ограничивается дросселями. При большом открывании вентилей одной группы и одноименном уменьшенном открывании другой за счет управляющего сигнала на выходе между точками «А» и «Б» возникает напряжение выпрямителей и вал электродвигателя начинает вращаться в ту или иную сторону в зависимости от того, у какого из выпрямителей напряжение больше. Если при установившейся скорости электродвигателя снизить управляющий сигнал на выходе, то одна из групп вентилей (в зависимости от направления вращения вала электродвигателя в этот момент) переходит в инвентарный режим вследствие того, что ЭДС электродвигателя больше выпрямленного
А2 Ь2 с2 А В С Рис. 46. Тиристорный преобразователь ПТЗР |
Напряжения. При этом направление тока, проходящего через электродвигатель, меняется и он начинает тормозиться до скорости, соответствующей новому значению управляющего сигнала.
Существуют различные методы управления тиристорами, имеющие свои преимущества и недостатки. Управляющие импульсы типа ПТЗР формируются в блоках управления (БУ), работающих совместно с блоком пилообразных напряжений (БПН) и усилителем постоянного тока (У/77), на вход которого последовательно с управляющим сигналом включен тахогенератор (ТГ).
Этот преобразователь имеет специальную схему ограничения тока для предохранения электродвигателя от перегрузки, реализованную в виде: блоктокоограничителя (БТО), блок задания скорости (БЗС), блок
Рис. 47. Импульсно-фазовый следящий привод: / — формирователь ошибки перемещения, 2— фильтр ошибки перемещения, 3— узел компенсации ошибки, 4 — предварительный усилитель, 5— тиристорный преобразователь, 6 — узел компенсации по скорости, 7— тахогенератор, 8 — двигатель подач (постоянного тока), 9— рабочий орган станка, 10— индуктосин, Ху — сигнал задания скорости, Xs — сигнал программы задания фазы, Хп —. сигнал обратной связи от револьвера, є* — суммарный сигнал |
Питания (2>/7), содержащий несколько независимых маломощных трехфазных выпрямителей с фильтрами, блок питания обмоток возбуждения электродвигателя и тахогенератора (БПДТ). Данный ТП совместно с электродвигателем Яй'СГмощностью 1—10 кВт используют в качестве регулируемого электропривода, и он имеет входной управляющий сигнал + 200 В, получаемый от БЗС или от какого-либо другого источника управляющего сигнала постоянного тока. Диапазон регулирования 2000.
Время разгона электродвигателя на полную скорость зависит от его мощности. При небольших мощностях его можно использовать без блока токоограничителя, при этом время разгона или торможения не превышает 0,3 с. Электродвигатели используют с номинальным напряжением 110 В и 220 В, при изменении напряжения необходимо заменить силовой трансформатор. Номинальная частота вращения ротора электродвигателя может быть различной (1000, 1500 и 3000 мин ).
В тиристорных преобразователях типа ЭТ-6И в силовой части применена двойная мостовая схема, значительно увеличивающая жесткость электропривода, и обратная связь по току нагрузки электродвигателя, что значительно улучшает динамику электропривода. В схеме применены интегральные усилители, обеспечивающие высокую стабильность характеристик. Тиристорный преобразователь ЭТ-6И может применяться для управления обычными электродвигателями ПБСТ и высокомоментными электродвигателями с постоянными магнитами, для чего в схеме этого ТП применена специальная схема ограничения тока, зависящего от частоты вращения электродвигателя
Рис. 48. Структурная схема блока связи в импульсно-фазовой системе управления с приводом вращающего трансформатора: КГ — кварцевый генератор частоты, СС — схема синхронизации, Д1 — делитель формирования питания, Д2 — опорный делитель, Т1 и Т2— триггеры сдвига фаз, У1 и У2— усилители питания, ВТ— вращающийся трансформатор, Ф — фильтр, НО — нуль-орган, Н— счетчик накопителя, ПЭ — преобразователь |
(при увеличении частоты вращения допустимый ток пропорционально снижается). Это необходимо для предохранения электродвигателя от повреждений при перегрузках и больших скоростях слежения. Пример выполнения импульсно-фазового следящего привода (ИФП) с тири - сторными преобразователями показан на рис. 47. Обратная связь дана с измерительным преобразователем «револьвер» или «индуктосин» (сигнал X). При скачкообразном изменении частоты на входе блока разгона-замедления частота изменяется по заданному закону. Формирование закона изменения управляющей частоты может изменяться в устройстве ЧПУ в зависимости от условий работы привода. Сигналы с выхода блока разгона-замедления подаются на вход формирователя 7 импульсно-фазового преобразователя ИФП, выдающего прямоугольные фазовые сигналы на несущей частоте (2000 Гц). При появлении на входе формирователя 7 задающего импульса на входе ИФП фаза сигнала изменяется относительно фазы-эталона. Например, при изменении фазы сигнала револьвера за один оборот (или индуктосина на шаге 2 мм) на 360° с последующим делением на 1000 (=) дискрета будет равна 2 мкм. При фазовых измерительных преобразователях перемещения управления приводом подач выполняется по импульсивно-фазовой схеме (рис. 48). Эта схема основана на определении сдвига фаз последовательностью импульсов программы и импульсов, сформированных с выхода вращающегося трансформатора (ВТ). Временное сравнение сдвига фаз выполняется на несущей частоте. Опорный делитель Д1 заполняется импульсами тактовой частоты, алгебраически суммирующимися (в схеме синхронизации CQ с импульсами програм - 78 мы. Делитель Д2, формирующий питание, заполняется импульсами тактовой частоты. Приход каждого импульса программы вызывает сдвиг фаз импульсов на выходе опорного делителя на +I/N часть периода (N — емкость делителя). Наибольший сдвиг фазы, запоминаемый опорным делителем, соответствует № импульса программы. На выходе ВТ установлен фильтр (Ф) и нуль-орган (НО), формирующие прямоугольную последовательность импульсов, которая сравнивается по фазе с импульсами на входе опорного делителя. Для расширения диапазона запоминания рассогласования по пути предусмотрен счетчик-накопитель (Н), запоминающий ошибку, кратную фазовому сдвигу. При наличии такого счетчика рассогласование может превышать период сигнала измерительного преобразователя (ПЭ). Преобразователь формирует аналоговый сигнал на вход блока управления приводом, пропорциональный фазовому сдвигу между импульсами.
Привод подач с высокомоментными электродвигателями позволяет выполнить разгон перемещаемого органа до максимальной скорости за весьма малое время (разгон до 10 м/мин за 0,25 с).
Станки класса точности Н комплектуют приводами подач с двухполюсным вращающимся трансформатором ВТМ-1В с делением фазы на 2000. При дискретности линейного перемещения 0,01 мм привод обеспечивает скорость до 6 м/мин, а при установке мультипликатора — до 10 м/мин. Станки класса точности П комплектуют приводами подач с линейными датчиками ДЛМ-ІІ, либо индуктосинами, обеспечивающими скорость холостых ходов до 10 м/мин. Возможно применение многополюсных револьверов. Высокомоментные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов — это электродвигатели постоянного тока, у которых вместо электромагнитного возбуждения используют возбуждение от постоянных магнитов. Они позволяют получать большие крутящие моменты при непосредственном соединении с ходовым винтом без промежуточных передач. Благодаря наличию возбуждения от постоянных магнитов эти двигатели выдерживают значительные перегрузки и отличаются высоким быстродействием, так как способны кратковременно развивать большой (50—20-кратный) крутящий момент при малых частотах вращения. Отсутствие обмотки возбуждения, нагревающейся при работе двигателя с электромагнитным возбуждением, обусловливает меньший нагрев двигателя с постоянными магнитами. Благодаря этому стало возможным увеличить силу тока якоря и развиваемый крутящий момент без увеличения габаритных размеров двигателя. Для увеличения равномерности вращения ротора двигателя и связанного с ним винта подачи при малых скоростях двигатель имеет большое число полюсов и коллекторных пластин малой ширины. Коллекторы двигателя и тахогенератора имеют специальное покрытие, щетки изготовляют из специально подобранных материалов. Для повышения теплостойкости двигателя при пропуска-
НИИ через обмотку токов большой силы изоляцию обмоток выполняют из материалов высокой теплостойкости.
Высокомоментный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов изображен на рис. 49. Ротор 2 двигателя установлен в подшипниках качения, расположенных в крышках 1 и 10. Якорная обмотка J питается током через коллектор 5и щеточный аппарат 6. В корпусе двигателя, выполненного в виде трубы, по всему периметру наклеены постоянные магниты 4. Якорь 3 тахогенератора посажен на ротор двигателя. Статор 7 тахогенератора 8 может быть оснащен постоянными магнитами или обмоткой возбуждения. Редуктор соединен с ротором двигателя гибкой муфтой 9.
Шаговый двигатель — это импульсный синхронный электродвигатель, преобразующий электрические управляющие сигналы в дискретные (шаговые) перемещения исполнительного органа станка. Шаговые электродвигатели широко применяются в приводах станков с ЧПУ. Схема шагового электродвигателя ШД5-1М представлена на рис. 50. Электродвигатель состоит из двух одинаковых секций статора 1 (рис. 50, а) и общего ротора 2. Каждая секция статора (рис. 50, б) имеет шесть зубчатых полюсов 1—6, взаимодействующих с зубчатым ротором 7, имеющим 20 зубцов. При этом зубцы каждого последующего полюса сдвинуты на 1/6 шага зубцов относительно полюса, а обе секции статора сдвинуты относительно друг друга на 1/2 шага зубцов. Обмотки каждой пары противолежащих полюсов включены последовательно и образуют одну фазу. Таким образом, каждая секция электродвигателя имеет трехфазную обмотку, а с учетом второй секции электродвигатель имеет шестифазную обмотку. Направление магнитных потоков, создаваемых этими шестью фазами в пределах 360°, представлены на рис. 50, в, где векторы 1, 2, 3 указывают направления магнитных потоков, создаваемых тремя фазами первой секции, а векторы Г2'3' — направления магнитных потоков, создаваемых тремя фазами второй секции. При подаче тока в первую фазу первой секции зубцы ротора устанавливаются точно против зубцов первого и четвертого полюсов, на которых находится обмотка первой фазы. При подаче тока во вторую фазу первой секции ротор повернется на 1/3 шага зубцов, т. е. на 6° так, что его зубцы окажутся против зубцов полюсов 2 и 5 (рис. 50, б). Если подать ток по очереди в обмотки второй секции, то ротор также будет поворачиваться на 6°, но со сдвигом на 3° относительно первой секции. Если ток подать сразу в первую фазу первой секции и в третью фазу второй секции, то ротор повернется на 1,5°, т. е. зубцы встанут между зубцами первой и второй секций. Таким образом, чередуя подачу тока то в одну фазу, то в две, получим непрерывное вращение шагового двигателя скачками на 1,5°. За 12 тактов двигатель повернется на 360/20= = 18°, т. е. один оборот он сделает за 240 тактов. Соответствующее чередование тока в обмотках шагового двигателя обеспечивается спе - 80
Е=э Рис. 49. Высокомоментный электродвигатель |
Циальными кодовыми преобразователями, основными элементами которых являются счетчики импульсов со схемами обратных связей и мощные усилители, обеспечивающие ток в обмотках. При напряжении 48 В шаговый двигатель обеспечивает частоту вращения до 4000 мин, что соответствует 1600 Гц.
Конструктивная схема электропривода, состоящего из шагового электродвигателя и гидравлического усилителя моментов (ГУМ) показана на рис. 51. Шаговый электродвигатель (ШД) обрабатывает импульсы, поступающие из системы ЧПУ. При обработке импульса вал 7, поворачиваясь через редуктор 2, заставляет вращаться винт J, ввернутый в гайку 4, жестко соединенную с ротором гидромотора 5. При неподвижном гидромоторе поворот винта заставит соединенный с ним золотник <? переместиться, например, вправо от среднего положения, в результате чего в трубопроводе 6, идущем от золотника к гидромотору, повысится давление, а в трубопроводе 7 понизится, и образовавшийся перепад давления создаст крутящий момент на гидромоторе. Поворачиваясь, ротор гидромотора повернет гайку 4, которая через винт 3 возвратит золотник в среднее положение. При непрерывной подаче импульсов на ШД вал гидромотора будет вращаться со скоростью, пропорциональной частоте импульсов, и золотник будет смещен от среднего положения на величину, обеспечивающую пропуск масла, необходимого для вращения гидромотора.
9 * ІІІІІІІІІІІІІІІІІ *■* ІІІІІІІІІІІІІІІ * 8 |
А) |
В) |
Рис. 50. Шаговый электродвигатель |
В приводе с золотником осевого перемещения исключен ряд недостатков конструкции гидроусилителя момента с поворотным золотником. Так, вследствие изменения передаточного отношения редуктора и шага винтовой пары представляется возможным в широких пределах изменять коэффициент усиления в прямой цепи воздействия 82
И в обратной связи привода. В результате длину рабочего окна и его проходное сечение выполняют достаточным для пропуска больших потоков масла к гидродвигателю и, таким образом, гидравлическая часть привода не лимитирует скорость привода.
Промышленность выпускает электрогидравлические шаговые приводы подач (гидроусилители) для металлорежущих станков типа 332Г18-3 и электрогидравлические поворотные следящие приводы типа СП. Приводы предназначены для перемещения рабочих органов станков и других машин с ЧПУ в соответствии с электроимпульсами, подаваемыми на вход. Величина перемещения определяется числом поданных импульсов, а скорость — частотой их следования. Приводы работают на чистых минеральных маслах с кинемататической вязкостью от 20 до 2000 Ст при температуре от 3 до 50°. Температура окружающей среды от 5 до 40°. Тонкость фильтрации 10 мкм. Приводы состоят из аксиально-поршневого гидромотора, следящего устройства, соединенного с валом гидромотора и шагового электродвигателя.
Электрогидравлический поворотный СП предназначен для осуществления поворотных движений механизмов промышленных роботов, станков, прессов и других машин различного технологического назначения по программе, поступающей на привод в виде электрических сигналов от задающего устройства.
В состав привода входят поворотный гидродвигатель типа ДПГ, дросселирующий распределитель типа УГЭ8, регулируемый дроссель, предохранительные клапаны, переходные плиты и редуктор с датчиками обратной связи.
Величина скорости вращения выходного вала и его направление определяются величиной и полярностью электрического сигнала, поступающего на обмотку управления дросселирующего распределителя.